
Как не стать жертвой дистанционного мошенничества, рассказал заместитель начальника УМВД России по Рязанской области — начальник полиции полковник полиции Дмитрий Григорьев.
Он выделил пять самых распространенных видов мошенничества.
- Получение доступа к аккаунту портала «Госуслуги». Злоумышленник под видом специалиста оператора сотовой связи говорит жертве, что действие договора по обслуживанию сим-карты заканчивается и его необходимо продлить. Он уверяет, что все можно сделать по телефону. Потом мошенник просит продиктовать код из СМС, перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код, продиктовать паспортные данные или номер СНИЛС. Таким образом, злоумышленник получает доступ к личному кабинету на портале «Госуслуги», и может им воспользоваться в своих целях. На самом деле, договор по обслуживанию сим-карты является бессрочным, поэтому на предложение продлить его нужно немедленно класть трубку.
- «Служба безопасности банка». Мошенник представляется сотрудником банка или правоохранительного органа и сообщает, что с банковской картой пользователя происходит подозрительная активность (заблокирована/ взломана/ c карты осуществляется перевод денег на другой счет/ оформлен кредит). Для устранения проблемы просят сообщить данные по карте или перевести деньги на «резервный счет», чтобы якобы обезопасить свои средства. На самом деле перевод поступает на счет мошенника.
- «Ваш родственник попал в беду». Мошенник представляется сотрудником правоохранительных органов и говорит, что родственник совершил ДТП и ему грозит уголовная ответственность. Затем он предлагает передать деньги через курьера или платежный терминал, чтобы решить все проблемы или вообще избежать наказания.
- Программы для удаленного доступа. Злоумышленники представляются сотрудниками службы поддержки и пытаются получить доступ к онлайн-банкингу. Они распространяют через мессенджеры программы удаленного доступа, которые замаскированы под приложение банка или приложение для поиска вирусов. Если человек установит подобное приложение на телефон, то предоставит мошеннику доступ к управлению своим устройством и откроет доступ к учетным данным для входа в мобильный банк и рискует потерять деньги.
- Предложения от лжеброкеров. Злоумышленники под видом сотрудников известных инвесткомпаний связываются с потенциальными инвесторами через социальные сети или звонок по телефону. Они предлагают открыть «брокерский» счет и инвестировать от 10 000 рублей, утверждая, что те получат доход не менее миллиона. Чтобы открыть счет, мошенник просит установить приложение. Программа имитирует рост доходов от инвестиций, в том числе в криптовалюту. Однако если «инвестора» хочет вывести деньги со счета, лжеброкеры сообщают, что нужно пополнить счет еще раз на определенную сумму, оплатить «страховку» или ежедневное размещение валюты в «европейской ячейке» либо найти поручителя, чтобы можно было «обналичить» средства. Так инвестор и теряет деньги.
Дмитрий Григорьев подчеркнул, что мошенник постоянно видоизменяют способы обмана. Чтобы обезопасить себя, нужно помнить, что нельзя выполнять никаких действий под диктовку, независимо от того, кем представляется звонящий. Нельзя передавать никакие персональные данные и сведения о банковских картах, переходить по предлагаемым ссылкам, скачивать сомнительные приложения. Следует сразу прервать разговор и положить трубку.