В среду, 7 апреля, известная писательница, автор романов «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» Гузель Яхина побывала в Рязани. В «Барсе на Московском» Яхина встретилась с читателями и представила им свой новый роман «Эшелон на Самарканд».
Третий роман писательницы вышел в свет совсем недавно. Его презентация состоялась 9 марта.
Своё новое произведение «Эшелон на Самарканд» автор решила сделать именно об этом разрушающем явлении. Сюжет романа завязан на спасении детей из голодающего Поволжья, когда из Казани на поезде на восток отправились около 500 детей в поисках спасения.
Самарканд в романе – это не просто точка на карте. Это город сказочный. Он отсылает нас к теплу, к солнцу, к хлебу, к жизни. И на самом деле эшелон, направляющийся к Самарканду – это своеобразный Ноев ковчег, выплывающий из смерти и устремлённый к жизни.
В романе можно увидеть голод через призму разных людей. С одной стороны, это взрослые, которые его и вызывают, и борются с ним. С другой стороны – это дети. Автор не просто даёт читателю «снимок» голодного детства, сломанных судеб, а представляет объёмную картину голода. Голод, по замыслу Яхиной, проявляется не только в отсутствии пищи. Он заключён во фразах беспризорников, в реакциях детей на происходящее, в их воспоминаниях.
Как призналась Яхина, в период написания романа перед ней встал вопрос, как соблюсти баланс между тяжёлой темой и подачей этой темы читателю.
Облегчить восприятие романа для читателя – это важная задача, которую поставила перед собой Гузель Яхина. Решить её помогла приключенческая форма романа, отсылки к сказочным, античным и религиозным мотивам. Благодаря им главный герой, как персонаж мифов и притч, связывает цепочку событий произведения своими подвигами и великой способностью сострадать и переживать. И, конечно же, здесь есть любовь. Чувства в «Эшелоне на Самарканд» возникают между взрослыми людьми. И чувства эти по-своему необычные – перед нами предстаёт «пара наоборот», где мужчина и женщина будто бы меняются ролями. Всё это позволяет читателю с интересом наблюдать за происходящими событиями.