В Рязанском областной театре кукол состоялся предпремьерный показ спектакля «Гертруда — Дании краса и королева, и этот, как его, принц Датский…». Свою интерпретацию шекспировской трагедии «Гамлет» представил заслуженный деятель искусств республики Беларусь режиссёр Олег Жюгжда. С его постановками рязанский зритель уже знаком: репертуар театра кукол украсили спектакли Жюгжды «Женитьба» (12+), «Лафертовская маковница» (12+), «Король-Олень» (12+) и многие другие. Мы, год от года знакомясь с работами режиссёра, обратили внимание на его особый авторский стиль. Литературную основу воплощаемых на сцене произведений он вместе с командой постановщиков и актёров переосмысливает через яркие метафоры и сильные запоминающиеся образы. Как итог – рождаются абсолютно новые, ни с чем несравнимые версии известных произведений.
Нестандартным и смелым получился и «Гамлет». Может ли удивить трагедия, прошедшая проверку тысячами классических и новаторских постановок? Как оказывается, может! В этом и есть особая магия шекспировских произведений. Настолько они универсальны и глубоки, что в руках мастеров способны раскрывать новые грани смыслов, обнажать актуальные проблемы и обличать вечные пороки.
На несколько часов сцена Рязанского театра кукол превращается в площадку для смелых экспериментов. Действие разворачивается вовсе не на фоне строгих сводов королевского замка. Перед нами – строительные леса, свисающая защитная плёнка, гнетущая темнота. Ощущения от декораций неоднозначные, возникает вопрос: что же из всего этого удастся построить? А когда события «Гамлета» начинают набирать оборот, приходит чёткое осознание: здесь всё на своём месте! Затянувшийся ремонт передаёт разрушенные отношения и судьбы героев, смуту, воцарившуюся в Датском королевстве со смертью короля. Прозрачная плёнка в одной из сцен – водная пучина, способная погубить, а в другой – водораздел между реальностью и вымыслом, истиной и ложью, тонкая грань между миром людей и миром призраков. И на фоне этих декораций – принц Гамлет, который, добиваясь правды и справедливости, режиссирует жестокий спектакль под названием жизнь, где одна за одной тянутся смертельные трагедии. Гений или безумец? Вынужденный злодей или герой, который бросил вызов системе лжи и коварства? Инфантильный мечтатель, который потерял связь с реальным миром, или зрелый мужчина, решившийся на отчаянный шаг? Вопросы, на которые несколько веков ищут ответы читатели трагедии, вновь остро встают перед нами и заставляют размышлять над сущностью «вечного» героя.
Необычный сюжетный заход – попытка показать историю принца Гамлета через призму его семьи. С образом главного героя на первый план выходит образ матери, королевы Гертруды, а вместе с ней — одна из основополагающих в трагедии «женская» тема. «О, женщины, вам имя – вероломство?» – как лейтмотив повествования и главный риторический вопрос.
Болезненные сцены споров матери и сына, попытки ребёнка «достучаться» до родительницы, понять её и принять. Безумные эмоциональные качели, которые «болтают» героев между прощением и проклятьем… И даже любовь Офелии здесь из спасающего лекарства оборачивается опасным зельем, губящим нещадно.
Особую роль в спектакле играют куклы. Они метафорично отражают внутреннее состояние героев, помогают выражать мысли, опасения. А иногда и вовсе говорят за них. Но если приглядеться, задуматься и посмотреть на происходящее под другим углом, становится понятно, что каждая деталь, порой шокирующая и экстравагантная, играет свою роль и говорит своё веское слово. Особое наслаждение — не просто смотреть, а читать этот спектакль, с каждым шагом всё ближе приближаясь к разгадке его тайн. И, конечно же, повествование выходит за рамки пространства и времени. Всё в нём существует в метавселенной, где от каждой мировой эпохи, от каждого культурного явления бытует что-то своё.
Спектакль «Гертруда — Дании краса и королева, и этот, как его, принц Датский…» для тех, кто не боится правды в самом остром её обличии, для тех, кто готов выйти за грани каноничного восприятия классической литературы, для тех, кто способен к большому душевному эксперименту и глубокому погружению в пласты идей и смыслов великой трагедии и её неподражаемых героев.
Возрастное ограничение 16+
.