-1.7 C
Рязань
Понедельник, 6 декабря, 2021
spot_img

Михайловский тракт

Михайловское шоссе в своём начале – современная магистраль со всеми атрибутами городской улицы. Но соединяет она Рязань с городом Михайловым вот уже несколько веков

Путь на Богословщину 

Датой основания расположенного на реке Проне города Михайлова считается 1551 год. И хотя существуют версии, что этот населённый пункт более древний,  до сих пор это всего только предположение. А современная трасса Рязань – Михайлов своему возникновению обязана прежде всего двум рязанским монастырям – Троицкому (он расположен сейчас в Рязани – напротив торгового дома «Барс») и Богословского. Того самого, который находится в селе Пощупово Рыбновского района. 

В настоящее время с рассказами об истории Богословского монастыря, как самой знаменитой на Рязанщине иноческой обители, выпущено много литературы с самыми фантастическими сюжетами. Но в действительности ни о первом  устроителе этого монастыря, ни о времени его основания ничего неизвестно. Для меня лично несомненно только то, что Богословский монастырь прежде находился вовсе не в Пощупове, а совсем в другом месте, – между нынешними сёлами Плахино и Высокое. 

Михайловский тракт
Реклама

«Вся восточная часть Михайловского уезда, по левую сторону реки Прони, с 25 сёлами, принадлежавшими прежде к числу вотчин монастыря, носит и доселе название Богословщины», – писал в 1885 году ведущий церковный историк Рязанщины того времени, священник Иоанн Добролюбов. 

Первое упоминание о Троицкой иноческой обители относится к 1595 году. Основан же он был, по мнению большинства историков-специалистов, почти на полтора века раньше. 

А Богословский монастырь – ещё более древний.  По существующему преданию, существовал он даже до монголо-татарского нашествия 1237-1238 годов. 

Дорога, связывающая в древности Троицкий монастырь с Богословским, и стала в дальнейшем частью Михайловского тракта. Который с годами преобразовался в нынешнее Михайловское шоссе в его современном обличии. 

Михайловский тракт

Топографический курьёз

Когда я смотрю на дорогу Рязань – Михайлов, изображённую на подробной топографической карте, сразу вспоминается байка из категории исторических анекдотов, услышанная ещё в детстве. Якобы когда прокладывали дорогу Москва – Петербург, один из самодержцев Российской империи провёл на карте планируемую трассу, соединяющую эти два населённых пункта. Но начерченная линия получилась неровной, потому что в спешке царь не заметил, как обвёл карандашом выступающий за край линейки кончик пальца. Подчинённые государя восприняли чертёж безропотно и дорогу построили точно такой, какой она была нарисована, – с нелепым «аппендицитом» в несколько десятков километров. 

Приходилось слышать эту версию в различных интерпретациях. В образе основных действующих лиц было несколько императоров (от Петра I до Николая II). И обычная дорога в словах некоторых рассказчиков превращалась в железную, предназначенную для первых в нашей стране поездов. И последняя версия в каком то смысле соответствует действительности. Но проводящая линию рука совершенно тут не причём. Потому что кривой участок на относительно прямой железной дороге – это техническая необходимость, позволяющая поездам преодолеть крутой подъем по сравнительно пологому варианту. 

Михайловский тракт

Так вот если внимательно посмотреть по карте на трассу Рязань – Михайлов, легко можно обнаружить, что она несколько искривлена на участке от поворота на Федоровский до окончания Захарова. Первоначально же дорога была более прямой. И проходила на указанном участке через нынешний посёлок Елино, центр которого находится сейчас почти в двух километрах от трассы. А изменение произошло по одной простой причине – в 1654 году поодаль от Михайловского тракта возник новый  населённый пункт (сейчас это районный центр, посёлок Захарово), который со временем стал главенствующим. И трасса естественным образом несколько изменила своё исконное местоположение.

Произошло это в 1845 году, когда Захаровские Вороньи выселки (так  называлось тогда нынешнее Захарово) стали селом. 

Из прошлого в будущее

Часть Михайловского шоссе, входящая сейчас в состав города Рязани, издавна называлась просто Михайловкой. Начинаясь от места пересечения с Московским шоссе в районе торгового дома «Барс», первоначально она идёт параллельно железнодорожным путям Мичуринского направления. До октябрьской революции 1917 года Михайловку именовали Мервинскими выселками. И жили там изначально семьи крестьян из Мервина, выселенные оттуда за какие-то неблаговидные поступки. 

Михайловский тракт

Издревле Мервинские выселки, как и позднее Михайловка,  были частью обширной Троицкой слободы, располагавшейся на пространстве от Троицкого монастыря до нынешней площади Победы. Троицкая слобода вместе с Мервинскими выселками  (Михайловкой) считались пригородом Рязани. А вошли в состав городской черты только в 1927 году.

Сейчас одноэтажная в основном Михайловка изменяет свой облик в соответствии с законами архитектурного жанра, свойственного XXI веку. Стены многих деревянных развалюх обкладываются кирпичом или облагораживаются сайдингом. Появились и современные коттеджи. В районе военного училища появились высотные современные здания. Напротив пивзавода, на противоположной стороны трассы, тоже разрастается застроенный многоэтажками микрорайон. Он запланирован был ещё в советское время и даже получил название: «Ситниковский». Но лихие перестроечные и ещё более лихие последующие за ней годы строительство притормозили. И лишь XXI столетие позволило вернуться к старым благим начинаниям.

Михайловский тракт

Евгений Данилин


Читайте 7info, где вам удобно: ЯндексНовости, ЯндексДзенGoogleNews, Telegram. Есть тема для новости? Присылайте информацию на почту [email protected]

Комментарии для сайта Cackle

Оставайтесь с нами

2,837ЧитателиЧитать
1,515ЧитателиЧитать
spot_img