РИА «7 новостей» продолжает знакомить своих читателей с известными людьми, которые оставили значимый след в истории Рязанской области. На этот раз мы расскажем о тех, кто родился в период с 9 по 15 декабря.
10 декабря 1919 года в селе Бурминка Ряжского уезда (ныне Александро-Невский район) родился Герой Советского Союза Иван Ильич Назин.
Он окончил местную начальную школу. В 1929 году семья переехала в р.п. Купавна Московской области. По окончании семи классов Купавинской средней школы Иван Назин уехал в город Ногинск. Там окончил курсы фармацевтов и работал ассистентом фармацевта. Учился в аэроклубе. В 1938 году по путевке комсомола был направлен в Кировабадскую военно-авиационную школу, которую окончил в 1940 году. Получил направление в летную часть на Кавказ.
На фронтах Великой Отечественной войны Иван Ильич был с декабря 1941 года. Участвовал в боях на Крымском, Северо-Кавказском, Закавказском фронтах. Сражался с врагами в небе над городами Сталинградом, Севастополем, Одессой и Майкопом.
Так, 16 марта 1942 года при выполнении боевого задания у населенного пункта Кият экипаж Назина был атакован двумя истребителями МЕ-109. Иван Ильич успел укрыться в густой облачности и, обманув противника, нанес удар по наземным целям, уничтожил одно орудие и минометную точку противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 1 мая 1943 года.
Летом 1943 года подразделение, в котором служил Назин, перебазировалось на территорию Тульской области. Начались бои на Курской дуге. 17 августа 1943 года вражеские бомбардировщики атаковали аэродром. На взлетные площадки и капониры, в которых стояли не участвовавшие в полетах машины, посыпались бомбы. Командир отдал приказ находившимся на земле летчикам поднять самолеты в воздух. Назин вывел машину из капонира в сторону взлетной дорожки. На взлете его самолет взорвался, Иван Ильич Назин погиб.
Похоронен близ села Волынцево Тульской области, недалеко от Веневского шоссе. На месте захоронения стоит памятник в виде ракеты. Подвиг Назина увековечен в Музее дальней авиации Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации в Дягилево (Рязань).
11 декабря 1949 года в посёлке Пестяки Ивановской области в семье медицинских работников родился доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии ФПДО с курсом семейной медицины РГМУ Владимир Николаевич Абросимов.
Владимир Николаевич с детства воспитывался в лучших традициях русской интеллигенции: деятельной любви к ближнему, самоотверженности, сострадания и готовности помогать людям. На примере отца узнал все «муки и радости» работы врача и осознанно выбрал для себя эту нелегкую профессию. В 1973 году Владимир Николаевич окончил рязанский медицинский институт по специальности «лечебное дело». В 1974-1975 годах обучался в клинической интернатуре по терапии на базе 3-й областной больницы Рязани.
Начал свой врачебный путь в участковой больнице села Кирицы Спасского района Рязанской области, где проработал в течение 3-х лет, получив широкие знания по всем специальностям, работая, по сути, как врач общей практики (как вспоминал Владимир Николаевич, приходилось заниматься и хирургией, и акушерством, и гинекологией, и педиатрией).
Дальнейший путь – это наука: от очного аспиранта на кафедре факультетской терапии РМИ до защиты кандидатской, а затем докторской диссертации; от ассистента (с 1979 г.) до доцента кафедры факультетской терапии (с 1985 г.). С 1993 года Владимир Николаевич – профессор по курсу внутренних болезней.
Особо следует отметить заслуги профессора Абросимова как выдающегося ученого. Он был из тех, кто, обладая редким даром научного предвидения, нередко опережал время. Все аспиранты и соискатели в срок защищали диссертации (всего выполнено 16 кандидатских и 1 докторская диссертация), которые всегда имели научную новизну и практическую направленность, поднимая на более высокий уровень оказание медицинской помощи населению.
Впервые в России профессор Абросимов внедрил понятие «язык одышки». Также Владимир Николаевич является основоположником изучения функциональных нарушений дыхания, учения о гипервентиляционном синдроме.
Более 15 лет Владимир Николаевич возглавлял Рязанское областное терапевтическое общество, был членом правления Рязанской областной ассоциации терапевтов и кардиологов, председателем Рязанского регионального отделения Российского фонда «Здоровье человека», председателем Локального этического комитета РязГМУ. За добросовестный труд награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, знаком «Отличнику здравоохранения». В 2012 году получил высокое звание – Заслуженный врач РФ. Входил в состав редакционных советов журналов «Пульмонология», «Астма и аллергия», «Атмосфера», «Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова».
Умер Владимир Николаевич 22 января 2019 года.
15 декабря 1849 года в Касимове (по другим сведениям, д. Квасьево Елатомского уезда Тамбовской губернии) родился выдающийся кораблестроитель Пётр Акиндинович Титов.
Отец Петра происходил из рязанских крестьян, работал машинистом парохода линии Петрозаводск-Кронштадт. С 1855 года Пётр начал трудовую деятельность подручным у своего отца на пароходе, а зимой трудился на Кронштадтском пароходном заводе рабочим.
В 1859 году поступил рабочим в кораблестроительную мастерскую Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. Через некоторое время был назначен подручным на плаз, затем переведён в заводскую чертёжную.
В конце 1860-х годов Титов стал помощником корабельного мастера, англичанина Бейна. В 1873 году, после скоропостижной кончины Бейна, продолжил его работу и стал строителем полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал», который был заложен 15 сентября 1870 года на Охтинской адмиралтейской верфи. Наблюдающим за постройкой был корабельный инженер капитан Н. А. Субботин. Корабль был достроен и спущен на воду 26 сентября 1873 года.
В 1877 году на Невском судомеханическом заводе был заложен парусно-винтовой клипер 4-й серии типа «Крейсер» (крейсер 2-го ранга) «Разбойник», строителем которого был назначен Пётр Титов, наблюдающим за постройкой – капитан Субботин. Это был первый корабль, который был построен самостоятельно Титовым. 5 августа 1878 года «Разбойник» был спущен на воду. 15 мая 1880 года был спущен на воду второй, подобный «Разбойнику», парусно-винтовой клипер «Вестник», который был также построен под руководством Титова.
В 1879 году инженер и изобретатель С. К. Джевецкий спроектировал и построил на Невском заводе миниатюрную подводную лодку с двумя гребными винтами и экипажем из четырёх человек. Лодка осуществляла движение силой ног человека. «Малютка» успешно прошла испытания, и правительство решило построить 50 таких лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей. Строительство было засекречено, заказы разослали на разные заводы, чертежи все были составлены в разных масштабах и в различных метрических системах. Несмотря на такую секретность, Титов, ознакомившись с чертежами, разгадал заказ и предложил новую технологию изготовления корпусов лодок.
Он перечертил все детали в одном масштабе, сложил их вместе и получил «секретный» корпус лодки. Титов улучшил и по-своему организовал заготовку деталей корпуса: согласовав пазы, он сделал накрой для последующего соединения при сборке и по точному шаблону заранее прокалывал в листах дыры для заклёпок. Сборка корпуса из заготовленных таким образом листов обшивки была намного проще и быстрее. В 1881 году лодки были построены и распределены по крепостям, однако боевого применения не имели.
В 1882 году было основано Франко-русское акционерное промышленное общество, в которое вошли судостроительные заводы и верфи Российской империи. Пётр Титов был назначен главным инженером Франко-русского судостроительного завода в Санкт-Петербурге. 16 августа 1883 года на верфи «Галерный островок» Франко-русского судостроительного завода под руководством Титова началась постройка парусно-винтового корвета «Витязь», а 13 октября 1883 года – однотипного корабля «Рында».
Корабли были первыми российскими судами, корпус которых строился не из железа, а из судостроительной стали. Титову пришлось самому разработать технологию её обработки, также Титов применил собственную технологию разметки и проколки «дыр» в листах наружной обшивки.
В марте 1886 года Пётр Акиндинович приступил к постройке эскадренного броненосца «Император Николай I» (спущен на воду 20 мая 1889 года). 1 июля 1889 года Титов приступил к строительству броненосца «Наварин», первого русского броненосца с возможностью совершать дальние океанские походы, который был спущен на воду 8 октября 1891 года. Это был последний корабль, построенный Титовым. Построить новый корабль Петру Титову суждено не было, он скоропостижно скончался в ночь с 15 на 16 августа 1894 года в Санкт-Петербурге.
Источники:
http://info.rounb.ru/elbibl/el_res/bogatiri/GeroiSS/Nazin.html
http://naukamolod.rzgmu.ru/uploads/art/art409_1d8948.pdf
https://ru.wikipedia.org
http://info.rounb.ru/elbibl/kray/kzd2019.pdf