Пятница, 29 марта, 2024

Лица в истории Рязанской области: заместитель губкомиссара по просвещению, реставратор и актёр

Опубликовано

РИА «7 новостей» продолжает знакомить своих читателей с известными людьми, которые оставили значимый след в истории Рязанской области. На этот раз мы расскажем о тех, кто родился в период с 4 по 10 ноября.

Михаил Николаевич Шабулин родился 6 ноября 1887 года в деревне Михалково Рязанской губернии.

Лица в истории Рязанской области: заместитель губкомиссара по просвещению, реставратор и актёр

С семи лет был в услужении у кулака, с девяти — пастухом у священника. Работая, учился в сельской школе.

Окончил сельскую школу и Канинское двухклассное училище, в 1906 году — Александровскую учительскую семинарию (ныне школа № 17). С ноября 1906 года работал учителем в школе села Смолеевка Ряжского уезда.

В 1904 году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Участвовал в работе рязанского нелегального марксистского кружка и подпольной социал-демократической организации. Летом 1906 года принял участие в конференции Всероссийского крестьянского союза в Рязани.

В годы Первой русской революции вёл подпольную партийную, пропагандистскую и агитационную работу среди крестьян, участвовал в организации успешных сельскохозяйственных забастовок в Ряжском и Козловском уездах.

В январе 1907 года в связи с разгромом Рязанской социал-демократической группы был арестован и заключён в тюрьму. 10 марта 1910 года осуждён и отправлен в Рязанскую губернскую тюрьму. Там вёл борьбу за права заключённых и учился. Вышел из тюрьмы под гласный надзор полиции на 3 года.

В 1913—1915 годах обучался в Московском учительском институте. В 1916 году мобилизован в армию. Получив воинское звание прапорщика, служил в Рязани в 79 запасном пехотном полку. В ноябре был отправлен на фронт.

После Февральской революции в 1917 года стал членом полкового комитета, а затем армейского Исполкома и Луцкого совета, с декабря — член ВРК армии.

В январе 1918 года вернулся в Рязань и работал в губернском комиссариате по народному образованию в должности заведующего школьным отделом. Способствовал открытию Рязанского педагогического института и картинной галереи. С ноября 1918 по март 1919 года заведовал Рязанским губернским отделом управления, был заместителем председателя Рязанского губисполкома. С 26 марта 1919 перешёл на должность председателя Исполнительного комитета Рязанского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С 1920 года — председатель Ялтинского революционного комитета (Крымская АССР).

Умер в Ялте от туберкулёза.

Узнав о смерти Шабулина, председатель ЦИК писал его супруге: «…я знал Михаила Николаевича как деятельного и активного работника, отдавшего революции все свои силы. Позвольте выразить вам свое глубокое соболезнование».

В Рязани именем Шабулина назван проезд.

Советский и российский учёный, архитектор, реставратор Александр Викторович Ополовников родился 8 ноября 1911 года в селе Поднаволок Скопинского уезда Рязанской губернии.

Лица в истории Рязанской области: заместитель губкомиссара по просвещению, реставратор и актёр

Отец — Ополовников Виктор Петрович служил юрисконсультом угольного рудника. Мать — Мария Богдановна, внучка известной писательницы Марко Вовчок и этнографа-фольклориста Афанасия Марковича. В семье Ополовниковых было шестеро детей.

В начале 20-х годов Ополовниковы переехали в Москву. Отец оказался в тюрьме, мать осталась без работы. Дети попали в детский дом, где Александр и закончил «семилетку». В детдоме подружился с Аркадием Герасимовым и Евгением Рыбицким (впоследствии архитекторами) и с Глебом Абросимовым (будущим генералом армии).

В 1928 году Александр поступил в Лесной техникум. Однако практика коллективизации оттолкнула его от работы лесничего. В 1932 году он поступил в Московский Архитектурный институт, который окончил с отличием.

Во время Великой Отечественной войны служил в частях противовоздушной обороны. По ходатайству Академии архитектуры СССР был командирован в прифронтовую зону Архангельской области «для фиксации ценных памятников деревянного зодчества».

По окончании войны работал в Академии архитектуры, позже — в «Гипрогоре» и «Моспроекте».

В 1946 году Управление по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР приглашает его работать в Карелию.

Александр Викторович является основоположником создания музея «Кижи» и автором-реставратором часовен «Кижского ожерелья», церквей в Яндомозере, Челмужах. Мировая слава ансамбля Кижского погоста и его окружения во многом была достигнута благодаря реставрационно-восстановительным работам, осуществленным Ополовниковым.

В 1976 году Александр защитил докторскую диссертацию «Реставрация памятников русского деревянного зодчества». Дважды Академией Архитектуры он выдвигался для работы в ЮНЕСКО как эксперт по реставрации памятников архитектуры.

В 1962 году был командирован в Болгарию для оказания научно-методической помощи по сохранению памятников. В 1964 году принимал участие в работе Международного конгресса архитекторов-реставраторов в Венеции.

Являлся членом Научно-методического совета при Министерстве культуры СССР.

На протяжении нескольких десятков лет Александр Ополовников являлся фактическим научным руководителем всех работ, связанных с изучением и реставрацией памятников древнерусского деревянного зодчества.

Огромный опыт работы Ополовникова наглядно отражен в его книгах, изданных не только в России, но и за рубежом (Японии, Великобритании, Испании, США). Особенно значимо то, что он смог соединить качества высокопрофессионального реставратора-практика, ученого и мыслителя, связавшего архитектурные формы с мироощущением русского народа.

Погиб в автокатастрофе 26 декабря 1994 года вблизи города Родники Ивановской области.

Похоронен Александр Викторович на Кунцевском кладбище в Москве. На могиле установлено деревянное надгробие по образу древнерусских надмогильных памятников (выполнено петербургскими архитекторами по инициативе и по проекту В. С. Рахманова).

Эраст Павлович Гарин (настоящая фамилия — Герасимов) — советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Родился 10 ноября 1902 года в Рязани.

Лица в истории Рязанской области: заместитель губкомиссара по просвещению, реставратор и актёр

Учился в Рязанской гимназии. Окончив её, ушёл добровольцем в Красную Армию. Начал играть на сцене гарнизонного театра в Рязани, где участвовал в комедии «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром попал в Москву, где был замечен Мейерхольдом.

В 1921 году поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские. В 1922—1936 годах — актёр Государственного театра имени Мейерхольда.

Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!»), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Он сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда.

Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина в пьесе «Мандат». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова в «Ревизоре». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» был не похож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным.

Эраст Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением, выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — высоким, старческим и пронзительным голосом.

В 1934 году Эраст Павлович становится актёром Рабочего театра Пролеткульта. В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года. В 1938 году Театр им. Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам.

В 1939 году Мейерхольд был арестован. Свой последний вечер он провёл с Эрастом Гариным и его женой, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба».

Источники:
https://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/index.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Поделиться:

Популярные материалы

Новости 7info

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ