Четверг, 25 апреля, 2024

Главная роль

Опубликовано

29 марта исполняется 73 года со дня рождения рано ушедшего из земной жизни известного актёра Александра Константиновича Фатюшина.

Хотя со дня кончины этого мастера, одного из лучших артистов Советского кино за всю историю его существования прошло уже более двадцати лет, о нём до сих пор помнят очень многие рязанцы.

Рязанский Брандо

Впервые об Александре Фатюшине я услышал на своё двенадцатилетие — 29 марта 1969 года. Тогда мне рассказал о нём мой двоюродный брат Олег Рождественский, с которым они учились в параллельных классах школы № 1 города Рязани и хорошо друг друга знали. Олег поведал, что Саша в 1968 году поступал в театральный институт, но не прошёл по конкурсу. Но мечты своей не оставил и собирается повторить попытку. А через полгода я узнал, что Александр стал студентом ГИТИСа. Руководитель курса Андрей Александрович Гончаров уже тогда выделял его среди остальных и называл «рязанским Брандо».

После окончания вуза в 1973 году Фатюшин влился в коллектив театра имени Владимира Маяковского. Играл очень во многих спектаклях. Один из них, — «Дети Ванюшина», в котором рязанец исполнял главную роль, театралы сразу особо оценили и окрестили на свой лад — «Дети Фатюшина».

Игравший в том же театре Игорь Костолевский говорил, что Александр был из всех самым талантливым.

Талисман «Спартака»

Несмотря на активную занятость в театре, где Александр Константинович проработал почти тридцать лет, за что получил Государственную премию СССР, он много снимался в кино. И за свою сравнительно недолгую жизнь принял участие в качестве киноактёра почти в пятидесяти состоявшихся кинопроизведениях различных художественных жанров. А его дебют на съёмочной площадке пришёлся на фильм Алексея Корнеева «Три дня в Москве».

В том же 1974 году Фатюшин снялся в эпатажной по тем временам работе, представ в культовой кинокартине Андрея Смирнова «Осень» в образе молодого человека по имени Эдик. А уже через два года, на Всесоюзном фестивале в Риге, Александру вручили премию за лучшую мужскую роль, — образ сержанта Карпенко в фильме Павла Любимова «Весенний призыв».

Фатюшина помнят любители советского кино за не менее яркие, характерные роли в фильмах «34-й скорый», «Россия молодая», «Одиночное плаванье».

В 1979 году Александра пригласил сняться в своей работе «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. Фильм имел необыкновенный успех. А роль хоккеиста Гурина принесла Фатюшину всенародную славу. Он стал своим практически для всех спортсменов Советского Союза. Сборная по хоккею даже пригласила его поехать с собой — поддержать боевой настрой на Олимпийских играх в Калгари.

Сам же Александр Константинович больше увлекался футболом. Много лет входил в состав футбольной сборной артистов города Москвы. Болел за столичный «Спартак». Он даже согласился негласно стать для этого клуба своеобразным талисманом. Игроки «Спартака» утверждали, что если Фатюшин приезжал с ними на какой-нибудь матч, то победа команде обеспечена. Это придумали сами футболисты, но Александр нисколько не возражал и даже очень этим гордился. И он, кстати, был некоторое время ведущим телепрограммы «Первые» на канале «ТВ-Центр», в которой рассказывалось о советских спортсменах.

Поистине русский мужик

В 1986 году Фатюшин женился на актрисе Елене Мольченко (свидетелем на свадьбе со стороны жениха был вратарь сборной СССР по футболу Ринат Дасаев). Казалось бы, впереди, — только лучшее. Но начались «перестроечные» дела. И, как поведала Елена Васильевна Мольченко, Александр был полностью дезориентирован.

— Как же так? — недоумевал он, — человек — крепкий профессионал. Но оказывается, что на данном этапе истории это мало что значит. А главное, оказывается, заключается том, чтобы правильно продать или купить.

Фатюшин ушёл из жизни 6 апреля 2003 года в своей московской квартире. В тот роковой воскресный день он смотрел по телевизору футбольный матч. Его любимый «Спартак» проиграл тогда с крупным счётом команде ЦСКА. Вскоре после окончания игры Александру стало плохо с сердцем. И когда приехали врачи, он уже умер от обширного инфаркта.

Похоронили его на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров, что на Востряковском кладбище в Москве.

При всей своей бесшабашности, открытости и гусарской браваде (у него, кстати, дедушка был гусаром), Александр Константинович был человеком несколько сентиментальным, удивительно застенчивым и глубоко ранимым. Он очень любил своих родителей и часто приезжал в Рязань. Кроме общения с родными и близкими, охотно посещал музей Сергея Есенина в Константинове, родную школу № 1, церковь Преображения Спаса на яру (ту, что около памятника Есенину).

— На самом деле никто и никогда не знал, каким он был, — сказала его вдова Елена Васильевна в одном из интервью, — и, наверное, не узнает.

Лично я не был знаком с Фатюшиным (о чём сейчас очень сожалею). Но многие годы серьёзно вникая в его творчество, убеждён, что Александр был одним из лучших профессионалов киноискусства своего времени. А ещё не менее важно то, что выражение «поистине русский мужик» именно ему подходит, как нельзя лучше.

При подготовке статей на краеведческие темы я имею счастливую возможность исследовать судьбы очень многих знаменитых рязанцев. Среди всех роль Александра Фатюшина лично мне кажется главной. И вовсе не только потому, что наши с ним даты дней рождения совпадают.

Евгений Данилин

Поделиться:

Популярные материалы

Последние публикации

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ