Суббота, 12 июля, 2025
25 C
Рязань

Богомаз из Солотчи

В дореволюционное время на Рязанщине было несколько мест, где создавались иконы. Но среди всех особо выделялась мастерская Николая Васильевича Шумова, которая размещалась в доме этого мастера на улице Семинарской. Эта мастерская, по словам дореволюционного историка Сабчакова, снабжала работами церковной живописи «едва ли не весь мир православный, включительно до града Иерусалима и святой горы Афонской».

Работы Шумова, как самого известного иконописца своего времени, имелись почти в каждом православном храме Рязани. Мастеровые под руководством Николая Васильевича обновляли фрески и иконы главных рязанских соборов – Успенского и Христорождественского. Заново расписывали церкви Духовной семинарии и женского епархиального училища. Без Шумова и его помощников не обходилась ни одна реставрация рязанских городских храмов. К Николаю Васильевичу приезжали также священники из сельских церквей, приходили горожане, обращались учреждения и организации. И все многочисленные просьбы в написании или реставрации икон исполнялись.

Помощь святого Серафима

Родился Николай Васильевич Шумов в 1827 году в Солотче. С детства трудился в иконописной мастерской Солотчинского мужского монастыря. Там то он и получил первоначальное художественное образование.

Подобно Ломоносову, Шумов в 1850 году почти без средств к существованию отправился в Петербург. Где после экзаменационных испытаний его приняли учеником Императорской академии художеств. Одна из работ Шумова привлекла внимание самого Николая I, когда тот посетил выставку учеников академии. После этого отношение преподавателей к «нищему рязанцу» стало особым. И 27 сентября 1853 года его утвердили в звании действительного художника императорской Петербургской академии художеств.

Шумов остался в столице империи, где обучал рисованию дочерей князя Долгорукова и писал иконы для его домашней церкви. А потом поехал в знаменитое Дивеево, где стал первым наставником открывшейся там школы живописи для монахинь и послушниц.

В Дивееве художник заболел лихорадкой. И привиделся ему святой Серафим Саровский, молчаливо указывающий больному на вход в Божий храм. И после этого Шумов поехал работать в древний Ярославль. В течение года получил там неожиданно много денег за свои работы и вернулся на родину. Где в своём доме на Cеминарской улице открыл иконописную мастерскую.

Приближение к Богу

Каким же человеком был этот иконописец и художник? Его современники отмечали, что обладал он совершенно бескорыстным и доверчивым характером. Этим зачастую пользовались недобросовестные люди. Шумова немилосердно обсчитывали и заказчики, и посредники. Несмотря на гигантский объём работы, Николай Васильевич до конца дней своих не нажил никакого капитала.

–  Опять тебя обманули! – возмущалась зачастую супруга Николая Васильевича, – просто разорение с твоей младенческой простотой!

 –  Не переживай, Надюша, – успокаивал супругу художник, – ты же знаешь, что доход не бывает без хлопот. Как-нибудь обойдёмся.

Шумов многих, как он выражался, «выводил в люди». И часто давал деньги «в долг без отдачи». Был он совершенно равнодушен к знакам отличия и любым служебным преимуществам. Даже отказался от предложенной ему приписки к сословию потомственных Почетных граждан. В ответ на пояснение о пользе данной приписки для служебной карьеры его сыновей, Шумов высказался так: «Если им важны эти глупости, то сами до этих абсурдных почестей пусть и дослуживаются». 

Высокое качество работ и низкие расценки сделали имя Шумова популярным. От заказов не было отбоя. Мастеровых иногда было более ста человек. И никому из них Николай Васильевич не уступал в творческой работоспособности.

До октябрьских событий 1917 года приёмные покои архиерейского дома в Рязани украшали выполненные Шумовым портреты владык, руководивших Рязанской епархией: Смарагда (1858-1863), Иринарха (1863-1867), Алексия (1867-1876), Палладия (1876-1882), Феоктиста (1882-1894), Иустина (1894-1896).

 А сам художник считал наиболее удачными своими работами иконы святого Василия Рязанского и святого князя Романа.

С 1870 по 1904 годы рязанский иконописец работал учителем живописи в Рязанской духовной семинарии. Было у него четыре сына и семь дочерей. Но к XX веку в Рязани проживал только один Анатолий, служивший в Контрольной палате.

В первый же день только что наступившего 1905 года Шумов сообщил супруге Надежде Фёдоровне, что в этом году он отойдёт ко Господу. То есть загодя предсказал свою кончину (предсказание сбылось, – земной путь Н.В. Шумова прервался летом того же года.

– Не иконописец я, а богомаз, богомаз из Солотчи, – говорил он уже перед самой кончиной, – Бога изобразить нельзя, но сила любви даёт возможность к Нему приблизиться.

Евгений Данилин

Самые читаемые материалы

Священник объяснил, почему на могиле Романа Старовойта установили крест

Сегодня на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге прошли похороны бывшего министра транспорта РФ Романа Старовойта. Несмотря на то, что причиной смерти стало самоубийство, на его могиле был установлен православный крест.

Последние новости

Российские войска выжгли аэродром с американскими HIMARS

На территории шло обучение, его проводили иностранцы. Они учили управлять беспилотниками самолётного типа. Дроны тоже были на месте

Эзотерик Панина рассказала, что такое карма и как она работает

Карма — это не волшебная кнопка «добро возвращается», а скорее зеркало: она отражает наши намерения. Если вы помогаете другому искренне, без корысти, то внутри формируется важный внутренний ресурс, который однажды поможет вам.

Губернатор Малков стал наставником ветерана СВО Николая Тимофеева

Недавно Николай Тимофеев стал участником региональной кадровой программы «ГЕРОИ62». В рамках этой программы наставником для него выступает губернатор Павел Малков.

Жесткая авария на Солотчинском мосту попала на видео

На видео с автомобильного регистратора видно, как грузовик задевает легковушку, она теряет управление и оказывается на встречной полосе, где сталкивается с другим автомобилем.