Понедельник, 14 июля, 2025
20.8 C
Рязань

Отсутствие ориентации в пространстве у детей дошкольного возраста: как определить недуг и бороться с ним 

В первые годы жизни ребёнку важно пройти шаг за шагом все этапы становления, ведь именно в этот период закладывается  фундамент основных навыков. Согласно статистике, большой процент нарушений у детей приходится на отсутствие или частичное понимания малышом ориентации в пространстве.

За консультацией по данному вопросу корреспондент 7info обратился к практикующему логопеду Ольге Гулимовой. Уроженка Рязанской области закончила РГУ имени С. А. Есенина по специальности логопедия, в течение двух лет работала в центре Марии Черняк, также в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Впоследствии Ольга перебралась в Санкт-Петербург в коррекционный центр Анны Белик, получила опыт в реабилитационном центре «Логопрогноз», освоила новые методики и уже более 5 лет помогает детям с речевыми нарушениями. Ольга не только дала разъяснения, но и привела примеры различных упражнений, способствующих положительному формированию восприятия и поведения у детей дошкольного возраста.

Общие понятия 

Пространственное восприятие формируется с самого рождения в три этапа: 

  1. Понимание границ своего тела, то есть умение владеть телом, координация движений. Годовалый малыш сознательно может показать, где находятся глаза, рот, нос, рука, нога. 
  2. Пространство по отношению к другим – это понимание того, что рядом с тобой. В возрасте до трех лет в обиходе начинают использоваться фразы «иди ко мне», «иди туда», «иди сюда». Следующая фаза (от 3 до 7 лет) формирует;
  3. понимание, кто стоит «первый», кто находится «между» одним объектом и другим, «за» объектом, что находится «вверху», «внизу», «далеко», «близко» и так далее;
  4. Квазипространство – это временные промежутки (время года, месяц, час, день, ночь). 

Чем опасны пространственные нарушения?  

Пространственные нарушения первого этапа (связанные с границами тела) в первую очередь характеризуются слабым тонусом и моторикой, проблемами с вестибулярным аппаратом. Это неуклюжесть, ребёнок с таким нарушением часто спотыкается, травмируется. В будущем на бытовом уровне у него наблюдаются простые затруднения с координацией (ребнку сложно налить чай, отрезать хлеб и совершать другие бытовые действия). 

Пространственные нарушения второго этапа (понимание пространства по отношению к другим) приводят с дисграфии (частичному нарушениюпроцесса письма) и дислексии (нарушению способности к овладению навыков чтения). Все это ведет к затруднениям при разговорной речи. Предлоги формируют понимание пространства, если у ребенка нет осознания, как их использовать, то речь становится несвязная, рваная. Это диагностируют как ОНР – общее недоразвитие речи. 

Пространственные нарушения третьего этапа (квазипространство) – одна из причин неуспеваемости в математике, так как понимание в числовых эквивалентах «больше» и «меньше» формируется именно отсюда. 

Причины появления пространственных нарушений у ребенка

Что именно дает толчок к пространственным нарушениям? Одной из главных проблем указывают отсутствиеткак такового периода ползания у ребенка. То есть когда ребенок сначала лежал, потом начал садиться, затем быстро начал ходить. Ползание – важный этап формирования вестибулярного аппарата и работы межполушарных связей. Если в этом периоде произошло отклонение от нормы, то может произойти собой нарушения во всех фазах пространства.  

 Как выявить нарушения на раннем этапе?

Попросите выполнить ребенка упражнение «бревнышко»: положите его на ровную поверхность (лучше на ковер), руки и ноги должны быть ровно вытянуты вдоль тела. В таком положении ребенку необходимо «прокатиться» из одной точки в другую (на расстоянии 1,5 м). Посмотрите, как будет проходить этот процесс: если малыш прокатился ровненькоь «бревнышком», никуда не скатываясь (ни в бок, ни вверх), – это значит, что ребенок чувствует свое тело. Если же вы наблюдаете отклонение от прямой, еслитверхняя часть тела движется неравномерно с нижней (ноги не успевают за движением рук) – это признаки нарушения, ребенок плохо чувствует границы своего тела.

Можно воспользоваться еще одним упражнением: ребенок должен находиться в положении лежа, попросите на счет три поднять правую руку и левую ногу. Детям с пространственными нарушениями эта нехитрая манипуляция дастся сложно. 

Как помочь осознать границы тела?

Очень часто малыш может с легкостью ответить на вопросы, где потолок и где пол в отличие от вопросов, где заканчивается нога или рука. Ниже представленный комплекс направлен на корректировку и фиксацию осознания границ тела. Задействованы все составляющие: голова, туловище. Во время «катания» фокус направлен на длину и ширину конечностей, что немаловажно. 

  • прощупывайте руку малыша от плеча до окончания пальчиков (допускается выполнение как с открытыми глазами, так и с закрытыми: ощущения и восприятие более яркие), это же упражнение можно проделывать с ногами.
  •  для спины применяют рисунки геометрических фигур (обводить контур бумажной заготовки).
  • завернуть ребенка в плотный плед и покатать по полу (на формат теста и скалки) 

Профилактика в игре

Существуют задания для дошкольников и детей начальных классов по квазипространству: 

  • графический путь (используя указатели направления вправо, влево, вниз, вверх прорисовать путь на листке бумаге);
  • крестики-нолики;
  • морской бой.

Есть упражнение, которое можно прорабатывать с детьми в возрасте от 3-х лет: разложить отдельные части какого-то объекта, например, листочки, стебель, цветение, корень, ягоды (можно вырезать из бумаги) и попросить ребенка показать, что было сначала, разложив детали по порядку. Ребенок с нарушением квазипространства не сможет воспроизвести последовательность. 

Топ обязательных упражнений в помощь родителям 

Прыжки. Обращайте внимание на то, как ребенок прыгает: может ли он прыгать на одной ноге, как он спрыгивает с какой-то поверхности. 

Мяч. Задействуйте мяч: перекатывание мяча (используйте разные размеры мячей), перебрасывать, с отскоком на пол (с того моменты, как ребенок сел) – упражнения на координацию, межполушарное взаимодействие, внимание.

Беговел, самокат, велосипед не исключайте из жизни ребенка, приобщайте его к этим транспортным средствам. Поездки направлены на координацию движений. 

Активности на детской площадке: висеть на турнике, залезть на шведскую стенку, подъем и спуск со ступенек, преодоление преград, веревочные парки.

Порвать газету, картон, бумагу – упражнения на силу (для каждой поверхности применима различная сила, определенный уровень нажатия), ощущение поверхности.

Рисовать пальчиками краской – для моторики (двигательная активность), ощущение поверхности. 

Самые читаемые материалы

Град выпал в Рязанской области

В Рязанской области прошел сильнейший ураган. Местами выпал град. Местные жители делятся фотографиями последствий.

Последние новости

В Рязанской области почтили память Героя России Игоря Филькина

Собравшиеся почтили память Героя России минутой молчания и возложили к памятникам цветы, была отслужена панихида. Прошел митинг, на котором шла речь о подвиге Игоря Филькина и значении сохранения памяти о защитниках Отечества для будущих поколений, патриотическом воспитании молодежи.

МЧС предупредило рязанцев о ливнях и граде

На территории Рязани и Рязанской области ночью и до конца суток 15 июля будут грозы, в отдельных районах ливень, град.

Наши города и села становятся лучше и комфортнее — Павел Малков

В 2025 году приведут в порядок правый берег реки Проня в Михайлове, набережную в поселке Шилово. В Елатьме работы пройдут в историческом центре города.

Шесть жителей Касимова отправились в сплав по Оке на самодельном плоту

Ранее команда уже сплавлялась по реке, но по другому маршруту. Как рассказывает создатель плота Виктор Логинов, два раза компания путешествовала от Рязани до Касимова.

Mitsubishi въехал в супермаркет в Рязанской области

На парковке около магазина «Пятерочка» в 21:10 автомобиль Mitsubishi ASX, за рулем которого находилась местная жительница, врезался в стену супермаркета.

Потомственные казаки из ДНР выиграли свадебный тур по Рязанской области

Влюбленные - потомственные казаки. Познакомились во время службы в штабе казачьей-разведывательной бригады "Терек". Ангелина - медицинская сестра, а Мирослав - руководитель народного вокального коллектива.

Студенты из Рязани выступили в финале Бала Победы в Москве

В московском Театре Российской Армии собрались участники из 73 регионов страны. Рязанскую область представляли студенты музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых Дарья Попова и Александр Гришакин.