Вторник, 17 сентября, 2024

Старообрядцы, возрождение веры

Опубликовано

Русский народ на протяжении многих столетий отличался особой религиозностью и набожностью. Со времён Крещения Руси наши предки свято чтили заповеди, которые были записаны в Библии. Церковная Реформа середины XVII века расколола общество на две части. Одни согласились с нововведениями, другие же посчитали постыдным предать веру отцов и остались верны старым церковным правилам. Такие люди стали называться раскольниками или старообрядцами. Спор между старообрядцами и сторонниками реформы заключался в том, что стороны по-разному трактовали старинные священные книги, написанные на греческом языке. Поскольку мнение раскольников отличалось от мнения московского патриархата и, в частности, государя, на них были устроены гонения. Сторонники старых традиций вынуждены были скрываться, прятаться в непроходимых лесах, уезжать подальше от Москвы. Но почти никто из них не предал старую веру.

Старообрядцы в Рязанском крае

Рязанщина была одной из тех мет, где старообрядческое движение было наиболее сильно. За время существования раскола, русские цари, а затем и императоры издали большое количество указов, которые должны были положить конец раскольническому движению, из чего понятно, что своих церквей у старообрядцев долгое время не было. Да и в самой Рязани их число оставалось небольшим. В основном они жили в северных районах Рязанской губернии. Большое количество старообрядцев было в Пронском, Зарайском, Сапожковском и Егорьевском уездах. Это были представители крестьянского сословия или ямщики. Многие купцы также придерживались старой веры. Долгое время люди молились у себя дома, некоторые, опасаясь гонений, скрывали свою принадлежность к раскольникам.

Золотой век старообрядчества

17 апреля 1905 российский император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Это была первая попытка властей уравнять в правах все религии в большой многонациональной стране. Отдельно, в 1906 году вышел указ, регулирующий права, порядок образования и действия старообрядческих общин. С этого момента начинается, так называемый «золотой век» старообрядчества. На тот момент в Рязанской губернии существовало огромное количество направлений старой веры. Их было необходимо собрать примирить и объединить в одну организацию. Человеком, которому удалось это сделать, стал известный купец Федот Игнатьевич Маслеников. Именно этот человек, вместе со своими братьями Григорием и Кириллом основал в 1910 году Рязанскую старообрядческую общину. Также семья Маслениковых пожертвовала большую сумму денег на нужды Храма Успения Пресвятой Богородицы, которые они сами и построили. Позднее Федота Масленикова избрали председателем совета старообрядческой общины. Храм и община активно процветали вплоть до Революции, в 1937 году богослужения вовсе прекратились, а священники были репрессированы. Службу в храме смогли возобновить лишь в 1949 году.

Наши дни

К сожалению, большинство жителей нашего города даже не догадываются о существовании в нём старообрядческой общины. Более того, многие православные священники даже не знают названия храма старой веры, который находится на Скорбященском кладбище. А между тем, данный храм является культурным достоянием нашего края, за которым стоит многовековая история старообрядчества в Рязанском крае.

Даниил Афонин

Поделиться:

Популярные материалы

Последние публикации

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ