Катастрофа Ту-154 под Казвином — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 15 июля 2009 года около села Джаннатабад в Казвине (Иран). Авиалайнер Ту-154М авиакомпании Caspian Airlines выполнял рейс RV-7908 по маршруту Тегеран—Ереван, но во время полёта у него загорелся и разрушился двигатель №1 (левый). Самолёт свалился с эшелона и рухнул на землю, все находившиеся на его борту 168 человек (156 пассажиров и 12 членов экипажа) погибли. Среди пассажиров разбившегося в Иране самолета Ту-154, совершавшего рейс Тегеран-Ереван, были члены юношеской сборной Ирана по дзюдо. Восемь спортсменов и двое тренеров юношеской сборной Ирана по дзюдо находились среди пассажиров потерпевшего крушение самолета. Они летели в Армению для проведения тренировок. Из Еревана члены юношеской сборной Ирана должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях.
Самолёт разбился в 11:33 по Тегеранскому времени (11:03 МСК), через 16 минут после взлёта из Международного аэропорта Имам Хомейни в Тегеране. На высоте 8700 метров, во время набора высоты до заданного эшелона FL320 (9700 метров), экипаж сообщил о пожаре в двигателе №1[10] (по другим данным, самолёт в этот момент уже находился на эшелоне FL340 — 10 200 метров). Далее лайнер резко изменил курс (сделал разворот на 270°) и начал стремительно терять высоту со средней вертикальной скоростью до 70 м/с, на запросы авиадиспетчеров и экипажей ближайших самолётов пилоты не отвечали. Спустя 3 минуты после начала падения с эшелона рейс RV-7908 рухнул на поле в 12 километрах от Казвина и полностью разрушился. На месте падения образовалась воронка глубиной 10 метров, обломки самолёта разлетелись на расстояние более 300 метров, один из бортовых самописцев был впоследствии найден в 4 километрах от места катастрофы. Погибли все 168 человек на борту самолёта, на земле погибших и раненых нет
Ту-154М с бортовым номером EP-CPG был выпущен на Куйбышевском авиационном заводе в 1987 году и продан афганской авиакомпании Bakhtar Afghan Airlines, начал регулярные полёты 20 апреля 1987 года (под б/н YA-TAR). В 1988 году продан в Ariana Afghan Airlines, а в 1998 — в Caspian Airlines. По словам пресс-секретаря Главного управления гражданской авиации (ГУГА) Армении Нелли Черчинян «разбившийся Ту-154М около месяца назад прошел полное техническое обслуживание в аэропорту российских Минеральных Вод. После техобслуживания этот авиалайнер имел допуск к полетам до 2010 года включительно». Однако начальник штаба аэропорта Минеральные Воды Юрий Самсонов отказался подтвердить это сообщение.
В соответствии с международным воздушным законодательством в МАК была сформирована группа специалистов, которая вылетела в Иран для участия в расследовании авиационного происшествия. Её возглавлял заслуженный пилот СССР Георгий Ячменев. Деятельность группы осуществлялась во взаимодействии с авиационными властями Исламской Республики Иран, в полном соответствии с положениями приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).
15 июля на месте крушения самолета Ту-154 на северо-западе Ирана обнаружены бортовые самописцы. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на иранское телевидение. «Найдены два „черных ящика“ пассажирского самолета, который упал на северо-западе страны», — сказал ведущий иранского англоязычного канала Press TV. Сообщается, что при ударе о землю самописцы оказались сильно повреждены, однако иранские специалисты надеются прочитать записанную на них информацию, возможно, при участии российской стороны.
Позднее в четверг 16 июля был обнаружен третий «черный ящик» самолета. По словам главы иранского общества Красного Креста Ахмада Исфандияры, самописец был найден в четырёх километрах от места крушения самолета. Он был передан сотрудникам иранской службы безопасности полетов.
Тем временем иранские власти приступили к идентификации останков 153 пассажиров и 15 членов экипажа. Процедура осложняется тем, что в момент сильнейшего удара о землю самолет взорвался, его обломки и обгоревшие фрагменты тел разбросаны на большой площади.
«Мы нашли несколько голов, пальцев и паспорта пассажиров», — рассказал Associated Press местный крестьянин Мустафа Бабашарверди. Заместитель министра транспорта Ирана Ахмад Маджиди уже заявил, что для идентификации останков будут проведены анализы ДНК у родственников погибших. «Все собранные фрагменты тел, разбросанные на месте крушения, переданы в управление судмедэкспертизы города Казвин. Сегодня их отправят в Тегеран», — сказал Маджиди.
В конце августа 2009 года комиссия, расследовавшая причины катастрофы, сообщила, что причиной падения Ту-154 стал отказ и последующее разрушение двигателя.
Источник: Википедия