Катастрофа L-1011 в Эр-Рияде — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 19 августа 1980 года в аэропорту Эр-Рияда. Авиалайнер Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200 авиакомпании Saudi Arabian Airlines выполнял пассажирский рейс SVA163 по маршруту Карачи—Эр-Рияд—Джидда, но через несколько минут после взлёта на его борту начался пожар. Экипаж сумел совершить вынужденную посадку в Эр-Рияде, однако аварийные службы аэропорта открыли дверь в пассажирский салон только через 23 минуты после приземления самолёта. В результате задержки эвакуации лайнер выгорел полностью, погибли все находившиеся на его борту 301 человек — 287 пассажиров и 14 членов экипажа.
На 2019 год эта авиакатастрофа остается крупнейшей в истории Саудовской Аравии. Также это восьмая из 10-ти крупнейших авиакатастроф в истории (по числу погибших) и вторая в истории авиакомпании Saudi Arabian Airlines (после катастрофы рейса SVA763, 312 погибших).
Lockheed L-1011-381-1-15 TriStar 200 (регистрационный номер HZ-AHK, серийный 1169) был выпущен в 1979 году (первый полёт совершил 13 июля). 21 августа того же года был передан авиакомпании Saudi Arabian Airlines. Оснащён тремя турбореактивными двигателями Rolls-Royce RB211-524B2-02. На день катастрофы совершил 1718 циклов «взлёт-посадка» и налетал 2948 часов.
В 18:08 UTC рейс SVA163 вылетел из Эр-Рияда и взял курс на Джидду. Через 7 минут после взлёта (в 18:15), когда лайнер набирал высоту 6700 метров, сработала автоматическая сигнализация «ПОЖАР В ЗАДНЕМ ГРУЗОВОМ ОТСЕКЕ», а также в двигателе №2. Бортинженер сообщил о проблеме командиру, который принял решение вернуться в Эр-Рияд и совершить аварийную посадку. Когда самолёт находился в 80 километрах от аэропорта им. короля Абдул-Азиза, второй пилот связался с диспетчером, запросив разрешение на вынужденную посадку. Получив согласие УВД Эр-Рияда, командир отключил двигатель №2 и выполнил разворот на обратный курс. Пожар в грузовом отсеке тем временем распространялся достаточно быстро. Интенсивное пламя, которое уже вырывалось из-под обшивки фюзеляжа рейса 163, заметили пилоты пролетавшего рядом самолёта.
В то же время экипажу рейса SVA163 не удавалось разобраться в инструкции устранения пожара в грузовом отсеке. Руководство по эксплуатации лайнера Lockheed L-1011 TriStar было написано на английском языке, которым экипаж владел на недостаточном уровне. В итоге пилоты задействовали систему пожаротушения и КВС отправил бортинженера в пассажирский салон для проверки. Вернувшись в кабину, бортинженер сообщил о небольшом задымлении в хвосте.
При заходе на посадку в Эр-Рияде капитан попросил диспетчера подготовить службы аэропорта для эвакуации пассажиров и тушения пожара.
В 18:27 в кабину пилотов прибежал бортпроводник и сообщил о драке, которую завязали пассажиры в борьбе за место в передней части салона. Обеспокоенные пассажиры в панике переместились в передний салон, опасаясь ядовитого дыма. Стюардессы пытались заставить пассажиров занять свои места. По внутренней связи КВС попросил людей оставаться на своих местах и приготовиться к аварийной посадке. Несмотря на хаос в пассажирском салоне и нарушение центровки, в 18:36 экипаж совершил безаварийную посадку. Однако вместо немедленной остановки на ВПП пилоты повернули на рулёжную дорожку, по которой они проехали ещё 2 минуты и 39 секунд. В 18:40 с борта рейса пришло последнее сообщение: Пытаемся начать эвакуацию.
По невыясненным причинам экипаж рейса 163 так и не смог открыть ни одну из дверей аварийного выхода. В это время огонь из грузового отсека уже проник в пассажирский салон. Службы аэропорта также не сумели быстро открыть основные выходы: спасателям понадобилось 23 минуты, чтобы разобраться в соответствующей инструкции на английском языке. После того, как службы открыли основную дверь, произошло мгновенное воспламенение, огонь распространился по всему салону и весь самолёт охватило пламя. Через 5 минут пожар был потушен. Лайнер выгорел полностью, кроме крыльев и вертикального хвостового стабилизатора. В результате промедления с эвакуацией все 287 пассажиров и 14 членов экипажа (301 человек) погибли.
Представители авиакомпании Saudi Arabian Airlines заявили, что пожарные нашли в салоне самолёта газовую плитку с баллоном бутана, взрыв которого и послужил причиной пожара в заднем грузовом отсеке. Эксперты NTSB и AAIB не согласились с таким заключением. По мнению специалистов AAIB, причиной пожара стала используемая в управлении самолётом огнеопасная гидравлическая жидкость, которая воспламенилась вследствие короткого замыкания в межпереборочном пространстве грузового отсека, в котором переплетаются электропроводка и гидравлические линии.
Дополнительными причинами катастрофы стали:
промедление с эвакуацией — службы аэропорта не были подготовлены к подобным аварийным ситуациям и не сумели оперативно выполнить свои обязанности,
задержка самолёта экипажем на рулевой дорожке вместо немедленной остановки на ВПП после приземления,
плохое владение аварийными службами аэропорта и экипажем английским языком — это помешало (в частности, аварийным службам) быстро разобраться в инструкции по открыванию основных дверей в салон L-1011 и начать эвакуацию.
По материалам Википедии