Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов 2 июля сообщил, что в России планируется повышение утилизационного сбора для легковых автомобилей мощностью более 160 лошадиных сил, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Об этом он заявил в Совете Федерации в рамках «правительственного часа», пишет «Парламентская газета».
Если ориентироваться на статистику агентства «Автостат», с 2022 года по май 2025 года в страну по параллельному импорту было ввезено 477 тысяч новых легковых автомобилей, среди которых — Geely Monjaro, Lixiang L7, Toyota Camry, Lixiang L9 и Toyota RAV4. По техническим характеристикам все они подпадают под категорию, обозначенную Минпромторгом, и в случае официального решения могут попасть под действие повышенного утильсбора.
Недобор до 200 миллиардов рублей
По информации Минпромторга, за январь — июнь 2025 года в России продано 607 478 новых автомобилей до 3 лет, что на 28% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (844 662 единицы). Продажи легковых машин составили 526 698 штук, что на 26% ниже прошлогоднего показателя.
Сильнее всего сократился спрос на автомобили иностранного производства: в июне продано 44,7 тыс. иномарок — на 45% меньше, чем годом ранее. При этом продажи автомобилей, собранных в России, снизились на 12,5% — до 56,2 тыс. машин.
В Минпромторге пояснили, что такое снижение рынка сказывается на поступлениях от утилизационного сбора. По словам Алиханова, по итогам года недобор в бюджет может составить до 200 млрд рублей. Причиной министр назвал сжатие спроса на фоне высоких ставок автокредитования и сокращения объемов импорта.
Повышение утильсбора как источник компенсации
Министр промышленности отметил, что для компенсации недостающих доходов ведомство намерено увеличить объемы поддержки спроса. В том числе планируется восстановление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Источником дополнительного финансирования станет увеличение поступлений от утилизационного сбора.
В частности, Алиханов указал на необходимость пересмотра условий льготного ввоза машин. В настоящее время действуют льготы на автомобили с двигателями до 3 литров, ввозимые физлицами. Эти параметры могут быть скорректированы.
— Мы планируем распространить утильсбор на автомобили мощностью от 160 л. с., которые ввозятся физлицами, — заявил министр. По его словам, потенциальный объем поступлений может составить от 40 до 60 миллиардов рублей.
Какие модели затронет повышение
Ранее директор «Автостата» Сергей Целиков сообщил, что с начала 2022 года в Россию по параллельному импорту завезли:
Geely Monjaro — 34,4 тыс. ед. (238 л. с.);
Lixiang L7 — 16,1 тыс. ед. (449 л. с.);
Toyota Camry — 15,5 тыс. ед. (204–230 л. с.);
Lixiang L9 — 13,4 тыс. ед. (449 л. с.);
Toyota RAV4 — 11,4 тыс. ед. (173–199 л. с.).
Все указанные модели соответствуют критерию мощности и, при условии их ввоза физлицами, могут попасть под повышение утильсбора.
Прогнозы экспертов
Комментируя ситуацию, президент Союза автоэкспертов и оценщиков Олег Амиров отметил, что повышенного спроса на такие автомобили до принятия официальных решений ожидать не стоит.
— Не думаю, что будет ажиотаж. Пока все находится на стадии обсуждения и озвучивания предложений. Рынок, как правило, реагирует позже, — пояснил Амиров.
При этом он допустил, что цены на автомобили могут вырасти, однако точно прогнозировать масштабы и сроки этого роста затруднительно.
Вы можете читать наши материалы в соцсетях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!!! ВКонтакте, Telegram, Дзен, Одноклассники