В 21 веке узнать о своём интересном положении для женщины не составляет никакого труда. Тесты на определение «интересного положения» продаются во всех аптеках и супермаркетах. Но так было не всегда. Об экзотических, а порой и курьёзных методах определения беременности, описанных в литературе и живописи, пойдёт речь в нашей статье.
Пожалуй, первое УЗИ на свете зафиксировано в Библии. Состоялось оно при встрече Девы Марии и Праведной Елизаветы, после Благовещения. Дева Мария узнала от архангела Гавриила, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна. Она отправилась навестить Елизавету, и та, при виде Марии, почувствовала шевеление в своём чреве, исполнилась Святого Духа, и поняла, что Мария тоже беременна и носит в своём чреве сына Божьего.
Данный сюжет получил продолжение в живописи. Художники, изображавшие встречу двух сестёр, часто изображали младенцев, растущих внутри их утроб.
Первый тест на беременность был изобретён в Древнем Вавилоне. Он «отдалённо» напоминал современное средство гигиены любой женщины. Представлял собой тампон, сбитый из овечьей шерсти. Тампон вводили во чрево и извлекали через несколько дней. Далее его помещали в нейтрализатор – солевой раствор. Красный цвет тампона указывал на наличие беременности, зелёный на отсутствие.
В Древнем Египте при помощи «народных методов» с точностью до 70 % определяли даже пол ребёнка. Для этого женщина извлекала текущую биологическую жидкость на мешочки с зерном, наполненные пшеницей и ячменём. Если из мешочка прорастал ячмень, то рождался мальчик, а если пшеница, то девочка. Если всходы отсутствовали, то это означало, что беременности нет.
Античность, как и во всём, давала научные прогнозы и объективные характеристики наступления беременности. Приход интересного положения греческие акушерки диагностировали после отсутствия менструации, тошноты и прочих известных проявлений.
Китайцы, как в древности, так и сейчас, могут по пульсу женщины определить её положение.
Не менее некорректно определяли беременность и в Нидерландах. Много сюжетов на эту тему можно найти на полотнах голландского живописца Яна Стена, специализировавшегося на изображении жанровых сценок.
На картинах часто изображается «занемогшая» девушка в обмороке, к которой приходит врач.
Автор блога о Нидерландах @art_city_amsterdam поясняет, что часто врачом «прикидывался» шарлатан — артист, а девушка не всегда была беременна, и могла быть больна «болезнью любви» — желанием заняться сексом, но невозможностью его осуществить по причине отсутствия жениха.
При этом на картинах много атрибутики, связанной с половым актом — фаллический символизм селедки, который держит мальчик, глиняный горшок с углями, в который опускали шнурок от платья «возможно беременной», предварительно смоченный её мочой. Шнурок поджигали, опускали в угли, а после подносили девушке под нос.
Если девушка была беременна, то падала в обморок. Если же страдала «любовным недугом», то «ароматерапия» приводила её в чувства.
Франция недаром считалась одной из просвещённых стран мира. Именно здесь, ещё в 14 веке утвердили институцию, где обучали акушерок.
Их называли Саж-Фам – мудрая женщина. А в конце 18 века Анжелика де Кудре придумала специальные манекены, на которых акушерки учились анатомии. Эта методика до сих пор используется в обучении подготовки к родам.
Французы прибегали к операции кесарева сечения, начиная с 16 века. Правда сначала её делали уже умершим женщинам для извлечения и спасения плода. Кроме того, французы первыми стали применять обезболивание при родах. И первопроходцем стала императорская особа — королева Виктория. В 1846 году она родила 4 ребёнка. Для облегчения родовспоможения был использован хороформ. Процесс получил название «королевские роды».
В живописи интересным сюжетом на эту тему считается картина «Габриэ́ль д’Эстре́ с сестро́й» неизвестного художника, которую в настоящее время можно увидеть в Лувре. Об этом в своём блоге @koroli.i.kapusta рассказывает историк Полина Фомина.
На картине, изображены две женщины, сидящие в ванной. Одна держит другую за сосок груди. Беременна та, к груди которой прикасается сестра. Таким образом, женщины определяли приближение родов. Начинающаяся лактация говорила о скором наступлении часа «Ч».
Главным атрибутом родов и беременности во французской живописи считалась кровать, которая передавалась по наследству. Тело новорожденного опрыскивали вином, а к губам подносили смоченный в том же вине палец. На родах, особенно в королевских семьях, присутствовали не только родственники, но весь генеральский корпус для того, чтобы исключить факт самозванца.
Порой генералиссимус лично перерезал пуповину наследнику трона.
Как в 16-19 веках, так и сейчас, во Франции и Нидерландах муж присутствует на родах. Считается, что он является такой же частью процесса, как и в момент зачатия.
Французская пословица «Окно в небо не закрывается для роженицы 9 дней после рождения ребёнка», до сих пор актуальна в Голландии.
В родовую страховку в этой стране входит специальная опция. Восемь дней после родов к женщине приходит социальная служащая, которая помогает с уборкой, гигиеной, может сварить суп и погулять с собакой.