Построенная на месте древней Глебовской башни нашего родного города колокольня Рязанского кремля – уникальное сооружение не только для Рязанщины, но и в масштабе всей России. А некоторые факты в истории создания этого шедевра архитектуры неизвестны даже коренным рязанцам
В книге «Музей заповедник Рязанский кремль» о колокольне Успенского собора говорится, что «создавалась она в течение более чем 50 лет (1789 – 1840 гг.) по проектам трёх разных архитекторов: И.Ф. Русско, К.А. Тона и Н.И. Воронихина».
На представленной сейчас информационной доске, закреплённой на здании колокольни, к упомянутым трём зодчим прибавлен ещё один архитектор – С.А. Воротилов.
Но на самом деле к возведению колокольни причастны пятеро зодчих, причём имя одного из них, к сожалению, неизвестно до сих пор.
А начало положил в 1789 году упомянутый С.А. Воротилов. Он разработал первый проект колокольни и удачно выбрал место для постройки. Им же был заложен фундамент. Воротилов – талантливый архитектор-самоучка из костромских крестьян. Известен он был прежде всего тем, что возвёл колокольню Костромского собора. Что же касается его идеи относительно облика главной колокольни Рязани, то это сооружение по замыслу Воротилова должно было быть с куполообразной крышей и гораздо ниже той, которая существует сейчас. Это не устроило генеральных спонсоров постройки. Так, на чертеже проекта Воротилова присутствует надпись о том, что сооружение колокольни остановлено «за несогласием господ Рюмина и Мальшина» ( Гаврила Васильевич Рюмин и Петр Алексеевич Мальшин – крупнейшие меценаты Рязани того времени – Е.Д.)
Колокольня проекта Воротилова, как утверждали известные знатоки архитектуры И.Ильенко и Е.Михайловский, – это «типичное произведение русского барокко в его провинциальной трактовке». Такой архитектурный тип постройки в конце восьмидесятых годов XVIII века был уже анахронизмом. И сооружение проекта Воротилова явно не могло иметь место в городе, который уже перестраивался тогда в соответствии с требованиями классицизма.
После Воротилова над главной рязанской колокольней работал другой архитектор. Именно по проекту этого зодчего был выстроен в 1797 году первый ярус колокольни. Имя этого архитектора до сих пор историками не выявлено, а большинство искусствоведов полагают, что автором проекта первого яруса и его главным устроителем был кто-то из сподвижников знаменитого архитектора Матвея Казакова.
После возведения первого яруса строительство колокольни было надолго приостановлено. Причина проста – не было финансовых средств. И второй ярус колокольни построили только через 19 лет по замыслу уже другого автора. В архивах этот проект, насколько мне известно, не обнаружен. Но большинство специалистов единодушно признают авторство зодчего Русско, который некоторое время исполнял должность Рязанского губернского архитектора.
На второй ярус подняли колокола (самый большой весил 8 тонн). После чего строительство вновь было приостановлено из-за отсутствия финансовых средств.
Так и стояла недостроенная колокольня до 1832 года (то есть целых 16 лет).
Последующие события краевед Дмитрий Солодовников описывал так:
«Проезжал тогда через Рязань император Николай Павлович. Подивился он на огромный Успенский собор и недостроенную колокольню. Любопытно ему стало, давно ли колокольня строится. Ему рассказали, а он велел колокольню достроить и дал денег».
Победителем конкурса на достройку колокольни стал известный зодчий Карл Тон. Именно его проект, по которому строился третий ярус, был признан лучшим. Но самое удивительное в том, что проект Тона предполагал, что колокольня будет всего лишь трёхъярусной!
Так и стояла бы рязанская святыня без последнего яруса и своего известного шпиля, если бы не талант рязанского архитектора Николая Ильича Воронихина.
Краеведы предполагают, что его к работам в Рязани привлёк в своё время Николай Гаврилович Рюмин, – сын упомянутого Гаврилы Васильевича Рюмина, и тоже известный меценат.
Колокольня Рязанского кремля – не единственное творение Николая Воронихина на нашей земле, хотя и самое выдающееся. Убеждённость Николая Ильича в изменении проекта Тона поддержал тогдашний архиепископ Рязанский, ныне местночтимый святой Гавриил (Городков). Он тоже считал, что необходим четвертый ярус с венчающим его высоким шпилем. Потому что низкая колокольня проекта Тона архитектурно требованиям времени уже не отвечала.
Владыка Гавриил благословил на реализацию проект четырёхъярусной колокольни Воронихина, который и был осуществлён. Причём последний ярус был сделан не из камня, а из железа, чтобы иметь возможность закрепить конструкцию высокого, почти двадцатипятиметрового шпиля.
Сейчас наряду с некоторыми другими нашими шедеврами архитектуры главная колокольня Рязанщины стала одной из самых главных достопримечательностей города. А вот в сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия этот памятник истории и архитектуры долгое время находился в состоянии, требующем капитального ремонта. Специалисты утверждали, что без принятия кардинальных строительно-восстановительных мер этому грандиозному сооружению наряду со стоящим рядом Успенским собором грозит обрушение. В 1959 году был утвержден технический проект реставрации колокольни. Начались ремонтно-восстановительные работы. И с тех пор эта достопримечательность Рязани без пристального внимания реставраторов уже не обходится. Сейчас колокольня предстаёт перед взорами рязанцев и гостей города в наилучшем виде. И выглядит этот памятник культуры не хуже, чем даже в самые лучшие годы его существования в прошлом. И особое внимание к нашей главной колокольне не случайно. Потому что это сооружение – действительно настоящий архитектурный шедевр. Искусствоведы сходятся во мнении, что «подобных колоколен в стиле классицизма нет ни в одном другом городе России».
Для классицизма подобная архитектурная тема была впервые разработана в Рязани и осталась по чистоте и строгости стиля уникальной. Удалось это благодаря незаурядному таланту упомянутого выше архитектора Николая Ивановича Воронихина. О судьбе которого я собираюсь рассказать в следующий раз.
Евгений Данилин