Сегодня мы расскажем о двух художниках начала ХХ столетия, жизненный путь которых связан с рязанской землей.
На вечный вопрос российских реформаторов и интеллигентов о том, какой он, настоящий «человек из народа», эти два художника знали ответ – иначе и быть не могло, ведь оба родились в крестьянских семьях. Оба некоторое время жили на рязанской земле и ряд своих лучших картин создали здесь…
Филипп Малявин и Абрам Архипов – эти имена хорошо известны знатокам русского искусства. Работы обоих мастеров есть и в коллекции Рязанского художественного музея. О них и пойдёт рассказ, завершающий нашу серию публикаций о малоизвестных шедеврах «рязанской Третьяковки». Сегодня наш проводник по залам рязанского музея, главный рассказчик о жизни и творчестве художников, – искусствовед Галина Торопова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея.
Удивительно, что эта картина до сих пор не стала одним из символов Рязани. Даже название подходящее: «Рязанская пригородная девица». Это один из тех портретов, которые чем-то притягивают с первого взгляда, и задаёшься вопросом: а, собственно, почему? Ведь героиня его мало отвечает современным представлениям о красоте. И тут же понимаешь, что наши мерки здесь абсолютно бессильны. Созданный художником женский образ удивительно гармоничен и самодостаточен.
Художник применил изысканные, как говорят искусствоведы, оттенки малинового и розового, переливы белого в одежде девушки. А находящееся позади неё окошко создает вокруг женской фигуры дополнительную ауру света. В поздних портретах мастер придавал своим «полнокровным, цветущим героиням черты идеала, – пишет кандидат искусствоведения Нина Павлова в статье к каталогу юбилейной выставки А.Е. Архипова. – Солнечный свет … в этих полотнах сверкает, дробится радужными искрами, превращая обыденную сцену в праздничную».
Абрам Ефимович Архипов родился в селе Егорово Касимовского уезда (ныне – Клепиковский район Рязанской области), в бедной крестьянской семье. Рисовать начал с детства. Вначале пытался учиться у приезжих иконописцев, а в 14-летнем возрасте, подобно Ломоносову, пешком ушёл в Москву вслед за обозом. Год начала учёбы Архипова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – 1877-й. То есть будущему художнику всего 15 – и он уже нашёл своё призвание!
В то время в московском училище преподают В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов… Архипов был одним из лучших учеников. Прошли годы, и Абрам Ефимович сам стал преподавателем в этом же учебном заведении. Однако не переставал навещать свою малую родину. Есть сведения, что, ещё будучи студентом, он каждое лето ездил в Рязанскую губернию, где писал этюды и сцены из крестьянской жизни.
«Рязанская пригородная девица» – одно из поздних полотен Архипова (1928 г.), а в 1935-м картина поступила в рязанский музей из мастерской художника в Москве. Мы знаем, что позировала для картины одна из жительниц Солотчи, но имя девушки осталось неизвестным. В Солотче Архипов жил и работал во второй половине 1920-х. Здесь же, например, была написана его знаменитая «Крестьянка в зелёном фартуке», которая находится в Третьяковской галерее. И в этом случае известно даже имя героини: Прасковья Егорова, жительница деревни Полково.
«Народной» теме Архипов оставался верен всю жизнь. Создавал портреты людей из народа, жанровые сцены, пейзажи средней полосы России и русского Севера.
В постоянной экспозиции Рязанского художественного музея можно увидеть ещё три картины Абрама Архипова. Пейзаж «Лёд прошёл» (1895 г.), необычный и по колориту, и по композиции, был высоко оценен уже современниками мастера. Большинство фигур на картине повернуты к нам спиной: люди смотрят в сторону реки, только что освободившейся ото льда, и тем самым как бы приглашают нас тоже подойти поближе к реке, насладиться чудесным видом. Возможно, в основу картины легли детские впечатления Архипова, наблюдавшего разлив на Пре или Оке.
Другой пейзаж – «После дождя» (1910) – передаёт тонкую игру оттенков и света уже в условиях северной природы. Архипов много путешествовал, а русский Север стал для него новым источником вдохновения с первой же поездки, в 1902-м, к Белому морю. И ещё в течение десяти лет художник возвращался в эти края, писал этюды.
Однако Октябрьская революция застала Архипова в Москве, и при новой власти он продолжил работу в училище, вскоре реорганизованном. К этим годам относится и самое загадочное полотно Архипова, тоже выставленное в рязанском музее: «Октябрь в деревне» (1920).
Обстоятельства написания картины «Октябрь в деревне» до сих пор неизвестны. Она мало напоминает всё созданное Архиповым и до, и после. Что именно здесь запечатлено, трудно передать словами: беспорядочная лавина, вихрь, в котором местами выделяются фигуры всадников, красные знамёна. Немалую часть полотна занимает тревожное, предгрозовое небо.
Считается, что это – неоконченная вещь либо этюд, от которого и не требуется большей определённости. А может быть, этот хаос – и есть главное впечатление художника от октябрьских событий? Бесформенная стихия, несущаяся неизвестно куда под небом, окрашенным заревом от близкой грозы или пожаров… Таким, вероятно, мастер и увидел тот самый «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
– О политических воззрениях Архипова сложно что-то сказать, поскольку этот человек всю свою жизнь посвятил искусству, – комментирует Галина Торопова. – Он не обзавёлся семьёй, жил в своей мастерской, много преподавал. Был скромен, разговаривал, по словам знавших его людей, очень мало и негромко. И мы можем лишь предположить, что революцию он в итоге принял, однако происходящее его шокировало. И в своей картине художник передал ощущение этой неуправляемой стихии.
Портрет темнолицего бородача с хитроватым прищуром, странно скрестившего руки, вызывает невнятную тревогу, предощущение чего-то недоброго. Или это лишь игра теней и отблесков невидимого на картине пламени? Мы лишь угадываем это пламя по красноватому отсвету на лице и руке незнакомца. Перед нами – «Мужской портрет», написанный Ф.А. Малявиным в рязанской деревне Аксиньино в 1916 году.
Иногда в герое картины «угадывают» Григория Распутина, но это скорее ассоциативное сходство. Вероятно, человек этот был написан с натуры или по памяти.
А вот и его «двойник» – соседний портрет того же автора, «Старик у очага», 1915 (он же известен как «Старик с чайником»). Тёмное лицо и яркие белки глаз, усталое, но вряд ли доброжелательное лицо, как говорится, человека «себе на уме». Даже по прошествии столетия, эти две картины кажутся в музейной тишине неким вызовом, и с некоторой долей фантазии можно допустить, что художник в них уловил предреволюционные настроения жителей деревни.
Здесь стоит пояснить, каким образом Филипп Андреевич, выходец из большой крестьянской семьи, уроженец села Казанка Самарской губернии, оказался владельцем усадьбы под Рязанью.
Ещё мальчиком Филипп Малявин мечтает учиться рисовать и уходит с богомольцами на Афон, в русский монастырь Св. Пантелеймона, где становится послушником-иконописцем. Однажды монастырь посетил скульптор В.А. Беклемишев, ректор императорской Академии художеств. Неожиданно для себя, в иконописной мастерской он обнаружил юношу с задатками настоящего художника.
Скульптор уговаривает послушника ехать в Петербург учиться, предлагает поселить у себя. Малявин так и поступает, и в 1892-м одарённого рисовальщика, не имевшего даже общего образования, принимают на живописное отделение Академии художеств. Через два года при ней открывается мастерская Ильи Репина, и Малявин становится её учеником – в числе других будущих знаменитостей. Их портреты, написанные Малявиным, сейчас находятся в Русском музее: Игоря Грабаря, Константина Сомова, Анны Остроумовой.
Первые же серьёзные работы Малявина-академиста были замечены, о них говорят, некоторые работы художника приобретает П.М. Третьяков. Уже тогда и на долгие годы вперёд в творчестве Малявина занимают почётное место портреты русских крестьянок, написанные в новой, свободной манере – самые популярные его картины по сей день.
Скандал в Академии художеств вызвала картина 1899 года, «Смех»: гуляющие по лугу, заразительно смеющиеся бабы, написанные размашисто и ярко. Получить звание академика за это полотно Малявину не удалось. Зато в Европе картину, созданную в духе новых, модернистских веяний в искусстве, приняли на «ура». Художник (считается, что по совету И.Е. Репина) отправил «Смех» на Всемирную художественную выставку 1900 года. И снова – немыслимая удача: картина никому не известного молодого русского живописца получает Гран-при Всемирной выставки в Париже!
На деньги, полученные за картину (её приобрёл венецианский Музей современного искусства), Малявин и покупает имение в Рязанской губернии – село Аксиньино близ станции Денежниково. Там художник поселился вместе с женой, оборудовал мастерскую. С этого момента около 20 лет Филипп Малявин проведёт на рязанской земле, будет писать портреты местных жителей. По словам историка Александра Никитина, «образ русской деревни, созданный Малявиным, вырос на рязанской почве».
А.О. Никитину принадлежит и единственное на сегодня исследование об участии Филиппа Андреевича Малявина в создании будущего Рязанского художественного училища. Оно ведёт свою историю с момента организации, в 1918 году, художественной студии при Губернском комиссариате народного просвещения. Из той же публикации мы узнаём, что в 1918 г. художник обратился в Губпрос с инициативой организовать в Рязани свою персональную выставку.
Говоря о причинах, заставивших художника в столь трудные времена хлопотать о персональной выставке, исследователь поясняет: «…положение, в котором находился Малявин, было угрожающим. Волна грабежей и погромов, длившаяся с лета 1917 г., сделала остовы сгоревших усадеб почти обязательным элементом сельского пейзажа. Никакие добрые прежде отношения с крестьянами не могли оградить землевладельца от эксцессов с их стороны. Гарантию безопасности обещало лишь обретение некоего официального статуса, предполагавшего тесное сотрудничество с новой властью. Но нельзя забывать и другое: на пороге пятидесятилетия Малявин всё ещё не имел в своей карьере персональной выставки»… Другие подробности желающие узнают из той же статьи, а мы лишь добавим, что выставка в итоге всё-таки состоялась, несмотря на ряд организационных трудностей. Для неё были собраны не только имевшиеся у художника работы – некоторые специально привезли из Москвы.
Открытие в Рязани первой и единственной для России персональной выставки Малявина состоялось 16 февраля 1919 года. Уникальное собрание работ одного художника привлекло немыслимое для Рязани количество посетителей – если верить прессе того времени, тысячи людей. Такая популярность, видимо, и заставила продлить выставку до начала 1920 года.
Между тем, ещё осенью 1918 года Малявин начинает преподавать в рязанской художественной студии, организованной Губпросом, и переезжает с семейством в Рязань, где снимает квартиру. На сегодня известен её адрес: «дом Терского на углу Мальшинской и Мясницкой улиц (ныне – ул. Горького, 74» (Александр Никитин. «Судьба утопии» – страница Рязанского художественного училища на сайте издательства «Порфир»).
Однако, по ряду обстоятельств, от этой должности Малявин вскоре отказывается и делает попытку перенести занятия с учениками в Аксиньино, где была организована «красноармейская» художественная студия. Но уже в 1920-м художник переезжает в Москву, и в Рязань больше не вернётся.
Известно, что в Москве Малявин делал наброски для портрета В.И. Ленина, по протекции наркома просвещения А.В. Луначарского получив доступ в кабинет вождя в Кремле. Рисунки эти сохранились в фондах Музея В.И. Ленина (ныне ставшего отделом Государственного Исторического музея), однако итоговый портрет написан не был.
Надолго в столице художник не задержался. С целью организации своих выставок в Европе, в 1922 году он перебирается с семьёй за границу, поселяется в Париже, и в Россию уже не вернётся. В Европе Малявин продолжает работать, пишет заказные портреты, устраивает ещё несколько выставок. Вторая мировая война застаёт его в Брюсселе, а смерть – в Ницце, в возрасте 71 года.
Теперь искусствоведы говорят, что, каким бы ни был успех художника за границей, лучшие его работы созданы всё же в годы жизни в России. А из них, как мы знаем, двадцать лет прошли на рязанской земле! Но позволим себе снова процитировать Александра Никитина: «Для поколений погибнет не только автобиографический рассказ Малявина, … но и большинство рязанских следов его жизни. Исчезнет его усадьба, единственным осколком выставки 1919 г. останется в местном музее только «Старик с чайником». В следующие десятилетия про эмигранта Малявина не принято будет вспоминать, а когда рухнут запреты, имя его возникнет вновь – как легенда, притягательная и загадочная, о той утраченной, былинной Рязани, по улицам которой запросто ходили великие художники». («Ф.А. Малявин и основание Рязанского художественного училища»)
Однако, помимо двух картин Малявина, которыми располагает сегодня рязанский музей, здесь хранится и коллекция его рисунков. По словам специалистов, рисунки Малявина ни с чем не спутаешь: он пользовался особым плотницким карандашом, который давал и очень тонкую, и очень широкую линию.
Как нам стало известно, недавно собрание рисунков Ф.А. Малявина в рязанском музее пополнилось новыми экспонатами, – вскоре состоится презентация, посвящённая этому замечательному событию. И вполне вероятно, что новые находки и открытия о рязанском периоде жизни Филиппа Малявина ещё порадуют историков и ценителей искусства…
Подготовила Ольга Почина
На фото: 1) А.Е. Архипов. «Лёд прошёл». 1895
2). А.Е. Архипов. «Рязанская пригородная девица». 1928.
3) А.Е. Архипов. «После дождя». 1910.
4) А.Е. Архипов. «Октябрь в деревне». 1920-е.
5) Малявин Ф.А. «Мужской портрет». 1916.
6) Ф.А. Малявин. «Старик у очага». 1915.
7) Ф.А. Малявин. «Жена художника, Н.Н. Малявина, с дочерью на руках». Начало 1900-х. Бумага, карандаш.
8) Малявин Ф.А. «Крестьянка». 1910-е. Бумага, пастель.
Репродукции картин предоставлены Рязанским областным художественным музеем
