РИА «7 новостей» и Отделение Рязань ГУ Банка России по ЦФО начинает проект «155 финансовых историй», посвященный 155-летию со дня основания Госбанка на рязанской земле. Самые необычные деньги мира, занятные факты о денежных средствах различных народов, люди, чья жизнь была связана с финансами… Каждую неделю читатели РИА «7 новостей» смогут узнавать пять новых историй. Одна из них будет связана с рязанской землей и заканчиваться небольшим тестом. Если вы правильно ответите на 10 вопросов, сможете стать участникам специальной экскурсии в Отделение Рязань ГУ Банка России по ЦФО. А среди тех, кто даст больше всего правильных ответов, будут разыграны специальные призы. На этой неделе рассказываем о том, как появились современные финансовые явления.
История 39. Карта сокровищ: что стало предтечей современного «пластика»
Сегодня торговля мало отличается от той, что была не только век назад, но и в средневековом Париже или античном Риме. Но все же одно изменение явно бросается в глаза: за товары или услуги люди все реже расплачиваются наличными. Мелкая купюра появляется из кошелька, когда нужно купить чашку кофе, монеты – в транспорте. Кассиры же в магазинах чаще стали видеть карты.
7 июля 1891 года появился прообраз современных кредитных карт. Именно в этот день в Соединенных Штатах Америки был запатентован дорожный чек. Это денежное обязательство: эмитент гарантировал, что выплатит владельцу чека указанную на документе сумму. Появился дорожный чек волей президента курьерской компании. Знакомая многим туристам ситуация: в чужой стране нужно снять деньги, а с обменниками проблемы. Так и господин Фарго отправился в европейское турне, но во время отдыха постоянно мучился из-за финансовых вопросов, ведь существовавшие тогда кредитные письма были не слишком удобны.
Компания начала выпускать чеки достоинством 10, 20, 50 и 100 долларов США. Была придумана и некая система защиты от мошенников: клиент, приобретая чек, должен был расписаться на нем, а при получении средств – воспроизвести подпись. Аналогом этого является требование расписаться так же, как на оборотной стороне платежной карты, которое было очень распространено совсем недавно.
Новинка не сразу нашла признание: за первый год компания продала чеков всего на 9,1 тыс. долларов. Но с расширением перечня банков, которые работали с дорожными чеками, росла и востребованность такой формы оплаты. Опять же, видим похожую тенденцию сегодня: с расширением инфраструктуры (банкоматов, терминалов) растет и объем безналичных платежей.