На 84-м году жизни умерла Вера Алентова — актриса, которую миллионы зрителей навсегда запомнили Катей Тихомировой из «Москва слезам не верит». Хотя кино принесло ей всенародную узнаваемость, сама Алентова в первую очередь оставалась театральной артисткой — с длинной и плотной сценической биографией. Об этом пишет «Комсомольская правда».
В кино у нее было не так много «ударных» ролей, но каждая — на слуху. Это «Время желаний» Юлия Райзмана, «Завтра была война» Юрия Кары и, конечно, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Меньшов снимал ее и в «Ширли-мырли», и в «Зависти богов». Могла Алентова появиться и в «Любви и голубях» — в роли Раисы Захаровны, но она уже подписалась на фильм Райзмана, и в итоге роль досталась Людмиле Гурченко.
Зато на сцене Московского драматического театра имени Пушкина у Веры Валентиновны были десятки ярких работ. Диапазон — широкий: от Горького до Вуди Аллена, от Бернарда Шоу до Марины Цветаевой, от «Разбойников» Шиллера до советских хитов вроде «Варшавской мелодии». И все же главным образом ее будут помнить именно по образу Кати — провинциалки, которая поднялась до директора московского завода, в одиночку вырастила дочь и в сорок лет поняла: жизнь только начинается.
Детство и правила, которые держали всю жизнь
Вера Алентова родилась в 1942 году в северном городе Котласе — там работали ее родители, оба актеры. Отца она почти не помнила: одно из немногих воспоминаний связано с тем, как он взял ее с собой в ларек за пивом и дал маленький глоток. Когда Вере было чуть меньше трех лет, отец умер в 28 лет. Где это произошло и что именно стало причиной, она так и не узнала, ведь у мужчины появилась другая женщина. В семье об этом не говорили, а мать порвала все его фотографии. Сохранившийся снимок Вера увидела только в 15 лет.
Мать с детства учила ее практичным вещам — готовить, штопать, шить, вязать. Но важнее оказалось другое: набор жизненных «заповедей», которые Алентова позже приводила в мемуарах. Быть готовой к неприятностям и переживать их достойно. Не хвастать. Разбираться со своими проблемами самой. Не лгать, не брать чужого, держать слово. И быть одинаково любезной с любым человеком — хоть с дворником, хоть с королем.
Дорога в Москву и театр, которому она не изменила
С матерью они много переезжали: сначала на Украину, затем в Узбекистан, потом на Алтай. Из Барнаула Алентова в 1961 году приехала в Москву поступать на актрису — и сразу получила жесткий удар. В Щепкинском училище ей сказали, что ей «не стоит даже приближаться к сцене», в других вузах тоже ждала неудача. Через год она вернулась уже с опытом работы в провинциальном Орском театре — и тогда ее приняли в Школу-студию МХАТ.
Студенческие годы были бедными, но она вспоминала их с теплом. Литературу преподавал Андрей Синявский, а «манеры» — княгиня Елизавета Волконская. Эти уроки, по словам Алентовой, позже пригодились, когда после успеха «Москва слезам не верит» ей пришлось ездить и представлять фильм за границей на приемах разного уровня.
После выпуска Алентова рассчитывала попасть во МХАТ, но взяли другую студентку — Ирину Мирошниченко. Алентова оказалась в Театре имени Пушкина и позже об этом не жалела: в первый же год она получила главную роль и сохранила верность этому театру до конца жизни.
Меньшов, любовь и главная роль, которую сначала не хотели
В Школе-студии МХАТ одним из однокурсников Алентовой был Владимир Меньшов. Сначала он ее не привлекал, но многое изменилось после занятия по сценической речи — когда он читал «Муху-Цокотуху». Так началась дружба, а затем и любовь.
Замуж Алентова не торопилась: Меньшов делал предложение несколько раз, и она согласилась не сразу. Решение пришло после обещания дать отдельную комнату в общежитии, если в паспортах появятся штампы. Через шесть лет у пары родилась дочь Юлия. Позже в семье был тяжелый кризис из-за измены Меньшова — история, которая могла закончиться разрывом, но не закончилась.
А потом появился сценарий «Москва слезам не верит». Меньшов сначала хотел позвать на главную роль Ирину Купченко или Маргариту Терехову, но обе отнеслись к сценарию прохладно. Тогда он стал внимательнее присматриваться к Алентовой. При этом и сама она не была в восторге: героиня ей не нравилась, да и история казалась «не близкой». В итоге фильм случился — и вместе с ним случилась та самая роль, которая навсегда закрепила за Алентовой статус актрисы из «истории кино».
Что известно о последних событиях
Именно Алентова рекомендовала актёра Лобоцкого на роль в картине «Зависть богов».
«Толя Лобоцкий оказался на редкость интеллигентным партнером: когда снимаешься в откровенных сценах, это очень важно. После выхода картины на экраны желтая пресса приписывала нам с Лобоцким роман, что тоже хорошо: значит, поверили в нашу любовь», — рассказывала актриса.
Лобоцкий умер от рака 20 декабря, а похороны были назначены на 25-е. Алентова приехала проститься с ним с букетом красных гвоздик. На прощании ей стало плохо с сердцем, и врачи уже не смогли помочь. Вере Валентиновне было 83 года.




