В четверг, 22 августа, в рамках фестиваля современного искусства «Параллели. Театральный роман. Оммаж» в «Фотодоме» прошла творческая встреча с художественным руководителем Рязанского театра кукол Валерием Шадским. Темой встречи стала знаменитая постановка спектакля-легенды «Мастер и Маргарита» в 1995 году. Режиссёр поделился со зрителями историей знакомства с данным произведением, идеей его постановки, сложностями в реализации, рассказал о создании декораций и подборе актеров. Были показаны фотографии, небольшие отрывки видео из спектакля.
– Давайте назовем сегодняшний вечер «Поболтушки о Булгакове». Роман «Мастер и Маргарита оставил след в душах людей. Мне это произведение подарила случайная знакомая. Это была перепечатанная копия из журнала. В первую очередь меня захватила история Понтия Пилата, и только спустя несколько лет оценил остальные линии. Я не думал о постановке этого произведения до одного момента, – поделился Валерий Шадский.
Валерий Николаевич рассказал о том, что на мысль о постановке спектакля по «Мастеру и Маргарите» его навела собственная кошка.
– Она была невозможно красивая, такая статная, прямо потомок Бегемота в женском обличии. Как-то раз я заболел и в одиночестве лежал дома. Ко мне прибежала кошка, легла на грудь и так посмотрела в глаза, будто хочет что-то сказать. Я взглянул и увидел на лбу четко выделившуюся букву «М», – рассказал Валерий Шадский.
Это стало знаком для режиссёра: «Мастеру и Маргарите» на сцене Рязанского театра кукол быть!
В написании сценария помог диктофон, привезённый откуда-то из-за границы. Валерий Николаевич начитывал текст, далее с помощницей перепечатывали его на бумагу, если что-то не нравилось, текст начитывался заново, и так по кругу. Таким сложным путём рождался сценарий для постановки.
Актёры тоже подобрались не сразу. На репетициях у режиссёра происходило осознание: то Маргарита не подходит по типажу, то Мастер.
Для понимания полной картины, конечно же, нужны декорации. Было создано много разных эскизов.
– Нужно создать сумасшедший дом. Через это ведь всё и проходит, когда не понимаешь, где реальность, а где вымысел, – дополнил Валерий Николаевич.
Через эскизы была достигнута истина, как все должно выглядеть на сцене. В результате был построен двухэтажный подиум, отделанный зеркалами с необычным напылением.
Валерий Николаевич подобрал очень интересные решения для спектакля. На сцене появлялись люди и куклы, использовались растворяющиеся зеркала, маленькие макеты комнат, как олицетворение уюта, который так хотели создать Мастер и Маргарита, происходила игра со зрителем в зале, а Иваном Бездомным были прочитаны стихотворения, текста которых у Булгакова нет.
В конце вечера состоялся живой разговор, Валерий Николаевич ответил на все интересующие вопросы.