Среда, 17 сентября, 2025
11.6 C
Рязань

«Мужской портрет» художника Малявина в рязанском интерьере

Каждый вторник мы приходим в рязанский художественный музей, чтобы прикоснуться к шедеврам великих мастеров и рассказать о них.

В  зале русского искусства начала 20 века, находятся два ярких, эмоционально окрашенных полотна.

Это произведения художника Филиппа Малявина – «Старик у очага» и «Мужской портрет».

Он родился в Самарской губернии, в крестьянской семье. Волею судьбы его тяга к живописи была замечена монахом с Афона, который забрал мальчика с собой на греческий остров. Оттуда Малявин приехал в Санкт-Петербург, а Академию художеств. Учился у великого Репина, который видел в Малявине своего приемника.

Но судьба распорядилась иначе… и Рязанская губерния «обрела» Великого мастера. Малявин покупает имение в деревне Аксиньино, недалеко от Рязани и почти 20 лет живёт и работает на нашей земле.

Здесь были созданы самые яркие его произведения, которые принесли художнику мировую славу – знаменитые малявинские «Бабы» и «Девки», представленные в Третьяковской галерее.

Посетители рязанского художественного музея  в этом смысле не обделены. «Старик у очага» и «Мужской портрет» не уступают по эмоциональному воздействию на зрителя, возможно, более распиаренным работам Третьяковки.

Картины были написаны в 1915-1916 годах и от них невозможно «оторвать» глаз.

Во-первых, они достаточно большие по размеру. Во-вторых, ни на кого не похожая техника, в которой писал Малявин. Разнонаправленные мазки, пастозная живопись – энергичная, свободная, напряжённая.

На первый взгляд кажется, что с холстов на нас смотрят фантастические и пугающие персонажи русских сказок и легенд.

Однако, перед нами реальные крестьянские образы – новое прочтение крестьянской темы.

Малявин взглянул на русское крестьянство, как на носителя дремлющей до определённого момента тёмной силы, способной к стихийному беспощадному бунту.

И бунт случился совсем скоро…. Но, пока его волна до конца не накрыла русскую интеллигенцию, Филипп Малявин успел получить «минуту славы» на родине.

В 1919 году в Рязани состоялась первая персональная и единственная в  России выставка работ Филиппа Малявина.

Его имение было национализировано и художник с семьей уезжает за границу, во Францию.

На родину он больше не возвращался, но вспоминал о России с любовью.

 — Без родины нет искусства, нет вдохновения, — пишет Малявин в письме.

Таким был 20 век, и художники чувствовали приближение неотвратимых перемен так же, как  сегодня в 21 году 21 века чувствуем мы…..

Самые читаемые материалы

Тайна перевала Наговициной: Рюкзак появился сам по себе — и не покрыт снегом. Значит, она была жива?

На августовских кадрах — пусто. Только палатка, снег, камни. Рюкзака — нет. Совсем. Ни тени, ни намёка. А в сентябре — он вот он. Чистый. Сухой. Стоит, будто его положили вчера.

Они не понимали, что происходит: российские войска бьются за Купянск 

Война — не только артиллерия и бронетехника. Иногда решающую роль играет газовая труба под рекой, тишина перед штурмом и внезапность, от которой у противника ломается командная система.

Последние новости

Не симуляция, а физиология: нефролог Аршинская объяснила, почему мужчины страдают даже от температуры 37,5°C

Дело в том, что тестостерон обладает иммуносупрессивным эффектом, то есть может незначительно уменьшать иммунный ответ, в то время как эстроген поддерживает иммунитет.

Политолог Гуреев объяснил главные ошибки Запада с санкциями против России 

Постпреды стран Евросоюза убрали с повестки обсуждение новых санкций против России. Почему? Потому что предыдущие — не сработали. Более того, некоторые из них ударили по тем, кто их и вводил.

Павел Малков: Необходимо использовать преимущества онлайн-платформ при госзакупках

Павел Малков отметил, что необходимо расширить доступ субъектов МСП к госзакупкам с помощью использования онлайн-платформ. Большая часть таких закупок имеет небольшие объемы