Уже почти год, с марта 2020 года, рязанский цирк не открывает свои двери для зрителей. Все это время артисты Росгосцирка не выходили на манеж к широкой аудитории. Пандемия внесла свои коррективы и в жизнь цирковых артистов. Корреспондент РИА «7 новостей» поговорил с дрессировщицей медведей и узнал о трудностях, с которыми столкнулись животные и люди.
Алия Такшантова – уникальный человек. Она называет своих подопечных ласковыми именами и относится к ним, как к собственным детям.
– С какими проблемами вы столкнулись из-за пандемии?
– Мы работаем от государства, которое, конечно, нам сильно помогает. Но при этом без выступлений, зрителей и аплодисментов очень тяжело. Даже животные отвыкли от большого количества зрителей. Они привыкли работать в спокойной обстановке на тренировке. Недавно было небольшое выступление, где мои хищники очень нервничали.
– Артистам тоже было непривычно выходить на манеж?
– Конечно, мы всегда очень переживаем. Каждый выход – это ответственность. Даже несмотря на то, что мы профессионалы, каждый раз возникает ужасное волнение. Я сразу начинаю думать обо всем на свете: как я выгляжу, не забыла ли что надеть. А мои переживания передаются медведям. Они чувствуют мои вибрации и тоже начинают нервничать.
– Вам как-то объясняют, почему цирки на протяжении почти года не работают?
– Версий много, но я не очень хочу лезть в политику. К тому же, нам невыгодно работать на 30% заполняемость зала. Обслуживание и содержание цирка, персонала, питание животных – все это требует больших вложений. А такой маленький процент зрителей не покроет наши расходы.
– Ваша мама была дрессировщицей медведей, а папа клоуном. Никогда не задумывались о работе вне цирка?
– У меня в принципе не было другого варианта. Мама сказала: “Как научишься держать вилку – сразу в манеж!”. Я знаю все российские цирки от и до, потому что выросла в них. Куда мне еще деться? Я, конечно, получила два высших образования, но моя стихия – это цирк.
– Какими качествами должен обладать дрессировщик?
– Самое главное, что требуется от дрессировщика, – любовь к животным. Я попросту не доверяю тем, кто ничего не испытывает при их виде. Дрессировщик должен быть смелым, иметь внутри так называемый стержень. Когда медведь угрожает, ты должен ему ответить. Конечно, не кулаком, а другими методами. Если человек спасовал перед хищником, то он никогда не будет работать с животными. Просто потому что показал свою слабость. Например, я могу повысить голос, и тогда они сразу понимают, что надо идти работать.
– Почему вы выбрали именно медведей?
– Они мне перешли по династии от мамы. У нас дома всегда были медведи, поэтому я сразу начала с ними работать. Как иначе, если мы буквально ели из одной тарелки? Конечно, я пробовала себя с разными животными. Сначала работала с собаками, а после – с гусями.
– Откуда в цирке появляются хищники?
– Это очень грустная история. Мы их спасаем. Множество животных выбрасывают. Их находят в коробке в мусоре. Мы забираем медведей и делаем из них звёзд манежа. Если их не приютить, то неизвестно, что с ними будет. Недавно мы с мужем ездили в Карелию за маленькими медвежатами. Люди что-то там копали, испугали мать, а трое глухих, слепых, маленьких пятидневных медвежат остались в берлоге. Выходили их с помощью соски, ласки и любви. Абсолютно все делали сами. Одну из девочек мы приютили. Уже через несколько месяцев она начала ходить, бегать по квартире и кричать.
– В каком возрасте вы начинаете дрессировать медведей?
– Не существует определенного возраста. Все идет от самого медвежонка: насколько он готов и хочет этим заниматься. Допустим, малышка [которую мы спасли в Карелии] уже в два месяца знала место для еды. Она выходила из клетки, бежала к своему креслу, вставала на него и ждала еду. Медведица уже с раннего возраста делала много импульсов и порывов.
– Что умеют ваши мишки?
– У нас огромное разнообразие трюков. Медведи ходят на бочке, танцуют на пилоне, исполняют брейк-данс, цыганочку. Причем все трюки животные исполняют с огромным удовольствием. После премьеры многие люди подходили и говорили: «Огромное спасибо! Это настоящий цирк».
– Кто придумывает программу для выступлений?
– Сами хищники. Однажды мы повели медведицу в душевую для животных. Она нашла какой-то камушек и швырнула папе между глаз. Мы давали ей мячик, шарик, палочку. Она начала жонглировать просто потому, что ей захотелось что-то в нас швырнуть. А смысл заставлять животное? Допустим, дрессировщик придумал какой-то сумасшедший трюк. Во-первых, его делать сложно. Во-вторых, нужно, чтобы вокруг него были еще человек шесть-пять дрессировщиков, которые понимают, что он делает. А животному, допустим, не нравится этот трюк. Какой смысл заставлять медведя выполнять его до потери пульса? Допустим, уговаривая, угощая сгущенкой, артист заставит животное выполнить элемент. Но в итоге в любую секунду медведь просто сорвется и убежит. Я хочу приносить только удовольствие зрителю, чтобы люди плакали от восторга, когда видели мой номер. Несмотря на постоянную травлю дрессировщиков, многие зрители, коллеги по работе подходят и плачут от восторга. Для меня это высшая похвала.
– В чем заключается главная сложность в дрессировке медведей?
– Самый сложный момент – это когда ты не знаешь, почему животное повело себя так или иначе. Важно понимать, что не нравится медведю, чего он испугался, кто его отвлек. Это приходит с опытом. Моя мама могла за две недели сказать: «Смотри, она тебя пасет». Это значит, что медведица предупреждает, что сегодня-завтра может быть бросок, так как ей что-то не понравилось. И она бросится. Такое тоже может быть, это же хищник.
– Что делать в таких случаях?
– Для начала нужно проанализировать ситуацию. Что пошло не так? Почему медведь бросился? Один раз на меня бросилась моя принцесса Сонечка, потому что я дала ей не четыре кусочка печенья, а три. Она два раза укусила меня за спину, оставила две дырки. А мама мне говорила: «Дай четыре!». Мне было несподручно, поэтому дала три. Она не виновата, ведь знает, что хорошо отработала и за это есть определенная плата.
– Как вы обрабатываете когти своим хищникам?
– В природе они их стесывают об дерево, по земле ходят, когти чешут. У нас здесь есть специальные щипцы, целый маникюрный процесс: протираем тряпочкой когти, подстригаем их.
– Во сколько лет медведи уходят на пенсию?
– Все зависит от ухода за животными. Некоторое время назад у нас были хищники – брат с сестрой. Это были мамины медведи. Яша был под 2,5 метра ростом, ему было 32 года. Сестру мы отдали в заповедник, так как с ней некому было работать. Я бы даже не смогла вывести ее из клетки, была бы съедена. Та медведица любила только маму. Она не воспринимала ни меня, ни папу. Когда мама ушла из жизни от болезни, через месяц у Яши обнаружили онкологию, и он буквально за две недели полностью сгорел от болезни. Это было неожиданностью для всех. Мы максимально поддерживаем здоровье животного. Во-первых, они нам всю свою жизнь отдают. Во-вторых, это наш член семьи. Мы к ним относимся как к родному, любимому, близкому человеку.
– Какое первое впечатление у людей, когда узнают, что вы дрессировщица медведей?
– Раньше людям было интересно. Сейчас первое, что я слышу – это «ой, я не люблю цирки, вы там над животными издеваетесь». Как-то пришла в хороший салон в Казахстане на маникюр. Рассказываю мастеру о том, чем я занимаюсь и понимаю, что кто-то сверлит меня взглядом. Поворачиваюсь, а там сидит женщина в натуральной меховой жилетке. Она начинает говорить, что всех нас ненавидит, ведь мы издеваемся над животными. После она села в свою дорогую машину, обитую внутри натуральной кожей, и уехала. Доказать людям, что мы не издеваемся над животными, – невозможно.
– Почему животные нападают на своих дрессировщиков?
– Есть такое замечательное выражение «в семье не без урода». Действительно, есть моменты, за которые я сама возмущена. Моменты, за которые лично бы штрафовала и закрывала цирки. Самая большая проблема – когда люди абсолютно неправильно подходят к технике безопасности работы с животными. Не хищники виноваты в трагедии, а исключительно люди. Как ты животное приучил – таким оно и будет. Если вы такие безответственные, что вы хотите взять от животного? Был недавно случай, когда леопард набросился на маленькую девочку. Оказалось, что у них там сетка была совсем не натянута. Это нарушение техники безопасности. Может быть, та маленькая девочка ерзала, а животное это сразу примечает. Мы поэтому и говорим, что во время представления нельзя вставать и ходить. Зрители приходят получать удовольствие. А мы, как артисты, должны показать идеально нашу работу и работу наших подопечных. Из таких мелких ситуаций происходят огромные трагедии. Если любить животное, грамотно и профессионально подходить к своей работе, то таких проблем и вовсе не будет. Людей, которые зарабатывают деньги на этих бедных, несчастных животных, надо действительно наказывать. Не нужно приставать к профессионалам, которые всю свою жизнь отдали этому делу. Из-за смерти мамы я работаю с медведями уже второй год, но всю жизнь нахожусь рядом с этими животными. И мне какие-то посторонние люди говорят, что я делаю что-то неправильно. В школе же тоже есть плохие преподаватели, но мы не говорим, что у нас все образование плохое.
– Многие утверждают, что при дрессировке животных избивают. Такие методы действительно есть?
– Ни одно животное невозможно воспитать, если его бить. Никогда в жизни такой человек не сможет работать с хищником, так как он при первой же возможности нападет на дрессировщика. Медведь сидит в своем вольере без амуниции: без намордника, поводка. Чтобы его вывести, мне нужно залезть голыми руками к нему в клетку и надеть намордник. Если животное не будет меня любить и уважать, я просто останусь без рук. А когда ты разговариваешь с этим ребенок, он знает, что сейчас будет получать печенье, он будет репетировать, выполнять свою работу.
– У вас в социальной сети есть фотографии, где вы гуляли с медведями по улицам какого-то города. Какая была реакция у людей?
– Мы просто гуляли рядом с цирком в Нижнем Тагиле, фотографировались. Я бы и сейчас ходила, но после гневных комментариев, травли выходить на улицу с медвежатами просто не хочется. Хищникам же наоборот нравится подышать свежим воздухом, походить, покупаться. Люди этого не понимают. При виде медведя сразу начинают кричать, как дикари. Я понимаю, что их хочется обнять, погладить, но это же медведь со своим характером и гордостью. Это хищник, а не Винни-Пух.
– Как вы относитесь к циркам без животных?
– Это катастрофа. Цирка без животных никогда не будет. Смотреть, как крутится под куполом акробат, – прекрасно. Я сама в восторге от «Дю Солея», это замечательное шоу. Но детям будет скучно. Не будет животных – не будет цирка. Останется просто шоу. Я считаю, что это катастрофа для российского государственного цирка, потому что он всегда был с животными.