Согласно православной традиции, 29 июня отмечаются так называемые Тихоновы дни. А ещё эта дата знаменательна тем, что именно в этот день было совершено в 2002 году перенесение святых мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, из церкви села Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь. Характерно, что эта иноческая обитель стала особенно значительно расширяться и благоустраиваться при игумене Тихоне (Сергееве).
Угодники Божии
29 июня православная церковь отмечает память трёх Тихонов: святителя и епископа Амафунтского (год прославления 425), преподобных и чудотворцев Тихона Медынского и Калужского (1492), а также Тихона Луковского и Костромского (1503).
А ещё три Тихона оставили после себя память, как благоустроители и молитвенники Свято-Успенской Вышенской пустыни. Этот монастырь раньше располагался несколько в ином месте. А после его перенесения туда, где эта иноческая обитель находится и поныне (село Выша Шацкого района Рязанской области), первым строителем пустыни на новом месте был иеромонах Тихон. Монастырь он возглавлял с 1625 по 1661 годы.
Другой Тихон (Цыпляковский) был игуменом и в последней трети XIX столетия прославил Вышенскую иноческую обитель своими богословскими и историческими трудами. Причём некоторые историки религии считают, что именно он был духовником святителя Феофана Затворника.
Ещё один игумен Тихон (Сергеев) был настоятелем Вышенской пустыни с начала и до середины XIX века. Именно он вывел известный сейчас всему отечественному православному миру Вышенский монастырь из состояния упадничества.
Возрождение после беспорядков
Всё последнее десятилетие XVIII века Вышенская пустынь находилась из за своей временной бедности в некотором упадке. Исполняющие обязанности настоятелей часто менялись. И случались иногда вопиющие беспорядки. Подтверждает это, например, текст письма иеромонаха Авраамия епархиальному начальству. «В прошлых годах прислан к нам в ножных железах иеродиакон Николай, – писал Авраамий, – и он, сняв с себя показанные железа, живёт в обители не смирно, а всякий церковный доход похищает. Неведомо куда псалтырь с часословом продал. Во обитель святую воску подают, и оный воск он, Николай, украл… В монастыре он ничего не строит и монастырь разорил весь и нас морит голодною смертию: дня по три и больше едим без соли».
Сохранился и рапорт 1800 года отца Тихона (Сергеева). В нём имеются сведении о состоянии дел в монастыре по его приезду. «В церковной трапезе, где придел святителя и Чудотворца Николая, – сказано в документе, – пол сгнил и служение исправлять опасно; ризница за ветхостию ни к употреблению, ни к починке, никак не способна. Кельи деревянные, ветхие, а некоторые кельи и забор вокруг монастыря почти развалились, да еще и мало келий для братии».
С приходом в Вышенскую пустынь игумена Тихона (Сергеева) положение изменилось. Началось постепенное возрождение монастыря как экономическое, так и духовное. Кроме отстроенных заново келий при нём был возведён и грандиозный Казанский собор.
По студийскому уставу
Игумен Тихон (в миру – Трифон Иванович Сергеев) родился в 1766 году в городе Починок Лукьяновского уезда Нижегородской губернии. Отец его был священником. А сам он после окончания Нижегородской духовной семинарии отслужил два года канцеляристом в одном из городских учреждений.
В 1789 году Тихон поступил в Саровский монастырь. 30 декабря 1794 года был пострижен в монашество. 10 февраля 1796 года его рукоположили во иеродиакона, а 20 мая того же 1796 года – во иеромонаха. А настоятелем Вышенской пустыни отец Тихон стал 10 мая 1800 года. «Был опытным хозяином, – информирует формуляр его церковного служения, – отличался кротким и добродетельным нравом». «Отец Тихон, – как сказано в одном из документов, – с первых дней оказался достойным представителем благословенного рассадника, который так много выделил знаменитых подвижников по насаждению веры и благочестия, строгости иноческого устава и чина церковного богослужения в наших обителях».
С появлением в монастыре отца Тихона самой первой обязанностью каждого живущего в обители стало «неотложное, ежедневное хождение ко всем без исключения богослужениям». Братия собиралась на утреню в храм в три часа ночи с ударом колокола. Совершалась утреня по студийскому уставу. «Кафизмы все прочитываются, – говорится о службе Вышенской пустыни в документах того времени, – псалмы поются, поучение говорится; стихиры, тропари, кондаки и другие песнопения, положенные на известный день, без опущения и чинно, благолепно, с великим усердием исполняются». Происходило это при игумене Тихоне безукоснительно. Кроме того, при настоятельстве этого игумена в Вышенскую пустынь стали присылать некоторых священнослужителей, как сказано в документах, «на исправление». Среди них были духовные лица, склонные к пьянству, А также и те, кто нерадиво относился к своим священнослужительским обязанностям, или обладали скверным, склочным характером, что порочило имя христианина.
Как правило, пребывание таких лиц в Вышенском монастыре под опекой игумена Тихона способствовало их исправлению.
Вышенской иноческой обителью руководил отец Тихон сорок четыре года. А земной путь его завершился 7 июня 1844 года. Был он похоронен на монастырском кладбище.
Евгений Данилин
Вы можете читать наши материалы в соцсетях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!!! ВКонтакте, Telegram, Дзен, Одноклассники