«Летучая мышь» — одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: «А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?» Считается, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. За основу сюжета оперетты была взята пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»), авторами которых стали известные драматурги Мельяк и Галеви, написавшие также сценарий «Кармен», известной оперы Жоржа Бизе. Штраусу очень понравился сценарий, поэтому писал он оперетту с большим воодушевлением. И хотя работал преимущественно ночами, и закончил ее в рекордный срок – 6 недель или за 42 ночи!! .
Премьера «Летучая мышь» состоялась 5 апреля 1874 года.
«Летучая мышь» до сих не сходит с театральных сцен, оставаясь любимейшим музыкальным произведением жанра оперетты. Очарование ее радостных мелодий, их веселая танцевальность пленяют своим праздничным жизнеутверждением, а тонкий юмор и филигранная ирония, мастерски вписанные в сюжетную линию, восхищают и соединяют мелодраматический и чисто комедийный стили. Музыку этой оперетты отличает особая атмосфера радости, предвкушения праздника, ожидания новых эмоций… Штраус в ней воспевает знакомые каждому человеку идеалы — тепло семейного очага, преданная любовь, чистота помыслов и душевный покой. Ненавязчивая и легко запоминающаяся музыка дарит зрителю веру в настоящую любовь, подлинную красоту и истинное счастье, к которым стремится сердце и разум каждого из нас.
Сюжет «Летучей мыши»
«Летучая мышь» — это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается собственная жена Розалинда; другой — в служанку Адель, при том, что он посмеивается и подшучивает над ее желанием стать актрисой его театра.