Бисерные фантазии Эльмиры Яцковой

Вот уже почти месяц в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества работает выставка мастера бисероплетения Эльмиры Яцковой «Души и рук творенье».
 
Лишь немного пообщавшись в Эльмирой Григорьевной, понимаешь – бисер в её жизни появился далеко не случайно, это увлечение было предопределено стремлением нашей героини постоянно развиваться, учиться чему-то новому. Эта черта проявилась у неё довольно рано – ещё в детстве, которое прошло в Киргизии. Несмотря на трудности послевоенного времени, а также необходимость помогать матери, Эльмира окончила школу с золотой медалью, и решила учиться дальше, отправившись поступать в химико-технологический институт в Москву. Однако, в то время в учебном заведении проходил крупный симпозиум и будущей студентке отказали в общежитии. К счастью, в том же вузе ей посоветовали поехать в МГУ им. М.В. Ломоносова, где уж точно, по словам советчиков, найдётся место. Место, действительно, нашлось, и вскоре наша героиня была уже студенткой биофака. Эльмира Григорьевна и сейчас с удовольствием вспоминает, как часто в то время она бывала в музеях, гуляла по Москве, стремясь увидеть своими глазами известные памятники истории и культуры. После окончания университета были распределение в Барнаул, где, одновременно с работой в одном из НИИ, она училась в аспирантуре, затем отъезд на родину, откуда, уже вместе с семьёй, Эльмира Григорьевна переехала в с. Александрово Рязанского района, где в это время открывалась новая птицефабрика. И здесь она не побоялась заняться новым делом – ушла из науки на производство, став заведующей ветеринарной лабораторией: на этой должности она проработала до50 лет, после чего ушла за заслуженный отдых. Именно в это время она занялась делом, которое за прошедшие 15 лет стало неотъемлемой частью её жизни – бисером. Как рассказывает мастерица, в этом помог случай.
 
– Дочка тогда работала воспитателем в детском саду, и ей постоянно нужен был народный костюм для утренников. Мы брали его сначала у соседки, однако потом стало неудобно, и дочь предложила сшить свой. Я сшила понёву, кофту, передник, но вещи надо было чем-то украсить, поехала в Москву, купила бисер, и по образцу сплела оплечье, а затем поднизок, какую-то фенечку на руку. Меня это очень увлекло, и я стала и плести, и вышивать, – улыбается она.
 
Сейчас в коллекции рукодельницы – уже более 600 работ: предметы интерьера, головные уборы, вышивки, украшения. О каждом из них, выполненном с такой любовью, автор может говорить очень долго, – вот, например, ожерелье из редкого японского бисера. Покрытый перламутровой глазурью, он красив сам по себе, а изделие из него не требует дополнительных аксессуаров; вот воротник с гранатами, который смог привлечь к себе внимание не только таких ценителей, как женщины, но даже удивить мужчин, а рядом – ожерелье, для создания которого мастерица использовала старинный бисер XIX века – металлический и удобный для работы. А для галстука, выполненного из мелкого бисера, рукодельница подобрала такую цветовую палитру, которая подходит к любому наряду. При этом современными практическими пособиями по бисероплетению Эльмира Григорьевна практически не пользуется – начав заниматься им в то время, когда книги по модному ныне «хэнд-мейду» не выпускались, она привыкла доверять только себе и своему художественному вкусу.
 
– Я могу просмотреть книги, которые мне приносят, – рассказывает она, – если что-то «зацепит», могу скопировать, но при этом всегда стараюсь привнести в вещь что-то своё.
 
Столь особое, творческое восприятие никогда не обманывает мастерицу – её изделия всегда актуальны и модны, всегда в русле последних тенденций. Конечно, в таком деле не обойтись без богатой фантазии, однако на вопрос о том, что вдохновляет её на новые шедевры, мастерица лишь улыбается, отвечая, что главное в бисероплетении вовсе не освоение техник, которых, «как и в музыке 7 нот», а умение двигаться вслед за тем, какую форму, декор изделия, подсказывает тебе увиденные мотив или тон бисера, приобретённого для работы.
 
– Особого вдохновителя я не вижу: бывает, покупаю бисер, высыпаю его… и дальше всё выходит само собой, – говорит Эльмира Григорьевна

.

Это «само собой», означающее вершину творчества, всегда приносит мастерице огромную радость – радость созидания, избавляющую даже от физической усталости, накапливающейся после повседневной работы.

 
– Освоение бисероплетения даёт мне большую радость, духовно подпитывает, ведь в бисерные изделия я закладываю свою энергию, везение, – делится она.
 
Отнюдь не случайно, что сама освоив дело, которое приносит ей такую радость, рукодельница решила поделиться ею с другими: так появились курсы для детей и взрослых, которые она проводила в родном с. Александрово, затем в различных учреждениях областного центра. Постепенно о мастере узнали, стали приглашать на выставки, которые с успехом проходили на различных площадках – библиотеке им. С.А. Есенина, РОУНБ им. Горького, Дворце детского творчества, МКЦ, музее истории молодёжного движения, Рязанском Кремле, и, наконец, на ВДНХ. Именно там, в Москве, рукодельницу приняли в Международный художественный фонд, а её работы восхитили даже скептиков-иностранцев: Эльмира Григорьевна вспоминает, что однажды к ней подошли ирландцы, которые предложили приобрести все её изделия за любую цену, которую она назначит, однако она отказалась. Стремится сохранить целостность коллекции автор и сейчас: она редко отдаёт на экспозиции свои работы, ведь обратно с них возвращается далеко не всё, а сделать дубликат потерянного изделия бывает непросто. В таком поведении есть своя цель, точнее – даже мечта, которой мастер делится неохотно: уж очень боится спугнуть возможность исполнения заветного желания: создать в с. Александрово музей бисероплетения.
 
– Проблем с тем, чтобы определить изделия, у меня нет: любой музей возьмёт их– говорит она, – но мне хочется оставить всё это в Александрове. Ведь у нас в России нет музея бисероплетения, нет его, по-моему, и в мире, а между тем, моя коллекция могла бы объединить авторов, занимающихся этим видом рукоделия, была бы возможность проводить мастер-классы и обучение.
 
В подобный музей Эльмира Григорьевна готова передать не только свои бисерные шедевры, но и недостающую часть экспозиции – бытовые предметы и утварь – фамильные вещи, доставшиеся ей от родственников.
 
К сожалению, сейчас музей бисероплетения существует лишь в мечтах. А, между тем, хочется, чтобы такой музей в Рязанской области появился и стал бы ещё одним объектом на туристической карте региона. Тогда бы не только мысли Эльмиры Григорьевны воплотились бы в жизнь, но и её бисерные шедевры получили возможность «украшать жизнь и радовать живых» не только на временных выставках.
Наталья Бирюкова