Воспитательница знаменитостей

Опубликовано

Первая музыкальная школа г. Рязани носит имя Екатерины Давидовны Аглинцевой. Этот незаурядный музыкант и педагог воспитал многих профессионалов своего дела, которым по праву гордится наше отечество.

Учительница благородства. 

Как я уже сообщал в предыдущей своей статье, первой музыкальной школе г. Рязани исполнилось 100 лет. Известны фамилии людей, которые руководили этим учреждением и вышедшим из него музыкальным училищем в разное время: Иконников, Райхман, Евелева, Заливухин, Малиновский, Фролов, Ананьин, Воронин, Маслак, Прокофьева, Ларин, Клевцов, Зайцев, Ваньков. Тем не менее, музыкальная школа №1 г. Рязани носит имя Екатерины Аглинцевой. С точки зрения номенклатурных функционеров – обычной преподавательницы. Каких сотни прошло через музыкальную школу и училище (в настоящее время – колледж) за сто лет их существования.  Необычность Екатерины Давидовны в том, что она была не только учителем, но и воспитателем в самом возвышенном смысле этого слова. А также другом каждому из своих учеников. И приобщала их не только к фортепианному исполнению тех или иных произведений. Она обучала своих питомцев искусству беззлобия и всепрощения. Прививала благородство жизни. Так прививают лучшие сорта к стволу яблони-дичка. И при таком отношении урожай не заставит себя долго ждать.

«Искусство оказывает громадное влияние на человека, – говорила Екатерина Давидовна одной из своих учениц. –  Оно обогащает его духовный мир, расширяет умственный кругозор. Искусство порождает в человеке лучшие качества. В то же время оно парализует людские пороки. Такие, как злость, зависть, мелочность, мещанство. Словом, оно возвышает человека, делает его полезным для общества, а это самое ценное для каждого из нас. Это то, к чему должен стремиться каждый честный человек».

Вполне допускаю, что не все с этим высказыванием могут согласиться. И приведут при этом негативные примеры. Но перечисление имён тех людей, которые обязаны Екатерине Давидовне приобщению именно к означенному выше видению искусства, в значительной степени превысит количество скептиков. Список только тех оптимистов, с которыми я лично знаком, займёт  слишком много места. Поэтому назову самых знаменитых из них с точки зрения рязанской общественности. То есть тех, кто достиг наибольших профессиональных успехов. 

Это родившийся на Рязанщине 21.01. (3.02). 1911 года К. Б. Птица. Который в 1937 г. окончил хоровое отделение Московской консерватории и стал дирижером. Он руководил знаменитыми  московскими хорами. С 1950 г. был художественным  руководителем Большого хора Всесоюзного радио.  С 1956 г. являлся профессором Московской консерватории. В 1966 году ему присвоили высокое звание Народного артиста СССР.

Воспитанниками Екатерины Аглинцевой были профессора  Московской и Казанской консерваторий Ю.Н. Холопов и Г.Н. Кантор. А также  лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения  Е.Г. Попов, имя которого носит Рязанский народный хор.

 Армянские корни

 Екатерина Давидовна Аглинцева родилась 14 июня 1883 года в Кисловодске. Её отец – вышедший в 1877 году в отставку подполковник Давид Аглинцев. Его род имел глубокие армянские корни и, по признанию знатоков, первоначально фамилия была иная – Аглинцян. Давид Осипович был авторитетной на Кавказе личностью. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, будучи штабс-капитаном, он в 1859 году принимал участие в комиссии, которая добилась подписания о разделении земель между Кабардой и Карачаем. В результате чего предотвратила долгую кровавую междоусобицу. Также Аглинцев был руководителем конного перехода группы нижегородских драгун через Клухорский перевал, к которому после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов решили проложить военно-инженерную тропу. Это блестяще сделал инженер Суходольский, построив серпантинную дорогу из двенадцати зигзагов. Которая стала доступна для прохода как казачьей конницы, так и горной полевой вьючной артиллерии. Участвовавший в том походе эскадрон Нижегородского драгунского полка стоял в казармах упраздненной по окончании Кавказской войны Кисловодской крепости.

Родом из детства

Чтобы понять, в какой обстановке росла и воспитывалась  Екатерина Давидовна, необходимо сказать о её детских годах. В Кисловодске  усадьба Алинцевых находилась по соседству с дачей известного живописца Н.А. Ярошенко.  Их владельцы дружили. Обоих объединяла любовь к Кавказу. Поскольку Давид Аглинцев некоторое время служил начальником Баталпашинского уезда Кубанской области, в его подчинении находилась высокогорная часть Кубани (современной Карачаево-Черкессии). Он считался одним из лучших знатоков Центральной части Кавказа. И с его помощью Ярошенко разрабатывал маршруты горных путешествий по Карачаю, Балкарии и Сванетии.

 В июле 1885 года, когда Екатерине было всего два года,  неподалёку от усадебного участка Аглинцевых снял квартиру композитор Сергей Иванович Танеев. Который вместе с Аглинцевым участвовал в экспедициях по собиранию музыки горских татар. Кроме Танеева, который любил играть на рояле Аглинцевых вместе с маленькой Екатериной, сидящей у него на коленях, в этом доме бывали певцы  Федор Шаляпин и Леонид Собинов, художник Илья Репин, теоретик театра Константин Станиславский, композиторы Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев. В молодости своей Екатерина Давидовна общалась также с композиторами Антоном  Аренским и Александром Скрябиным. Образование  получила она в пансионе благородных девиц. Свободно разговаривала на нескольких языках.  В 1898 году поступила в Московскую консерваторию на фортепианное отделение.  Там же обучалась вокалу под руководством  С.Г. Рубинштейн,  – родной сестры знаменитых музыкантов Антона и Николая Рубинштейн.  Дружила Екатерина  с такими знаменитыми выпускниками Московской консерватории, как А.В. Нежданова, Е.А. Бекман-Щербина, И.В. Сафонов, Иосиф Левин, Розина Бесси-Левина. Консерваторию Екатерина Давыдовна  закончила 1907 году.  После чего  много лет преподавала в Кисловодской музыкальной школе. А в дальнейшем работала концертмейстером в оперных труппах нескольких городов юга России.

Красивая выдумка

От некоторых краеведов приходилось слышать, что в Рязань Екатерина Аглинцева переехала в 1921 году по рекомендации  своей старшей подруги Антонины  Неждановой.  Дело в том, как они мне сообщали, что Антонина Васильевна давала концерт рязанцам в разгар гражданской войны и познакомилась с высокопоставленными работниками тогдашних властных структур. Нежданова сама признавалась, что таких благодарных её почитателей, как рязанцы, она ещё не встречала нигде. Когда концерт уже закончился, все зрители остались сидеть на своих местах. И никак не хотели отпускать артистов, бурными аплодисментами вызывая их на бис. В результате Антонина Васильевна старалась так, что сорвала голос. Всё было бы хорошо, но праздник общения с оперной знаменитостью омрачило экономическое положение в стране вообще, и в Рязани в частности.  Поскольку деньги тогда обесценились, благодарные рязанцы расплатились с артистами продуктами. И когда на железнодорожном вокзале у труппы Неждановой продовольственный отряд отобрал замороженную тушу небольшого телёнка, прима Большого театра безутешно рыдала на глазах у всех. Но что поделать – вывоз продовольствия был тогда строго запрещен. Перед самой же отправкой поезда на Москву, когда Антонина Васильевна уже успокоилась и, стоя на подножке вагона, махала провожавшим её рязанцам рукой, они снова устроили ей долго не смолкавшую овацию.

Описанный концерт  Неждановой, состоявшийся 30 декабря 1918 года, – это непреложный факт. И другие относящиеся к этому выступлению события тоже подлинные. Но то, что Аглинцева переехала в Рязань по рекомендации Неждановой – это красивая, но всё-таки выдумка. В действительности Екатерина Давидовна приехала в наш город  в 1921 году к своему мужу В.И. Иванову-Тобольскому, который был репрессирован и сослан в Рязань.

Великий дар

В Русской православной церкви есть хороший обычай: свечной огонь зажигается не с помощью технический средств, а от пламени лампады или другой свечи. Точно также и обогащение культурой происходит, передаваясь от человека к человеку. Когда Аглинцева приехала в наш город, ей многие представители дворянской культуры говорили, что, мол, пропала Россия. Дескать, неотёсанным рабочим и крестьянам-лапотникам, дорвавшимся до власти и умертвившим царскую семью, не нужны ни фортепианные пьесы, ни оперные арии. А Екатерина Давидовна на это отмалчивалась. Хорошо понимая, что в ужасном преступлении цареубийства повинен не весь народ, а только кучка отщепенцев. А после таких малоприятных разговоров находила утешение в творчестве. Сочиняла музыкальные произведения.  Да ещё  собственноручно рисовала афиши, приглашая всех желающих на бесплатные оперы, которые они организовывали с мужем в Рязани.

 Всю свою жизнь Екатерина Давидовна неоднократно повторяла: «Работа – это мой лучший отдых». Эту незаурядную женщину, которая умерла 7 декабря 1968 года и похоронена на Скорбященском кладбище  Рязани, до сих пор знают начинающие музыканты всей страны. Потому что она создала много детских фортепьянных пьес, некоторые из которых  напечатаны в популярных сборниках.

В одном из приветственных адресов Рязанского музыкального училища послание было обращено в том числе и лично Екатерине Давидовне Аглинцевой.  «Ваш талант,  –  написано в нём, – не исчерпывается областью искусства. Он шире и глубже. Он заключается в Вашей большой человечности. Ваш великий дар – находить в человеке главное, хорошее, помогать ему в моменты сомнений и трудностей – прочно закрепил за Вами место в душе каждого, кто знает Вас». 

Лучше, по моему, и не скажешь.

Евгений Данилин

[ngg src=»galleries» ids=»839″ display=»masonry»]

Поделиться: