ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫ?

Опубликовано

Мужу позвонил институтский товарищ:

— Поехали в пятницу на «МАКС»?

Пятница – оптимальный вариант, первый день «открытых дверей»
для широкой публики. Раньше салон
работал в закрытом режиме, только для специалистов. Расписал друг прелести
грандиозной выставки достижений мировой авиапромышленности так, что у мужа
слюнки потекли. Когда Валера прибавил, что поедем на его машине, сомнения
исчезли. Конечно же, ехать! Сплошные удовольствия и зрелища. А «хлеба» можно и
из дома захватить.

Билет на «МАКС», прочитал Валера в Интернете, стоил 550
рублей – сумма вполне «подъёмная».

В отличие от мужа и Валеры, для меня созерцание чудес
техники не представляет особого интереса. Но этот музей под открытым небом
стоит раз в жизни посетить. Ладно, думаю, поедем. Мужики настроились – чем бы
дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось…

Правда, смущал дождь, зарядивший в четверг. Но прогнозы
погоды на пятницу в Интернете были проштудированы с пристрастием, и муж
заключил, что до часу дня будет сухо и пасмурно, а потом можно будет отвалить. Вдобавок
понадеялись на манеру московских властей разгонять тучи (и даже заподозрили,
что рязанский дождь – «отзвук» использования достижений авиационной
промышленности в целях улучшения погоды в столице).

Мы думали, что, выехав из Рязани в 8 утра и достигнув
Жуковского не по трассе М-5, а окольной тропой, через Раменское, к часу, край
двум, пополудни увидим всё, чем богат и славен «МАКС», и сможем спокойно уехать
домой. Корректировка планов началась уже в дороге. Мы забыли термос с чаем. Валера
же запасся яблоками и печеньем и домашним яблочным соком. Мы спросили его, есть
ли на «МАКСе» фастфуд.

— Полно! – оптимистично заявил друг. – Стакан кофе – двести
рублей. Сэндвичи – ещё дороже!

— Поворачивай к «Макдональдсу»! – в один голос закричали мы.
По утреннему времени в «Маке» не было привычных очередей, но всё-таки
сколько-то минут мы на покупку гамбургеров потратили.

Часов в одиннадцать мы подъехали к станции «42-й километр»,
где оставили машину в кустах и пересели в бесплатный (и набитый до не могу)
автобус до лётного поля. Опытный Валера говорил, что проезд в лётный городок
запрещён для «левых» машин.

Густая толпа упиралась в некую линию, за которой рассасывалась.
Там были «КПП». Мы встали в первую попавшуюся очередь. Мимо нас пробежала
девушка с бэджиком, звонко крича: «Женщины с детьми – в первую-вторую очередь!
Мужчины с детьми – в третью очередь! С большими сумками – в последние три
очереди!». Я не успела её спросить, моя дамская «кирпиченоска» — большая сумка
или нет. Но у соседей были у кого рюкзак на плече, у кого планшеты для
ноутбука, и я расслабилась. Предупреждениям распорядителей внимали только семьи
с детишками – видимо, надеялись, что та очередь будет идти быстрее.

Здесь уже были отлично видны самолёты, кувыркавшиеся в небе.
Кульбиты они выписывали – залюбуешься! Техника отменная. Правда, то и дело
самолёты «заныривали» в тучи и прятались от жаждущих глаз. Значит, облака не
разгоняли.

Полчаса прошло в монотонном шарканье ногами по направлению к
рамкам, проверяющим нашу личную безопасность для окружающих. Помимо воли
пребывание в гуще народа навевало ассоциации с Ходынкой. Близость аэродрома и самолётная
акробатика в небе, словно бы прямо над нами, наводила и на другую параллель.

— С ними не может случиться того же, что с «Максимом Горьким»? – пристала я к мужчинам.

— Может! – синхронно ответили они. – Но на
поле есть бомбоубежище.

У радиоинженеров юмор не уступает медицинскому…

На КПП нас провели через рамку, заглянули в сумки, заставили
включить телефоны, планшеты, фотоаппараты – доказать, что это техника как
техника, а не секретная шпионская разработка для массового уничтожения. Всё понимаю,
но внутренне противлюсь этой процедуре. Может, больше ответственности возложить
на «рамки», которые пищат на что попало, вплоть до сердечных клапанов, а не
обшаривать ручную кладь? Разработать такую конструкцию металло- или оружиеискателей,
чтобы сигнализировала о конкретных вещах? Раз уж у нас такая совершенная
военная техника?..

Признанные безопасными, мы направились к кассам, где и
заплатили за билеты… по 700 рублей с носа. Валера был недоволен больше всех:
выходило, что он нас, не желая того, ввёл в заблуждение. В Интернете не было сказано,
что заранее билеты дешевле, а в день посещения – дороже.

Но на собственно «МАКСе» глаза разбежались. Конечно,
посмотреть там есть что. Самолёты всех эпох, включая «этажерку» Первой мировой
войны и «кукурузник» поры перегонки Америки. Гигантский «клювоносый» «ТУ-144» почти
перегораживал дорогу. Его можно было повидать изнутри. Но для этого нужно было
отстоять очередь, тождественную той, что вилась в Мавзолей Ленина в годы, когда
«ТУ-144» был основным видом отечественного воздушного транспорта. Мы не
захотели из очереди становиться в очередь. Решили, что подойдём попозже, когда
толпы схлынут.

Такими же словами – «Подходите, когда толпа рассосётся!» —
нас обнадёжили и около дирижабля. Дирижабль меня заинтересовал. Но менеджеры
при нём сказали, что прямо сейчас, к сожалению, внутрь нельзя, а вот попозже… Мы
направились дальше. Радиоинженеры с азартом рассматривали локаторы и
зенитно-ракетные установки. А над нами постоянно выполняли сложные упражнения в
воздухе разные самолёты. Такие фигуры, да ещё в облаках – буквально «высший пилотаж».
Особенное впечатление произвёл «А-380». Если сопоставлять самолётные модели с
зоопарком, «А-380» будет бегемотом. И вот эта махина (см. иллюстрацию) с
басовитым гудением тронулась с места (как будто дом поехал!), поднялась в
воздух и стала делать сальто и «бочки» над головами зрителей. Не без грации,
хотя слово «грация» вряд ли относится к такой туше.

Валера сказал, что всегда ходит на «МАКСе» по павильонам,
собирает буклеты, литературу о новинках, фотографирует экспонаты и пр. Пойдём
ли мы с ним? Я скорчила гримасу. Товарищ сказал, что мы созвонимся, где
встретиться – и был таков!

Мы с мужем обошли огромный периметр «МАКСа». Посетили
«поляну общепита» и убедились, что Валера не преувеличил, а приуменьшил размах
цен на бутерброды и кофе (а про шашлыки и пиво молчу!). К ценовой категории «не
укупишь!» относились и сувениры. Стартовая пара цена-качество: сто рублей за
магнит на холодильник. Что касается футболок, моделей самолётов, воздушных
змеев – так «всё выше, и выше, и выше…».

Посмотрели на ростовые модели маленьких самолётиков и
вертолётиков. Узнали, что ни в один воздушный транспорт войти «к сожалению,
нельзя». Бонусным зрелищем для нас стала колонна крепких мужчин в чёрной форме,
маршировавших по полю под команду: «Ногу взяли!». Мы поняли, что нашу
безопасность защищают строго.

Спрятались от дождя в космический павильон, где осознали, что
не мы одни такие умные. Попытались найти программу полётов в печатном виде и не
поняли – то ли она не была напечатана, то ли её на всех не хватило. В поисках
этого документа нас гоняли то в дирекцию «МАКСа», то в пресс-центр. И посреди
беготни от объекта к объекту попробовали позвонить Валере – и не смогли.

То звонок сбрасывался, то абонент был недоступен. Муж
нервозно вспомнил о манере приятеля отключать мобильник, когда он чем-то занят.
Осматривать павильон за павильоном в его поисках было чревато анекдотическими
ситуациями, когда искомый выходит в дверь, соседнюю той, куда вбегает ищущий. В
дирекции меня надоумили, что радиоузел для объявлений есть в пресс-центре.

На входе в пресс-центр у меня попросили аккредитацию, но
удовлетворились билетом союза журналистов. В радиоузел тоже стояла очередь, за
время ожидания я позвонила мужу, который стоял с включённым телефоном в десяти
метрах от меня, за брезентом палатки – и он тоже оказался недоступен!.. Я
заподозрила, что стратегия безопасности личным обыском не исчерпывается. Но люди
вокруг орали в мобильники…

Сотрудница радиоузла подтвердила мою догадку. Пока летают
самолёты, не работают не только телефоны, но и радио. И потому они принимают
объявления только о пропавших детях – чтобы успеть протараторить детские имена
в краткий перерыв между двумя номерами воздушного «цирка». Детишек теряется
великое множество!.. А все взрослые знают, что надо встречаться, если
потерялись, на центральной аллее, где киоски фаст-фуда и ресторан «Терминал». Но,
вняв, что пропал человек с машиной, на которой мы приехали, записала его
данные. Только, по-моему, так и не передала их по радио.

К ресторану мы шли долго. Пару раз нам сказали, что не знают,
где он, стоя прямо возле. И на центральной аллее муж совершенно случайно
наткнулся на Валеру. Тот блаженно шёл с полным сувенирным пакетом буклетов. Он
и не знал, что у него «не работал» телефон. Несмотря на то, что был частым
гостем «МАКСа».

Тут бы самое время на выход, но Валера сказал, что он не
видел экспонатов в натуральную величину, и мы пошли по второму кругу любоваться
стальными птицами. «А-380» уже успел встать на место. Издалека я углядела, что
в него поднимаются люди, и побежала к прогалу в ограждении.

Но там тоже была стойка, а на ней висел лист бумаги:
«Аэробус закрыт для публичного посещения». А за ней курили два молодых парня в чёрной
форме.

— Публичное посещение – это какое? – спросила я у них. 

— Это для обычных людей, — растолковали ребята.

Сорок лет назад гениальные Стругацкие вывели формулу: «Это
дубли у нас простые». С тем посылом, что люди «простыми» не бывают. А сегодня
оказывается, что люди бывают и «обычными».

— А кто это входит? – напирала я, провожая взглядом кучку
гражданских лиц, идущих к трапу.

— Официальные делегации и пилоты, — ответил один страж.
Другой подвинул стойку, давая проход «официальной делегации» в составе пышной
дамы и двух карапузов в розовых курточках.

— А для прессы вход есть?

— В определённые часы. Завтра с 9.30 до 10.00.

«ТУ-144» встретил нас вожделенным свободным трапом. Урра,
очередь рассосалась! Но, оказалось, кончились «часы посещений». «Приходите
завтра!» — сказал охранник, прилаживая табличку с известием, что самолёт
закрыт.

— За что же мы деньги платили? – полыхнул Валера.

— Приходили бы раньше и стояли бы в очереди! – невозмутимо
ответствовал охранник.

— Удовольствие быть обысканным и стоило 700 рублей, —
резюмировал Валера.

Мы направились к выходу с поля-музея. Выходов было два. Один
вёл к платформе «Отдых», другой – к автобусам на 42-й километр. Они находились на
противоположных концах взлётной полосы, главной артерии «МАКСа». По взлётной
полосе фланировали те же распорядители, что утром «управляли» очередями на
вход. Теперь они «рулили» процессом выхода. Осипшими с утра голосами девушки
повторяли, кому куда. Ни у одной из них не было даже примитивного жестяного
«матюгальника».

Зато у самих автобусов стоял юноша с отличным электрическим
громкоговорителем, куда повторял, что отсюда можно уехать только до станции
«42-й километр». Представляю себе радость человека, который не расслышал на
поле охрипшую девушку, пришёл на выход и обнаружил, что ему надо строго назад
порядка пяти километров!..

В целом «МАКС» — зрелище занимательное (особенно для тех,
кто первый раз). К счастью, опасения по поводу «Максима Горького» остались
моими глупыми фантазиями. Самым «громким» траблом салона оказалась новость,
которую мы прочитали вечером того же дня дома: «На
авиасалоне МАКС-2013 украли самолет»
. Мы ничего такого не видели… Впрочем, в
заметке и ясности немного: уточняется, что украли модель самолёта, а какую – не
говорится. Муж решил, что речь идёт о том, что у кого-то из торговцев попятили
большую игрушку. При тамошних ценах стоимость игрушечной модели в 2 тыс. евро
вполне возможна.

Из той же заметки мы почерпнули, что попали в число 70 тысяч
человек, посетивших авиасалон 30 августа. Неприятно было прочесть, что «на
специально организованных парковках было оставлено почти 14,5 тыс. машин». Или
эти парковки тоже не для «обычных людей»? Или мы просто не знали – то есть нас
и других посетителей не известили — где они располагаются?

В комментариях к новости про кражу модели мне понравилось два:

«bagaebnl bagaebnl

Сердюковшина и тут»

«Сидоров Сысой

«На авиасалоне
МАКС-2013 украли самолет»

«Порядок
обеспечивают более 2,2 тыс. сотрудников полиции, военных и частных
охранников.»

Первое и последнее
предложения обо всём говорят».

Но ещё больше понравился один комментарий не про маленькое
криминальное происшествие, а про весь «МАКС»:

«Михаил G

Я бы хотел пожаловаться на организацию… НО НЕ МОГУ!!!
Потому что ее не было вообще!!! Стыд и позор! Полный провал! Ни одного
человека, который бы направлял поток людей! Никто не знал откуда отправятся
автобусы! Полиция делала круглые глаза и говорила что мы сами тут впервой!
Жуткая давка в подземном переходе на электричку на станции «Отдых»..
и т.д. и т.п. Было много иностранцев… ПРОСТО СТЫДНО В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЗА НАШУ
СТРАНУ((( ПОЗОР! (к лётчикам претензий нет — летали супер!)».

У меня тоже осталось твёрдое ощущение, что на «МАКСе» были
«первым делом самолёты». Вы скажете – а что ещё должно быть главным на
авиасалоне? Там же демонстрируются достижения авиационной и космической
промышленности!.. А если напрячься и подумать,

кому они
демонстрируются?

Публицист и преподаватель вузов Дмитрий Губин по схожему
поводу однажды высказался так:

«Лет десять как в различных аудиториях я прошу быстро, не
раздумывая, ответить на простой вопрос.

— Что является главным богатством России?

Ответ неизменно такой:

— Нефть!!! Газ!!!

После чего я обычно просил всех убраться вон, потому что
если аудитория ставит себя ниже барреля нефти, то лучше читать лекцию колонкам
на бензозаправке».

А на «МАКСе» аудиторию ставят ниже самолётов.

Елена Сафронова

Поделиться: