В Рязани учителя из Крыма в течение недели будут обсуждать вопросы образования

В понедельник, 7 декабря, в РГУ им. С.А. Есенина открылся научно-методический семинар «Инновационные технологии обучения русскому языку как средство реализации ФГОС в русле интеграции школ Республики Крым в российское образовательное пространство». В течение недели директора и завучи школ практически всех районов республики Крым будут обсуждать с рязанскими коллегами вопросы современного образования. На первой встрече в рамках круглого стола они подняли проблему преподавания русского языка и литературы в школах Крыма в условиях включения региона в систему образования России.

Участников круглого стола поприветствовала первый заместитель министра образования Рязанской области Ольга Колесник. Обращаясь к крымчанам, она вспомнила, какое чувство гордости и воодушевления охватило всю страну после воссоединения с полуостровом. Колесник, рассуждая о важности общегуманитарного образования, отметила, что повышению его качества в настоящее время способствует поддержка со стороны российского президента Владимира Путина. По мнению первого замминистра, изучение русского языка и литературы повышает общий уровень культуры молодежи и формирует у нее активную гражданскую позицию.

Значимость сотрудничества и преемственности традиций в педагогической среде подчеркнул представитель принимающей стороны – проректор по учебно-методической и воспитательной работе старейшего в Рязанской области вуза Михаил Линков. О том, в каких условиях приходилось работать учителям украинского Крыма, рассказала Татьяна Фролова, доцент Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук и автор учебников русского языка для русскоязычных школ Украины.

– Были времена, когда уроки русского языка были по значимости ниже физкультуры, а сам язык позорно именовали «языком национальных меньшинств», – вспоминала Татьяна Фролова. – Нужны были особые методики, чтобы мотивировать школьников и интенсивно обучать их. 23 года мы буквально выживали при 2-1 часе русского языка в неделю.

Фролова призналась, что вместе с радостью после известий о воссоединении Крыма с Россией пришла растерянность.

– После того, как мы поняли, что нас не будут вырезать, над нами не будут звучать разрывы, – а это было очень страшно физически! – мы впервые услышали незнакомые аббревиатуры. ГИА,  ЕГЭ – мы ничего не знали о них…

Крымский педагог рассказала, что сейчас школы региона переходят от преподавания русского языка как иностранного к ведению его как родного и готовят выпускников к новым формам аттестации.

Тему проблем ЕГЭ продолжил доцент кафедры литературы РГУ им. С. А. Есенина, кандидат филологических наук, председатель экспертной группы по аттестации учителей на высшую квалификационную категорию при Министерстве образования Рязанской области Александр Сафронов. Рассуждая о методах подготовки к экзаменам, он констатировал, что пытающиеся научиться писать сочинение по шаблонам школьники не могут связно излагать свои мысли. «Декабрьское сочинение» (итоговое сочинение для выпускников 11 классов, без успешного написания которого нельзя получить допуск к сдаче ЕГЭ), по словам Сафронова, введено как попытка исправить ситуацию с «жертвами ЕГЭ». В качестве метода бучения детей русскому языку и литературе он рекомендует ориентироваться на давно сложившуюся систему написания диктантов, изложений и сочинений по произведениям русской классической литературы. Преподаватель РГУ отметил, что приезжающие на региональные олимпиады школьники из районов, где практикуется эта система, показывают лучшие результаты, чем гимназисты и лицеисты.

О литературной связи Рязани и Крыма напомнила собравшимся Ольга Воронова, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Современное есениноведение» и член Общественной палаты Рязанской области. Есенинская тема — «есенинский мост» — соединил два региона за день до начала Первой мировой войны, когда рязанские поэт прибыл на полуостров. Воронова пригласила крымчанам к участию в ежегодно проводимом в Рязани Межрегиональном фестивале научного и литературно-художественного творчества «Есенинская весна», а также предложила им публиковать материалы в журнале «Современное есениноведение».

Пришедшая на круглый стол с приколотой к груди георгиевской ленточкой Ольга Воронова рассказала о том, как рязанцы радовались возвращению на Родину Крыма и Города-героя Севастополя.

– На одной из главных площадей городе – на площади Победы – в годовщину воссоединения Крыма с Россией собрались 5 тысяч человек. Рязанцы с огромным воодушевлением встретили возвращение Крыма и Города-героя Севастополя. Люди говорили, что еще ни разу не были так счастливы и едины за последние 20 лет. Мы вновь почувствовали себя великой державой! Россия, Крым, Севастополь – вместе навсегда!

Стоит отметить, что в этот день поздравляли крымчан с возвращением на Родину не только взрослые, но и дети. Ученики общеобразовательной школы № 47 спели песню Александра Городницкого «Севастополь останется русским», чем явно растрогали гостей. Директор учебного учреждения Ольга Донцова сообщила, что ребята собрали около 1 200 книг для школ Луганска и Донецка, а также отправили туда свои призы за спортивные достижения – мячи.

Встречи в рамках научно-методического семинара продляться до конца недели. В программу мероприятий вошли мастер-классы заслуженных учителей России, посещение уроков в школе № 1 им. В. П. Якимецкой, подиумная дискуссия, встречи с рязанскими педагогами и поездка на родину Сергей Есенина в село Константиново.