Элла Хрусталёва об участии в «Голосе»: Был уже июнь, выходные. Я вдруг подумала: почему бы нет

Четвёртый сезон шоу «Голос» рязанцы смотрят с особым чувством, ведь в числе участников за право стать лучшим голосом страны выступала наша землячка – Элла Хрусталёва. Это имя в Рязани хорошо известно. Певица много концертирует и одна, и вместе со своим коллективом «Мама Jazz», пользуется заслуженным успехом у публики. Теперь же – новый виток и признание на более высоком уровне, пишет газета «Панорама города».

 

Тропинка в космос

 

Она и музыка, кажется, были вместе всегда. И не потому, что наша сегодняшняя героиня училась в музыкальной школе (многие в детстве там учились). К тому же стать слишком прилежной ученицей она не спешила: скучными казались ей эти уроки в музыкалке. Но, оставаясь с фортепиано наедине, она самозабвенно музицировала: подбирала любимые мелодии или сочиняла свои, ставила на пюпитр книжку со стихами и импровизировала.

И музыку подбирала не абы какую – легко раскладывала аранжировки группы «Аракс» высокой сложности. Старший брат ею гордился и приводил друзей слушать модные мотивы в исполнении сестры. Элла же благодаря ему всегда была в курсе музыкальных новинок. Брат, будучи студентом, подрабатывал вместе с друзьями на дискотеке в клубе ТКПО, показывал слайды.

– А ещё раньше, когда мы жили в Кораблине (папа там работал), мама покупала журнал «Кругозор», в нём были такие тоненькие пластиночки с новинками зарубежной эстрады, – рассказывает Элла. – А в книжном магазине продавались пластинки, которых и в Рязани было не найти: Элла Фицджеральд, Каунт Бейси. Их темы до сих пор у меня в голове.

Огромное впечатление произвела на неё и сюита Тухманова «По волне моей памяти». Сочетание красивых аранжировок и стихов Сафо, Мицкевича, Верлена поразило её. Она продолжила свои опыты в композиции. Это, говорит, была её тропинка в космос. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует, а она себя так выражала. «Канатная плясунья» Анны Ахматовой стала её первой композиторской удачей: подруга, первый слушатель и критик, одобрила. Вдохновлённая успехом, Элла записала целый альбом своих песен на кассетный магнитофон в кораблинском ДК…

 

Из вуза в джаз

 

Однако по окончании школы музыку своей профессией она не выбрала: академизм по-прежнему не был её стихией. Девушка предпочла стать филологом, как её мама, поступив на литфак пединститута. Тем более, что оставлять любимое занятие не требовалось: самовыражаться можно было в художественной самодеятельности, которая в те годы была везде. И Элла продолжила существовать в своих музыкальных гармониях, при этом она ещё где-то пела, аккомпанировала – участвовала, в общем. Знаковая встреча произошла в пионерлагере в Солотче, куда Элла отправилась в качестве вожатой.

– Мы давали шефский концерт, пели бардовскую песню, – рассказывает она. – И в проигрышах между куплетами я начала импровизировать что-то на тему «Ой, телега ты моя, вдребезги разбитая», – мне просто показались скучными пощипывания струн нашим гитаристом-любителем.

Две девушки из музыкального училища, оказавшиеся в числе слушателей, сразу оценили способность Эллы к импровизации, предложив ей показаться руководителю джазового ансамбля Александру Семячкину, который искал на тот момент вокалистку.

– В Рязани долгое время всё оставалось на полулюбительском уровне, поэтому я вполне подходила, – вспоминает Элла. – К тому же я умела читать ноты – это, без сомнения, был плюс, ведь Саша честно расписывал участникам коллектива нотные партии. В первый же месяц, как только я выучила две песни, мы поехали в Москву на джазовый фестиваль в ДК «Москворечье», это был 1986 год.

Именно тогда и начался её путь в музыкальную профессию. Институт Элла окончила и даже пять лет поработала по специальности, но её приоритеты были в иных сферах. Она с головой окунулась в джазовую жизнь города, которую Александр Семячкин при минимуме всего умудрялся делать интересной: в МКЦ (тогда ДК профсоюзов) действовал джаз-клуб, проводились фестивали, на которые приезжали звёзды советского джаза.

 

Достойная победа

 

К своему творчеству Элла всегда относилась самокритично. Будучи уже известной исполнительницей, она тем не менее ощущала потребность в более высоком профессиональном образовании.

– У меня не было вокальной школы, – продолжает она. – Пыталась что-то изобразить, но мешали зажимы, а что-то не получалось из-за простого неведения.

В Рязани эстрадному вокалу ещё не учили, и она начала искать варианты в Москве. Но оставила эти планы, не получив одобрения родителей. Без их помощи не могло что-либо получиться, ведь у Эллы уже была семья и маленькая дочурка. Удивительно, но всё получилось, когда она стала многодетной мамой. Из затянувшегося декрета с сыновьями-погодками она таки уехала учиться в Москву. Папа и де нег на учёбу нашёл. И с педагогом по вокалу ей повезло.

– Это был такой восторг! – вспоминает Элла. – Я вдруг поняла, что вокал – это сочетание физической и эмоциональной нагрузки, тренинга и медитации. А концерт – это вообще нечто магическое…

Повысив свою квалификацию, она и сама начала преподавать: руководила в гимназии детской вокальной студией, писала музыку к спектаклям гимназического театра. Именно здесь воплотилась её любовь к многоголосному пению. А впоследствии и взрослый коллектив образовался – «Мама Jazz». Элла Хрусталёва и сейчас продолжает учиться – берёт уроки академического вокала. Говорит, теперь доросла. И участие в «Голосе» стало для неё очередной ступенью. Но это решение она приняла спонтанно.

– Был уже июнь, выходные. Я вдруг подумала: почему бы нет? – рассказывает Элла. – В мае ушёл из жизни папа, я тяжело переживаю эту утрату. И участие в «Голосе» – возможность переключиться.

И она помчалась в студию, записала две композиции, из которых одна джазовая в её собственной аранжировке, и отправила заявку. Ответ себя не заставил ждать. Продюсер Первого канала Юрий Аксюта не мог не заметить композицию «Ты, река ли, моя реченька», приправленную мелодией Гершвина Summertime. Затем были кастинг и слепые прослушивания. Многие в Рязани ощутили себя чуть-чуть причастными к её победе – землячка ведь. А Элла рада новому всплеску интереса к её творчеству: хочется поделиться накопленным. Например, песенка «Губы окаянные» Юлия Кима обретает в исполнении «Мамы Jazz» латиноамериканские ритмы. Интересно? Само собой. А вот гадать насчёт судьбы Хрусталёвой после проекта не будем. В любом случае участие в «Голосе» – достойная победа.

Наталия Терлеева