Алексей Колчев: «Бреду отчизной»

положив в карман газету

гражданин идёт по свету

надо ртом усов трава

изо рта торчат слова

 

в чёрном черепа чулане

мыслей сеть ума паук

ветоши среди и дряни

покоритель всех наук

(…)

гражданин желает пива

гражданин встречает деву

он прижал её к груди

смерть и счастье впереди

 

Так написал когда-то Алексей Колчев (1975 – 2014), единственный из поэтов Рязани, у кого вышло три книги стихов в российских книжных издательствах и не за счёт автора. Это сборники «Частный случай» (Чебоксары, 2013), «Несовершенный вид» (Нижний Новгород, 2013), «Лубок к родине» (Самара, «Цирк Олимп+TV», поэтическая серия).

Процитированные стихи, с присущей Алексею чёрной иронией, отражают жизненный процесс, неразрывно связанный с любовью и смертью. Известно, что поэтические строки имеют обыкновение мистически сбываться. «Гражданин» Колчев встретил «деву» Ольгу Самохвалову, у них впереди было счастье и безвременная смерть Алексея в мае 2014 года. Вскоре после ухода поэта гражданская жена Колчева Ольга Самохвалова организовала литературный фестиваль его имени в родном городе Колчева, Рязани, приурочив его ко дню рождения Алексея – 9 августа. В этом году фестиваль «Лубок к родине» состоится уже второй раз – 8-9 августа 2015 года в помещении РОУНБ им. Горького.

Похоже, в Рязани, привыкшей к чествованию всего одного поэта, Сергея Есенина, складывается традиция фестиваля актуальной поэзии. При жизни Алексея Колчева Рязань литературная не жаловала его – не признавала таланта, не уважала поэтические заслуги, не удостаивала творческими наградами – короче, «не замечала». Теперь его не стало. Состояние «после» — своеобразная развилка: либо подъём к вящей славе, либо забвение; но в рязанском примере второму варианту просто нет места. О том, каково это – закладывать фундамент новой традиции и спорить таким образом с физической смертью поэта – наш разговор с Ольгой Самохваловой. 

Е.С. – Ольга, идея рязанского поэтического фестиваля возникла после смерти Алексея или при его жизни? Может быть, это была мечта Алексея – устроить здесь фестиваль современной поэзии – а вы её подхватили?

О.С. – Идея проведения фестиваля возникла после смерти Алексея. Мне самой это никогда бы в голову не пришло, потому что склад  моего характера таков, что я никак не могла оказаться организатором — инициатором столь масштабного события с привлечением огромного количества людей такого уровня.

Е.С. – И кто же был инициатором фестиваля памяти Колчева? Как удалось в прошлом году в рекордно короткие сроки, с мая по август, его подготовить?

О.С. – Идея фестиваля принадлежит культуртрегеру из Санкт-Петербурга Дарье Суховей. Озвучила она её на следующий день после похорон Алексея. Дарья сказала, что организовать фестиваль должна я. Я несколько испугалась, потому что совершенно не мыслила себя в роли организатора, никак не была к этому готова.  В то же время я почувствовала, что не вправе отказаться от этой идеи, я должна это делать, а если что – мне помогут советом те, кто что-то смыслит в этом деле и имеет реальный опыт. Например, та же Дарья Суховей, или Данила Давыдов, Евгений Прощин, Виталий Лехциер…  Я же никакого отношения к литературе не имела, у меня нет соответствующего образования, человек я очень замкнутый, некоммуникабельный и так далее. Но мне нужен был повод жить, как бы пафосно это сейчас ни звучало. И постановка такой вот большой цели подходила как нельзя лучше. Это нужно было для Алексея. Надеюсь, будет нужно и для рязанцев.

Е.С. – Учреждение фестиваля памяти поэта в его родном городе – ответственное мероприятие, не только перед публикой, но и перед самим автором. У Алексея в стихотворении «простодушный» были такие строки: «бреду отчизной как парижем / не понимаю никого». Это, скорее, сарказм. Были ли у него стихи, не то что посвящённые, не то что навеянные малой отчизной – Рязанью, а «проросшие» из неё, как стихи Бродского из Ленинграда, Цветаевой – из Москвы, Мандельштама – из Воронежа?

О.С. – У Алексея есть некоторое количество стихов, в которых так или иначе упоминается Рязань. Например, эти два:

* * *

у палатки «шаурма»

у ларька «хычыны»

истоптали снег весьма

крупные мужчины

 

здесь дашковская братва

поджидала хачика

чтоб распалась голова

на четыре мячика

 

а менты вдоль ржавых труб

теплотрассы бродят

там нашли какой-то труп

расчленённый вроде

 

из разрубленных частей

сыпались конфеточки

то-то радость для детей

лакомитесь деточки

 

всякому нужны корма

с наслажденьем вместе

и беляш и шаурма

и сосиски в тесте

 

* * *

проходя мимо

пылающих церквей

крошащихся памятников

саморазрушающихся новостроек

ржавых заборов

сухих деревьев

дохлых кошек

раздавленных муравьёв

 

думаешь

куда ты попал

думаешь

что за дурной сон

думаешь

война

думаешь

если можешь думать

 

когда на западе неба

расходятся

изжелта синие облака

и неведомая десница

разворачивает меж них

огромный свиток

с багровым посланием

 

GAME OVER!

Другое дело, насчёт «проросли из Рязани» вы как-то чрезмерно патетически говорите. Во-первых, пафос не был присущ Алексею. Во-вторых, его отношение к Рязани и отношения с Рязанью – предмет сложный. Было бы странно, если бы Алексей в Рязани был бы признан помимо узкого круга. Это невозможно, и сейчас невозможно. Алексей Колчев не был рязанским поэтом, он был русским поэтом. И в России он признан. Думаю, не только в России.

Е.С. – Насколько помню, в прошлом году были сомнения, делать ли фестиваль рязанским или передвижным, почему выбрали локальный формат, несмотря на неоднозначность отношения поэта к его малой родине?

О.С. – У меня не было опыта проведения подобных событий вообще. Передвижной фестиваль – это, во-первых, усложнённая форма. Во-вторых, Рязани нужен фестиваль. Появление фестиваля в Рязани значит, что тут теперь происходит литературный процесс. Пока вот таким образом, дальше видно будет.

Е.С. – Значит, вы довольны фестивалем 2014 года, раз уже на подходе следующий? Что больше всего из первого фестиваля запомнилось?

О.С. – Прошлым фестивалем я очень довольна. Прекрасный состав участников, блестяще проведённые Дмитрием Кузьминым три круглых стола, выставка Маргариты Будылёвой (десять живописных полотен и два панно), видео-арт заочных участников Елены Глазовой (Латвия, Рига) и Василия Бородина (Москва)… Просто огромное количество прекраснейших людей собралось в одном месте, в одно время… Сложно говорить за других, но мне кажется, от всего этого присутствующие получили удовольствие. На завершении фестиваля многие участники высказывали пожелания того, чтобы фестиваль стал ежегодным.

Е.С. – Итак, как именно фестиваль будет продолжаться в этом году?

О.С. – 8-9 августа 2015 года в Рязани состоится второй международный фестиваль современной поэзии «Лубок к родине», посвящённый памяти Алексея Колчева. Планируется проведение поэтических чтений (в том числе и музыкально-поэтическая коллаборация композитора — минималиста, поэта Кирилла Широкова и поэтов Андрея Черкасова, Ксении Чарыевой) и круглых столов по темам: «Соблазн и отчуждение в поэзии» (модератор — Александр Житенёв (Воронеж) и «Проблематика и механизмы литературной самоорганизации» (модераторы — Евгений Прощин (Нижний Новгород) и Кирилл Корчагин (Москва). Вот список участников, давших согласие приехать или быть на фестивале на сей момент: Кирилл Корчагин, Мария Галина, Аркадий Штыпель, Наталия Азарова, Герман Лукомников, Степан Бранд, Дмитрий Данилов, Кирилл Широков, Татьяна Риздвенко, Андрей Черкасов, Екатерина Соколова, Лиза Неклесса, Ксения Чарыева, Анна Орлицкая, Сергей Сдобнов, Кирилл Медведев, Василий Бородин (заочно), Валерий Нугатов, Геннадий Каневский, Елена Горшкова, Марианна Гейде, Михаил Квадратов из Москвы. Валерий Земских, Вячеслав Крыжановский, Лидия Чередеева, Саша Лондон, Дарья Серенко, Александр Пылькин, Ольга Баженова, Александр Скидан, возможно, Алексей Кияница из Санкт-Петербурга. Евгений Прощин, Марк Григорьев, Соня Радостина, Андрей Мегалинский, Наталья Метелева из Нижнего Новгорода. География фестиваля обещает быть очень широкой:  Станислав Львовский (Оксфорд), Александр Житенёв (Воронеж), Владимир Навроцкий (Пенза), Виталий Лехциер (Самара, заочно), Ася Энгеле (Иерусалим, заочно), Станислав Бельский (Днепропетровск, заочно), Ирма Гендерис (Латвия, заочно), Елена Глазова (Рига, заочно), Антон Веселовский (Тамбов).  И, конечно, обещали поддержать фестиваль рязанцы – Кристина Азарскова, Игорь Витренко, Ольга Мельник, Владимир Смирнов. Надеемся также на участие поэта Сергея Свиридова. Ещё в рамках фестиваля планируется проведение небольшой выставки работ рязанского скульптора и художника Юрия Мистрюкова. Возможны изменения в составе участников, какая-то часть приглашённых авторов пока не определилась.

Е.С. – Фестиваль – это прекрасно, однако, по решению оргкомитета, он станет сугубо рязанским действом. Меж тем Алексей Колчев – литературная персона всероссийского значения. Делается ли ещё что-то для сохранения памяти и наследия Алексея – готовится ли книга в печать, «пробиваются» ли в толстые журналы, которые привечали Алексея при жизни, его публикации и т.д?

О.С. – Книги Алексея готовятся к изданию в Москве и Санкт-Петербурге. Также готовится поэтический сборник по итогам первого фестиваля. Мне, скорее всего, не удастся издать его до начала предстоящего фестиваля, но главное, что он выйдет. По итогам каждого последующего фестиваля планируется выпускать сборники.

Е.С. – Это серьёзная заявка. Понятно, что она потребует больших финансовых вливаний, кроме чисто литературной и организационной работы. Оказывает ли кто-то фестивалю поддержку, рассчитываете ли вы на официальное содействие в Рязани или вне её?

О.С. – Поддержку оказывают мне мои друзья. А также библиотека имени Горького второй раз предоставляет бесплатно возможность проведения фестиваля в своих стенах. Мероприятие некоммерческое (вход свободный). В прошлом году мне удалось заработать деньги для того, чтобы отплатить проезд некоторым участникам, кому это было особенно необходимо. Проблема в том, что у ряда авторов может оказаться недостаточно средств, чтобы  приехать на фестиваль. В этом году у фестиваля практически нет бюджета.

Е.С. – Но, несмотря на финансовые трудности, сегодняшнюю неопределённость, Вы намерены продолжать организовывать «Лубок к родине»?

О.С. – Да, конечно. 

Е.С. – Какой Вы видите перспективу фестиваля?

О.С. – Я не планирую что-то специально. Фестиваль — как живой организм, будет развиваться обязательно. Перспектива — это процесс. Процесс, который не останавливается. И это интересно.

Е.С. – Вечного движения вам! Спасибо за интервью!

Р.S. Надеемся, что все, в чьих силах поддержать фестиваль морально и материально, ознакомятся с этим интервью и заинтересуются уникальным, полностью «народным» проектом.

Беседовала Елена Сафронова

Фото из архива фестиваля «Лубок к родине»