Елена Зеленская: С нетерпением ожидаю встречи с рязанской публикой

19 марта на сцене Рязанской филармонии в сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова выступят солисты Государственного академического Большого театра России Елена Зеленская (сопрано) и Роман Муравицкий (тенор). Гости представят зрителям программу «По страницам любимых опер», включающую произведения мирового репертуара. Если с Романом Муравицким рязанская публика уже знакома, то Елена Зеленская приедет в наш город впервые. В преддверии концерта мы пообщались с артисткой о профессиональном выборе и коллегах по сцене.

– Елена, Вы впервые приезжаете в наш город. Чего ждёте от рязанской публики?

– С нетерпением предвкушаю свою встречу с публикой Рязани. Это мой первый визит в ваш город, но я столько прекрасного и восторженного слышала о вас, о вашем великолепном оркестре и дирижёре — маэстро Оселкове, что с радостью приняла приглашение!

Сегодня Вы – признанная звезда оперной сцены, в интервью Вас часто называют примадонной. Что повлияло на выбор вами творческой профессии и есть ли в Вашей творческой судьбе люди, встречи с которыми Вы могли бы назвать судьбоносными?

– Я пою с раннего детства, сколько себя помню! И голоса в нашей семье были у всех – у бабушки с дедушкой, у мамы и у папы, но все это было на уровне «хобби». А серьёзно посвятила свою жизнь оперному пению только я. Мне всегда нравилось быть в центре внимания домашних – выступать в костюмах, читать стихи, петь, и при этом, я себя объявляла : «Выступает Алена Зеленская! Похлопали!» И когда мне исполнилось 17 лет, папа привёл меня в Консерваторию, к ректору, которая отказывалась тогда меня принимать в силу раннего возраста. Но нужно было знать моего папу — он никогда не отступал и был по натуре максималистом, заявил, что консерватория ещё будет гордиться Зеленской, когда та закончит вуз с красным дипломом и наградами лауреата. Удивительно, но все так и получилось! Но тогда я и представить не могла, насколько это тяжёлый труд, постоянная работа, которая становится образом жизни.

Огромное влияние на мое творчество оказали встреча и работа с такими выдающимися музыкантами, как Е. Колобов, который первым поверил в меня, И. Архипова, с которой мы много пели в спектаклях, Е. Образцова, В. Васильев, затем мое первое прикосновение к «Реквиему» Верди с маэстро Г. Шолти. Как-то изначально задавалась высокая «планка», которая помогала в дальнейшем идти вперёд.

– Ваш «послужной список» включает мировые партии оперного репертуара. Какие образы Вам ближе – трагических, волевых героинь или лирических?

– В моём репертуаре 43 оперных партий. Это почти весь Верди, много Пуччини, а также большое количество редко исполняемых опер. Каждая роль, которую я представляю для меня особенная и любимая. И каждую я пропускаю через себя, через свою душу и сердце. Иначе публика тебе не поверит. И, конечно, в основном, это героини с сильными характерами, любящие и любимые, с трагическими судьбами, страстные и решительные.

– В одном из последних интервью Вы признавались в любви к музыке барокко, которую исполняете на камерных концертах. Чем Вас привлекает барочная музыка? Это возможность попробовать себя в необычном амплуа, выйти за рамки привычного для оперной исполнительницы репертуара?

– Камерная музыка занимает особое место в моем творчестве. Как ни странно, ее исполнение требует двойной затраты эмоций, энергии и голоса. Но оно того стоит! Дело в том, что нужно суметь успеть в коротком камерном произведении максимально продемонстрировать всю его полноту и красоту. А в произведениях эпохи барокко я с удовольствием могу использовать природную подвижность своего голоса — колоратуры, каденции и т.д. Это совершенно иной стиль исполнения, и как для певицы, исполняющей, в основном, оперный репертуар, это очень полезно – я называю это «фильтром» или «очищением».

– Вы работали вместе с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти, сегодня для многих начинающих исполнителей и сами являетесь примером. Есть ли певцы, за карьерой которых с интересом наблюдаете сами?

– Да, мне, действительно, посчастливилось петь на одной сцене с П. Доминго и Л. Паваротти. И это незабываемо – «Бал маскарад» – Метрополитен-Опера, «Тоска», «Сила судьбы». Но до этого я уже пела и с нашими легендами, такими, как Е. Образцова, Т. Синявская, Ю. Мазурок, З. Соткилава. Это такое счастье! Такая закалка и опыт для молодого певца!

В силу своей постоянной работы на сцене мне приходится сталкиваться и с новыми певцами, и в этом и состоит вся прелесть нашей профессии. Я всегда говорю, что мы учимся друг у друга, заряжаемся друг от друга. Ведь каждая новая постановка — это частичка нашей жизни.

– На концерте в Рязани Вы выступите вместе с Романом Муравицким. Приходилось ли выступать вместе или это будет ваш творческий дебют?

– Мы очень частые партнёры по сцене и Большого театра, и за его пределами. Это и «Пиковая дама», «Турандот», «Катерина Измайлова», «Тоска», «Набукко». Он замечательный певец, настоящий профессионал и чуткий партнёр по сцене. Это очень важное качество для артиста.

– «По страницам любимых опер» – такое название носит программа, которую Вы представите в Рязани. Есть ли у Вас произведение и партия, которые мы могли бы назвать любимыми, может быть, связанными с какими-то знаковыми выступлениями?

– Все произведения, которые я выбрала для программы концерта — мои любимые, и каждое имеет свою историю и свою жизнь. И, на мой взгляд, сила оперного искусства именно в том, что каждое исполнение не похоже на предыдущее, каждый раз ты привносишь свежие эмоции, ощущения и настроение. В программу концерта включены также популярные дуэты из опер П. Чайковского и Дж. Верди.