Виктор Грушо-Новицкий: Наша задача – сохранить рязанское искусство

На днях в рязанской организации Союза художников России произошло важное событие. Поменялся председатель этого творческого союза. Большинством голосов был избран Виктор Грушо-Новицкий, член Союза художников России с 2001 года.

Рязанская организация Союза художников России через 2 года отметит 80-летний юбилей. О планах на будущее, об особенностях рязанского изобразительного искусства Виктор Грушо-Новицкий рассказал в редакции РИА «7 новостей».

– Виктор Грушо-Новицкий художник, и не просто художник, а теперь он возглавляет Союз рязанских художников. Такое произошло событие в его жизни и, наверное, самое главное.

– Да. Это на самом деле главное событие в моей жизни.

– Итак, это всё было тайным голосованием, это были выборы, да?

– Да. Выборы были, была борьба предвыборная, с элементами самой настоящей борьбы.

– Виктор, вы человек очень известный в Рязани и не только, и нас смотрят люди, благодаря интернету,на территории бывшего Союза и за рубежом. Думаю всем интересно, откуда корни дворянские судя по фамилии, которая пишется даже через дефис – Грушо-Новицкий?

– Это фамилия отца моего, он был известный музыкант, преподавал в музыкальном училище гитару классическую шестиструнную. Корни его тамбовские, звучит фамилия может как-то по-дворянски, но дед по линии отца был лесник и было у него 12 человек детей и для Тамбова – это фамилия не такая и редкая, как для Рязани.

– Если нас будут смотреть в Тамбове – всем большой привет.

– Да, нас там много. Династия продолжается – отец музыкант, я художник.

– А сын – начинающий художник?

– Нет, пока сын просто хороший парень.

– И всё же вернёмся к главному событию: вас переизбрали большинством голосов, такой переворот в Союзе художников, и ещё до выборов ведь, наверняка были разговоры, споры, мысли о чем-то новом для Союза. Человек всегда идёт на выборы с какой-то программой. Какие планы? Как вы хотите перевернуть художественный мир Рязани?

– С одной стороны хочется придать больше движения, динамики, какое-то развитие наметить – я это всё закладывал в программу. С другой стороны я противник всяческих революций, хотя я понимаю, что революция — это наша фирменная черта, но мы постараемся обойтись без этого, без «кверхтармашек».

Финансовая система, конечно, должна претерпеть изменения, да и творческие планы огромные. Некоторые пункты очень смелые. Я буду честно стараться следовать этой программе.

– Самое глобальное – создать в Рязани галерею, да? Через 2 года вашей организации 80 лет. Может быть, к этому времени и реализуется эта идея.

– Да, это для меня такая – сверхзадача. Идея эта даже не моя – идея Михаила Шелковенко, Сергея Ковригина, наших выдающихся рязанских графиков, которых знает вся страна. Сергея Ковригина и в Италии хорошо знают. И они в середине 90-х годов решили создать галерею современного рязанского искусства. Просто тогда в силу особенности времени это и не могло получиться.

Я вернулся к их идее, я заболел ею. Это в принципе музей. Все, что за 80 лет создавал Союз художников Рязани – это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Это же богатство колоссальное, в запасниках 1000 работ и их никто не видит, сохранность их ставится под вопрос. Потому что условия не идеальные.

– А сколько у вас сейчас  в Союзе человек?

– 102 художника. И мы ждём прибавление – ещё четверых молодых скоро примут в Союз и в Москве.

– А что такое сейчас молодёжь? В советские времена про творцов говорили: «Молодые художники, кинематографисты, которым только 40 лет…»

– Точно также. Ничего не изменилось. От 30 лет и выше – это наша молодёжь художественная.

– То есть выходит, что человеку надо созреть, приобрести опыт, получить классическое образование – всё, как и прежде?

– Да. И регулярно выставляться, приобрести имя, провести выставки областные, зональные, да и всероссийские нужны,  на которые попасть не так уж просто…

И, возвращаясь к теме галереи , хотелось бы, чтобы пласт художников, формировавшихся на русской академической культуре, советский пласт был представлен в полном объёме – его необходимо показать. Хотя у нас есть и другие течения.

– Думаю, у зрителей, так же, как и у меня рождается вопрос. А какие еще у нас тут в Рязани течения представлены?

– Есть влияние западных школ, тот же Сергей Ковригин – это художник, не однозначно воспринимаемый, но это явление высочайшего мастерства.. И Шестаков, который рисует карандашом в лесу — и это шедевры, которые попадают на всероссийский уровень, и не вызывают вопросов  у высокой комиссии.

А БАУКОВ, МИНКИН – каждый со своим лицом. Это можно назвать реализмом, но они трансформированы, пережиты по-своему. У любого человека, который придет в эту галерею смотреть наши рязанские картины — уверен — они вызовут сильные переживания.

– Ваша задача, простите за юмор, как крупного чиновника теперь, популяризировать наше рязанское искусство.

– Я бы даже сказал: Сохранить! Галерея рязанского искусства – это и хранилище работ, в первую очередь, ведь много есть авторов ушедших, и их работы хранятся неподобающе. А цена невероятно большая, это шедевры и они пропадают. Самое главное, чтобы Рязанская область не торговала шедеврами, а их сберегла.

– Давайте от глобальной идеи перейдем к ближайшим планам. Знаю, что вы хотите сделать шествие арт-салонов, эстафету.

– Да. Арт-салон Киры Рязановой, Ирины Сусаниной, Василия Колдина, ещё есть площадки, с которыми будем договариваться. Мы хотим провести мастер-классы в них последовательно, где могут и дети попробовать сами что-то вылепить, любая общественность. Мастер-классы от скопинских  и рязанских керамистов. Эти промыслы украшают выставки классические, где промыслы наши выставляются даже чаще, чем живопись Хохлова, Сметанина, Татьяна Голованова, Татьяна Лощинина, Якушкины и т.д.

– Давайте напомним зрителям, что есть скопинская керамика, кадомский вениз, михайловское кружево.

– А шествие салонов должно заканчиваться огненным шоу, пожарная машина будет стоять, огонь горит в печах, тут же лепят и обжигают. И это будет где-нибудь на Лыбедском бульваре.

– Вы хотите провести это шоу летом?

– Возможно, летом организуем пока только для рязаночки Галины Сметаниной. А на следующий год присоединятся и скопинцы.

– Виктор, вы как-то мне говорили, что рынок изобразительного искусства из Европы переместился в Китай?

– Да, и уже давно китайцы скупают очень активно работы русских художников, особенно они любят мастеров со званиями –заслуженный художник России, народный. Они разбираются в живописи, и кстати скупают не декоративно-прикладное, а именно картины. У нас из Союза художников Володя Попов часто бывает в Китае, Виктор Корсаков.

– Виктор, давайте поговорим о пленэрах, я помню, что рязанские художники очень любят Касимов, который называют жемчужиной.

– Да, это самая настоящая жемчужина Рязани. И еще есть много прекрасных малых городов. Михайлов, Сасово, Скопин. Очень много где хочется провести пленэры. Мне бы хотелось провести эко-пленэр в Солотче, где музей Пожалостина. И творчество Тарковского меня привлекает- в те заповедные места тоже хотелось бы съездить.

– И мы делаем проекты, связанные с именем и Тарковского, такие как «ОКЕАН СОЛЯРИС — ОСТРОВА ПАМЯТИ», 5-летие которого мы отмечаем в этом году. 21 марта в Рязань приедет кинорежиссер из Эстонии Арво Ихо, который работал на картине «Сталкер» с Тарковским в советские времена. Об этом обязательно расскажем еще отдельно.

– И Сасово тоже поэтичная земля, я мало бывал, но там Михаил Рытьков, Трухин — наши талантливые художники, да и философ Николай Федорович Федоров рожден этой землей — основоположник русского космизма, учитель Циолковского.

– Я называю это культурообразующие имена региона. А еще в Старожиловском районе есть родовое имение отца философа Ивана Ильина, и вы могли бы сделать пленэр и там. Сначала приезжают художники, потом подтягиваются журналисты. А дальше власть начнет думать как воссоздать имение наших великих земляков. И уже вторые ильинские чтения проходят в области.

– Это опора в культуре русской, во всей нашей цивилизации. Эти люди — наш фундамент, это и есть наш взгляд, наш мощный тыл.

– Не могу не спросить, вы как-то в разговоре сказали, что во Владимире палитра иная, хотя мы здесь рядом?

– Ярчайшая палитра у них- Ким Бритов, Юкин. Да и вроде бы рядом, но у  Рязани иные краски-такие сдержанные, лиричные. Быть может, она очень многострадальная. Не знаю, сложный вопрос. Вроде бы я и Есенина много слушал в записи, и как он громко читал свои стихи. Но радостным-то его творчество не назовешь. Что-то загадочное в этом есть. И хорошо, что не все можно объяснить.

– И кстати, про Сасово сейчас вспоминали. Поэт там живёт замечательный, Владимир Хомяков, член Союза писателей России, не помню полностью его стихотворение о родине, я первый куплет процитирую «Вдаль с холма глядит она, с ней два сына рядышком. Некрасива, немодна, а кому-то ладушка».

– Вот она пронзительность русской души.  Возможно, рязанская особенность и в живописи и в литературе – утонченный лиризм, скрытая боль, сдержанность чувств и глубокое страдание одновременно.

–  Спасибо большое, что пришли к нам, рассказали о том, как хотите сохранять традиции наши. И ждем вас с молодыми художниками.

 

Беседовала Ирина Нечаева