Священник Димитрий Фетисов о семейных ценностях, Николае II и «Матильде»

Рязанское информационное агентство «7 новостей» продолжает знакомить своих читателей с интересными людьми и яркими событиями. Одним из таких значимых мероприятий, несомненно, станет уникальная выставка «Венценосная семья», которая откроется в Рязани 16 марта. В Рязанской областной библиотеке имени Горького можно будет увидеть копии архивных документов, дневниковые записи, фотографии Романовых.

Подробнее о выставке в рамках проекта «В гостях у «7 инфо» рассказал отец Димитрий Фетисов, ключарь Николо-Ямского храма.

– Выставка «Венценосная семья» была создана в Могилёвской епархии. Она уже побывала во многих епархиях России и Белоруссии и везде пользовалась большой популярностью. Это выставка о семье последнего российского императора, государя-страстотерпца Николая II. Мы позиционируем её не как промонархическую, а как выставку о семейных ценностях. Конечно, как политик государь может быть подвержен критике. До сих пор, как наследие советской эпохи, существует миф о том, что государь был безвольным, бесталанным человеком. Выставка «Венценосная семья» поможет взглянуть на эту проблему под другим углом, позволит нашим оппонентам понять, что всё не так просто. Есть очень много интересных фактов, позволяющих эту тему раскрыть и в другом ракурсе взглянуть на последнего российского императора.

– А как вы сами относитесь к личности Николая II и его роли в истории?

– И лично я, и очень многие православные верующие почитают государя как великого святого. Интересен сам чин святости, в котором был прославлен Николай II, – «святой страстотерпец». Такой «вид святости» впервые появился именно на Руси. Есть разные святые: мученики, например, умерли за Христа, не побоялись мучений и сохранили веру; есть преподобные – святые монахи, есть святители – это святые архиереи. А страстотерпцы – это люди, которые смогли уподобиться Господу в своей земной жизни. В чём заключался подвиг Николая II? Он отрёкся от престола вовсе не потому, что он испугался и решил отдать Россию, на самом деле он понял, что прольётся ещё больше крови, если он постарается сохранить за собой власть. История не терпит сослагательного наклонения. Мы не знаем, что бы произошло, если бы государь проявил себя по-другому. Но император, в любом случае, пожертвовал собой. Можно считать его слабым политиком, если за силу принимать те принципы, которыми руководствовались Сталин и Муссолини. Но Николай II не мог поступить таким образом. Он был больше христианин, чем политик. И мы все нуждаемся в таком примере. Почитание святых состоит не только в том, чтобы просить их о чём-то, но и в том, чтобы хотя бы немного им подражать.

– Кто стал инициатором организации выставки в Рязани?

– Идея принадлежит Рязанской епархии. Нас в очередной раз поддержала библиотека имени Горького. И когда появилась идея этой выставки, она многим понравилась. Мы планировали открыть её раньше, но в Белоруссии эта выставка имела такой успех, что её пришлось задержать почти на месяц. И, как правило, те, кто посетил эту выставку один раз, возвращаются снова и приводят своих родных и близких.

– Экскурсию по экспозиции будут проводить студенты-теологи РГУ имени Есенина. О чём они будут рассказывать и где они этому учились?

– У нас создана группа из 15 человек. На выставке будут постоянно дежурить студенты-теологи, прошедшие специальный курс. Но, конечно, каждый будет рассказывать по-своему. Мы ждём на выставке и студентов других вузов, и курсантов. Думаю, каждый найдёт для себя что-то полезное. Я, например, своим детям (у меня их четверо) рассказываю, какое образование получали царские дети. У них не было ни одной свободной минуты. Можем ли мы назвать кого-то из советских или российских политиков, чьи дети работали бы в госпиталях сёстрами милосердия? А для дочерей императора это был ежедневный труд. Они не просто фотографировались с раненными для пиара. В письмах великих княжон даже встречаются выражения о том, что работа в госпитале была для них своего рода отдыхом. В другое время они были загружены ещё больше. Они постоянно занимались рукоделием, благотворительностью, знали несколько языков.

– Расскажите, что именно можно будет увидеть на выставке «Венценосная семья». На что обязательно стоит обратить внимание в экспозиции?

– В первую очередь – это архивные фотографии высокого качества. Далее – многочисленные репродукции картин, неизвестные документы. И самое главное – письма. Читая переписку Николая II и его супруги, мы понимаем, что это была семья, у которой можно поучиться очень многому.

– Царская семья причислена к лику святых сравнительно недавно. Давайте напомним нашим читателям, за что император, его супруга и дети были канонизированы.

– Впервые царская семья была прославлена в русской церкви за рубежом, впоследствии их прославили и у нас в лике страстотерпецев. Это особый вид святости, который подразумевает, что в критической ситуации человек повёл себя как христианин. Первыми в таком лике были прославлены страстотерпцы Борис и Глеб. У них тоже был выбор: или поступить политически грамотно, в некотором смысле мудро, но убить своего брата Святополка Окаянного, или попытаться поговорить с братом, затеявшим интриги, по-христиански. Они выбрали путь милосердия и смирения и были жестоко убиты. Подвиг Николая II подобен подвигу Бориса и Глеба. Он тоже стоял перед выбором, мог бы держаться за власть, мог бежать за границу и переждать смуту там. Но государь выбрал путь, сделавший его максимально похожим на Христа. За это его и причислили к лику святых.

– Встречается и такая точка зрения: мученическая смерть предполагает для человека возможность спастись, отрекшись от Христа. А семью императора убили не за веру и Христа. Значит, мучениками они считаться не могут. Как вы прокомментируете эту позицию?

– Критики прославления государя были и внутри церкви. Но их доводы были несколько натянутыми. Иногда, чтобы понять другого человека, его подвиг, нужно просто проявить фантазию, поставить себя на место этого человека. Я, например, не так бы себя повёл. К сожалению, я бы был более жестоким и жёстким в такой ситуации. Можно было бы утопить революционную смуту в крови, но это было бы на совести государя. И он это очень хорошо понимал.

В оценке истории есть несколько позиций: одни думают, что историю творят личности, а другие движущей силой считают определённые факторы, выталкивающие те или иные личности на поверхность. Вторую позицию представил Лев Толстой в романе «Война и мир». Он говорит, что не Наполеон вёл за собой 12 народов, а именно эти 12 народов толкали его вперёд. Поэтому говорить, что Николай II всё испортил и привёл страну к кризису – неграмотно. Известны его слова: «Кругом трусость, обман и измена». Фактически весь генералитет изменил ему. Государю не на кого было опереться. Как сложилась эта ситуация – предмет отдельного изучения и долгих дискуссий. Но в такой ситуации Николай II сделал выбор в ущерб себе.

Ещё одна тема, которую мы поднимаем на выставке: сегодня мы осуждаем бандитов и террористов, а чем отличались большевики? Конечно, нужно с уважением относиться к старшему поколению, воспитанному на коммунистической идеологии. Но и историческую справедливость восстановить необходимо. Ленин был антиподом государя. Он, возможно, тоже руководствовался какими-то высокими мотивами. Но тот террор, который он развёл, прямо противоположен политике Николая II. То, как большевики поступал со своими оппонентами, было совершенно немыслимо в царские времена. До революции всё было не так ужасно, как нам рисовали в советскую эпоху. И наша выставка позволит по-новому взглянуть на этот период российской истории.

– Личность и судьба последнего российского императора очень противоречива и интересна. Ей посвящено множество книг, исследований, публикаций, документальных и художественных фильмов. Разобраться в таком многообразии информации очень непросто. Что вы посоветуете прочитать или посмотреть в первую очередь тем, кто хочет узнать о царской семье?

– Затруднюсь ответить на это вопрос. Самое простое – посмотреть фильмы. И есть фильмы, показывающие императора с положительной стороны. Но все они – бестолковы и бесталанны. Эта тема периодически поднимается в кино, но, на мой взгляд, во всех фильмах фигура государя выгладит неестественно. В литературе также есть две позиции: одни представляют государя как совершенно безвольного человека, другие же буквально обожествляют его и называют искупителем. Но это тоже неверно, потому что искупитель у нас один – Иисус Христос. К сожалению, какого-то серьёзного труда, в котором была бы показана объективная картина, разумная критика, нет.

– А что вы скажете о нашумевшем фильме «Матильда»?

– Этот фильм отчасти и подвиг нас к организации выставки «Венценосная семья». Обидно, что к 100-летию революции, никто из серьёзных деятелей культуры и искусства эту тему не поднял. А вышел такой слабый, низкопробный фильм, который был так хитро распиарен. Процитирую слова артиста Василия Ливанова, одного из немногих деятелей культуры, открыто критиковавших этот фильм: «Те, кто снял такое про Николая II, оказались солидарны с его убийцами». Фильм основан на мемуарах женщины, которая была знакома с государем. Но мемуары – один из самых ненадёжных источников информации. Ведь всем нам свойственно фантазировать о том, что было в молодости. Император не был идеален, но поплатился за свои ошибки сполна. К таким темам нужно относиться очень осторожно, но, к сожалению, не все это понимают.

– Выход фильма сопровождался многочисленными акциями протеста. Вы уже упомянули хитрый пиар, но, наверняка, были среди протестующих и искренне верующие люди, посчитавшие себя оскорблёнными. Как вы считаете, православному человеку нужно так активно протестовать против каких-то явлений, которые он не принимает? Нужно ли так громко заявлять о своей позиции?

– С одной стороны – это делать нужно. С другой – сейчас очень лукавое время. Я сам выступал против борьбы с этим фильмом. Было очевидно, что все акции протеста и сборы подписей не помогут, и фильм выйдет на экраны. А действия наших православных активистов – иногда совершенно варварские. Я считаю, что наша церковь – не кабак. Оттуда нельзя вышвыривать, там нужно сохранять культуру общения, чтобы не уподобиться нашим оппонентам. К сожалению, многие этот своеобразный экзамен не сдали. Хотелось бы, чтобы мы научились реагировать правильно: должен быть грамотный протест, но должна быть и золотая середина, а свобода творчества всё же должна иметь определённые пределы. С тем, что касается наших святынь, нужно обращаться очень осторожно.

– Почему сегодня нужно говорить о царской семье? Какой урок может извлечь общественность?

– В первую очередь мы позиционируем эту выставку как выставку о семейных ценностях. Сегодня порядка 70% разводов происходят в первые три года брака. Для любого человека это трагедия. Почему так происходит? Ответ, я думаю, можно будет найти на выставке «Венценосная семья». Государь при своей колоссальной занятости оставался прекрасным отцом и семьянином, а у нас сегодня родители не всегда находят время и желание поужинать вместе с детьми за одним столом и пообщаться. Стоит просто прийти и посмотреть на эти фотографии, и многое в нашей душе станет на свои места.

– Открытие выставки, безусловно, будет способствовать приобщению молодёжи к истории и культуре родной страны. Но выставка пройдёт в дни Великого Поста. Допустимо ли верующим посещать такие мероприятия?

– Конечно, допустимо. Пост не означает уход, затворничество. Мы продолжаем работать, должна у нас быть и духовная жизнь. Я думаю, что допустимо в дни Поста сходить и на концерт классической музыки. Искусство нас возвышает. А выставка про святую семью станет душеспасительным делом. Пожалуй, это не просто можно, но и нужно сделать.

Напомним, что выставка «Венценосная семья» будет работать в Рязанской областной библиотеке имени Горького с 16 марта по 16 апреля. Вход на выставку – бесплатный.