С конца XVIII-начала XIX столетий Северными воротами города рязанцы называли улицу Владимирскую, которая имеет непосредственное отношение к нынешней улице Свободы
Объясненное противоречие
Готовясь к написанию этой статьи, по обыкновению начал я первоначальный сбор информации в местных библиотеках. И в лучшей на мой взгляд публикации на интересующую тему удалось прочитать вот что: «Владимирская улица (ныне улица Свободы) изначально лежала на трёх холмах, начинаясь от заливной поймы Оки до улицы Астраханской. Один из оврагов, пересекавших улицу между «поперечными» соседками Абрамовской (Щедрина) и Подгорной пришлось даже выравнивать, чтобы приспособить под проезжую часть».
Точно такой же текст, один в один, удалось обнаружить и на одном из порталов в интернете. А в специальном документе горисполкома, который хранится в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО) про ту же улицу написано иначе: «Улица Свободы (бывшая Мальшинская) переименована в 1919 году по имени дома Свободы (дом №79). Этот дом был в 1917 году центром революционного движения в губернии. В нем размещались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, рабочий клуб, редакция рабочей газеты, проходил первый губернский съезд большевиков».
Так что обнаружилось по отношению к рязанской истории некое противоречие: в одном случае улица Свободы ассоциируется с дореволюционной Владимирской, а в другом – с Мальшинской. Какой же из этих двух вариантов правилен?
В различных публикациях, посвященных как старой улице Владимирской в Рязани, так и нынешней улицы Свободы объяснения я так и не нашёл. Но дополнительные архивные данные всё ставят в этом смысле на свои места.
На самом деле современная улица Свободы состоит их двух дореволюционных улиц – и Мальшинской, и Владимирской. Так что оба варианта ответа на поставленный выше вопрос имеют право на существование, потому как на самом деле не в противоречат друг другу, а дополняют.
Обе упомянутые улицы дореволюционной эпохи – Владимирская и Мальшинская, соединившись, сформировали современная улицу Свободы, получившую своё название в 1919 году.
Бывшая Владимирская улица протянулась от перекрестка с улицей Астраханской (Ленина) до современного Торгового городка. Наименование своё она получила потому, что являлась частью известного на всю Россию Владимирского тракта, регулирующего движение в том числе и из Рязани в северном направлении. А Мальшинская улица начиналась от перекрестка с нынешней улицей Маяковского и пролегала вплоть до Астраханской (Ленина). Её название связано с именем Петра Мальшина. На этой улице находился дом этого господина и устроенная им богадельня.
В память о Мальшине
Во время Октябрьской революции улица Мальшинская была одной из самых популярных в городе. В частности, именно она видела многолюдные демонстрации граждан в поддержку решения состоявшегося 14-16 октября 1917 года Рязанского губернского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов о передаче власти Советам. Человек же, имя которого носила эта улица, был одним из самых известных рязанских бизнесменов прошлого. В начале XIX века Петр Алексеевич Мальшин являлся вла¬дельцем самого крупного в Рязани салотопенного завода. На этом передовом по тому времени предприятии не только сало топили, но и делали осветительные свечи, доход от продажи которых позволил Петру Алексеевичу стать одним из богатейших людей Рязани (электричества в то время, как известно, ещё не было). Но всё-таки не это в первоначальной экономической деятельности Мальшина было главным, а откупные операции. Через сеть питейных домов он продавал казённые спиртные напитки и содержал на откупе питейные сборы по Рязани и нескольким уездам Рязанской губернии. Известно, что Мальшин имел отношение к обеспечению солью вплоть до 1810 года Рязанской, Тульской и Тамбовской губерний. В реализации этих выгодных подрядов Петру Алексеевичу помог его хороший друг Василий Злобин (проживавший в столице России Василий Алексеевич являлся на то время одним из крупнейшим российских бизнесменов, курировавшим соляные поставки и имеющим влияние на нескольких самых могущественных людей Российской империи, к чьему мнение прислушивался сам Александр-I).
Забытая ипостась улицы Гостиной
В отношении улицы Владимирской приходилось слышать, что она была обозначена ещё на первом регулярном плане Рязани, составленном в 1780 году. Это не совсем так. На той схеме города, заложившей основную архитектурную структуру Рязани, улица под названием Владимирская отсутствует. Но часть этого территориального образования на плане имеется и входит в состав тогдашней улицы Гостиной. Это название связано с тем, что рядом находился так называемый Гостиный двор – один из главных планировочных центров города конца XVIII века (сейчас это та территория, которая находится около Рязанской областной филармонии).
Улица же Владимирская, как таковая, получила своё наименование несколько позднее. После того, как над оврагом возле здания нынешнего Художественного музея (в конце XVIII-начале XIX столетий этот дом возвёл известный купец и меценат Гаврила Васильевича Рюмин) построили капитальный мост, и стало возможным бесперебойное движение по этой обновленной улице в северном направлении.
Владимирский тракт в Рязани
Как я уже сказал, улица Владимирская в Рязани – это часть известного Владимирского тракта. Всем, более-менее интересующимся отечественной историей, известна так называемая «Владимировка». Это дорога из Москвы на Владимир, по которой осужденные в дореволюционной России люди отправлялись этапом на каторгу в Сибирь. Так вот и из южных губерний страны каторжане оправлялись не сразу в восточные и северные края Российской империи, а сначала во Владимир, где и формировались сводные колонны наказанных за правонарушения людей из разных губерний, которых отправляли искупать свои преступления в необжитые места.
Путь из южных краёв страны пролегал в том числе и через Рязань, по Владимирской улице. Это послужило одной из причин того, что улица эта была замощена каменным булыжником почти с первых времён своего существования. И внимание к этому территориальному образованию со стороны тогдашних властей Российского государства было усиленным, потому что для транспортной системы империи тех времён улица Владимирская в Рязани имела особое стратегическое предназначение.