Суббота, 20 апреля, 2024

Крушение малайзийского Boeing-777 в Донецкой области в 2014 году

Опубликовано

Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек (в том числе 15 членов экипажа), среди них — 85 детей. Погибли граждане 10 стран, в том числе 43 подданных Малайзии. Большинство погибших — 193 человека — были гражданами Нидерландов.

Самолет, следуя установленным международным транзитным коридором, миновал Донецк, в 17.20 мск на высоте 10 тысяч метров стал резко терять скорость и исчез с экранов радаров в 17.23 мск. Обломки лайнера были обнаружены в районе села Грабово близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).

Самолет был произведен в 1997 г. на заводе Boeing в г. Эверетт (шт. Вашингтон, США), совершил первый полет 17 июля 1997 г., 29 июля того же года был передан авиакомпании Malaysia Airlines.

Горящие обломки лайнера были обнаружены на территории площадью свыше 15 кв. км, контролируемой вооруженными отрядами провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).

Сразу после крушения Boeing 777 появились версии о том, что его могли сбить. На специальном брифинге 21 июля представители Минобороны РФ обнародовали сведения о том, что авиалайнер мог быть поражен ракетой, запущенной с военного самолета или зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук-М» Вооруженных сил Украины. При этом украинская сторона, представители США и ЕС заявили, что в Boeing могла попасть ракета, запущенная с ЗРК «Бук-М», находившегося под контролем ополчения ДНР. Выдвигались и другие версии произошедшего.

9 сентября 2014 г. Нидерландский Совет по безопасности опубликовал предварительные результаты расследования катастрофы. В докладе сообщалось, что «самолет распался на части в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов», при этом технических неполадок в системах лайнера или ошибок экипажа зафиксировано не было.

22 мая 2015 г. завершилась операция по поиску и идентификации тел погибших. Всего было обнаружено 297 тел (последний погибший был найден в апреле 2015 г.), 295 из них идентифицированы. В Нидерланды были доставлены 24 грузовика с фрагментами самолета, с которыми проводились экспертизы.

2 июня 2015 г. советник генерального конструктора российского концерна «Алмаз-Антей» (производитель ЗРК «Бук») Михаил Малышевский заявил журналистам, что лайнер, вероятно, был сбит ракетой 9М38М1 комплекса «Бук-М1». Производство этих ракет завершилось в России в 1999 г, при этом они используются в вооруженных силах Украины (ВСУ). По данным исследования, проведенного экспертами концерна, ракета могла быть запущена из района южнее населенного пункта Зарощенское на Украине, который на момент пуска находился под контролем ВСУ.

3 июня 2015 г. Следственный комитет России сообщил, что в рамках расследования уголовного дела о совершенных представителями силовых структур Украины преступлениях против мира и безопасности человечества получены показания украинского гражданина Евгения Агапова (служившего в должности механика авиационного вооружения 1-й эскадрильи бригады тактической авиации ВВС Украины и к моменту обнародования показаний находившегося под госзащитой в России). Согласно Агапову, малайзийский самолет мог быть сбит ракетой, выпущенной штурмовиком Су-25 ВВС Украины.

11 июля 2015 г. премьер-министр Малайзии Наджиб Разак заявил, что международная следственная группа обладает ясной картиной причин катастрофы и близка к установлению виновных в происшествии.

В июле 2015 г. конфиденциальный проект окончательного отчета Совета безопасности Нидерландов о причинах крушения рейса MH17 получили государства — участники международного расследования, которые затем составили списки своих комментариев к проекту отчета. Росавиация передала Нидерландам «серьезные замечания» к тезисам доклада.

15 июля 2015 г. министр транспорта РФ Максим Соколов заявил журналистам, что Росавиация готовит свой доклад по факту крушения лайнера.

Тогда же официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил ТАСС, что в комитете по-прежнему считают приоритетной версию катастрофы, согласно которой самолет был сбит ракетой «воздух-воздух», произведенной не в России.

В тот же день Верховная рада продлила полномочия Нидерландов на проведение расследования катастрофы MH17 до 1 августа 2016.

17 июля 2015 г., в первую годовщину катастрофы, на окраине населенного пункта Грабово, где упал самолет, прошло траурное мероприятие и был установлен памятный камень.

29 июля 2015 г. Россия заблокировала принятие резолюции Совета Безопасности ООН о создании международного трибунала по катастрофе, воспользовавшись правом вето. За предложенный Малайзией документ проголосовали 11 стран-членов СБ ООН, включая Нидерланды, Австралию и Украину; воздержались Китай, Венесуэла и Ангола.

Эксперимент концерна «Алмаз-Антей» и доклад Совбеза Нидерландов
13 октября 2015 г. гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков знакомил журналистов с результатами натурного эксперимента по моделированию катастрофы самолета, проведенного в рамках собственного расследования крушения MH17. По данным концерна, «Боинг» мог быть сбит ракетой еще более старой модификации, чем предполагалось ранее, а именно — 9М38 (производство завершилось в 1986 г.), которая была запущена со стороны села Зарощенское.

В тот же день в Нидерландах родственникам погибших и журналистам был представлен итоговый доклад Совета по безопасности Нидерландов, а также часть фюзеляжа самолета, воссозданная из обломков, найденных в районе катастрофы. По данным расследования, боеголовка 9Н314М ракеты типа 9М38, запущенной ЗРК «Бук» из района площадью около 320 кв. км на востоке Украины, взорвалась слева от кабины пилотов, что привело к разрушению лайнера в воздухе. Точное место запуска ракеты комиссия не установила, так как это не входило в ее полномочия и является предметом отдельного криминального расследования. Иные возможные причины катастрофы авторы доклада полностью исключили.

3 июня 2016 г. представители нидерландской прокуратуры, возглавляющей совместную следственную группу (ССГ), в которую также входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины, сообщили, что осенью 2016 г. группа представит предварительные результаты уголовного расследования катастрофы. Выводы ССГ будут касаться оружия, из которого сбит самолет, и точного места запуска ракеты. 5-6 июля 2016 г. делегация ССГ посетила Москву. С кем именно в российской столице общались голландские следователи, официальный представитель прокуратуры Нидерландов Вим де Бран сообщить ТАСС отказался.

17 июля 2015 г., в первую годовщину катастрофы, на окраине населенного пункта Грабово, где упал самолет, прошло траурное мероприятие и был установлен памятный камень.

17 июля 2017 г. недалеко от амстердамского аэропорта Схипхол планируется открыть мемориальный комплекс с монументом «Скорбь» скульптора Роналда Вестерхейса. Вокруг будут высажены 298 деревьев — в соответствии с числом погибших в катастрофе.

Источники: РИА Новости, ИТАР ТАСС, Википедия

Поделиться:

Популярные материалы

Последние публикации

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ