Акценты Общество 17 февраля 2019 11:47 | Просмотров:

«Яр» глазами школьников: увидеть, чтобы вернуться

С 2015 года в Рязанском областном государственном театре для детей и молодёжи идёт спектакль «Яр» по повести Сергея Есенина. Первое и единственное прозаическое произведение великого рязанского поэта на сценический язык перевела режиссёр-постановщик Наталия Лапина. 

«Яр» рассказывает о глухой деревне начала прошлого столетия, о людях, живущих в единении с природой, об их самобытных буднях и праздниках, горестях и заботах и, конечно, о любви. Здесь есть и яркие образы главных героев, и захватывающий сюжет, и доля юмора, и трагические ноты. Но тем не менее повесть довольна сложна для восприятия. Не всем она известна, не каждый наберётся сил и дочитает её до конца. Причин тому несколько. Во-первых,  язык произведения, щедро сдобренный просторечными выражениями, мало понятными современному читателю. Во-вторых, мотивы поступков героев, также необъяснимые с точки зрения современной психологии и норм поведения. 

Тем интереснее нам было принять приглашение Театра на Соборной и посетить этот спектакль вместе с одиннадцатиклассниками лицея № 52 в рамках проекта «Идём в театр».  Уловят ли они суть произведения? Поймут ли, что двигало Липой, Каревым, Филиппом? Оценят ли ту колоссальную работу, которую проделал режиссёр и актёры для того, чтобы «Яр» Есенина стал таким красочным, объёмным и увлекательным, а главное – понятным современному зрителю?

Екатерина Горячева

«Я люблю театр, с удовольствием посещаю спектакли разных театров нашего города. 9 февраля я посетила спектакль «Яр», который был поставлен по одноимённой повести Сергея Александровича Есенина.

Творчество поэта известно мне ещё с малых лет, как и многим людям. Его стихотворения о Рязанском крае, об обычной жизни крестьянских людей интересуют многих людей. Природа, описанная поэтом, предстаёт перед нами живой и волнующей. Стихи Сергея Александровича знают все. Но Есенина как прозаика я увидела впервые. Эта постановка затягивает с первых минут: одно событие цепляет другое, нелепое стечение обстоятельств или чьё-то недопонимание – и ловишь себя на мысли: «Как так? Почему? Нужно повернуть вспять!»

Но тут же понимаешь, что некогда обдумывать, ведь спектакль только начался и всё самое интересное впереди. Я посмотрела всю постановку на одном дыхании. Шутки, которые вызывали смех у всего зала, декорации, от которых становится жутко. Всё настолько по-настоящему, что по окончании я долго не могла прийти в себя. Хотелось думать о спектакле, пересмотреть его и разглядеть все мелочи, которые создали удивительную атмосферу конкретной эпохи и вечных проблем».

Козлова Дарьяна

«Не так давно мне представилась возможность посетить спектакль «Яр» в Рязанском театре на Соборной. Многие друзья советовали мне сходить на данный спектакль, и теперь я поняла почему!

Как только заходишь в зал, в глаза бросаются необычные декорации, которые интригуют тебя ещё до начала действий на сцене! Появилось странное ощущение ирреальности происходящего. Когда я узнала, что в спектакле нет антракта, я немного запереживала. Обычно мне нужен антракт, чтобы переосмыслить все, что я только что увидела, и подготовить себя к новому потоку информации. Но это другой случай! С первой же секунды ты не можешь оторваться.

Команда, которая работала над данной постановкой, очень хорошо постаралась. Происходит полное погружение! Режиссёр добился разрушения 4 стены. В какие-то моменты ловила себя на мысли, что не дышу! Островский когда-то написал: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать». Актёрам удалось сыграть так, что ты искренне переживаешь за каждого, веришь каждому, оказываешься в гуще событий…Жаль только повлиять на исход не можешь….

Посетить этот спектакль советую теперь всем знакомым! Сама собираюсь сходить ещё раз!»

Ольга Лукутина, учитель русского языка и литературы

Театр – это мир волшебства и эмоций, правды и мечты сразу. Каждый приходящий в театр погружается в особую атмосферу, которая заставляет узнать себя настоящего…

… «Яр» я читала всего раз, очень давно и только потому, что меня заставили учителя. Помню, удивлялась тому, как тяжело воспринимается повесть. Для меня было удивительно: Есенин, стихи которого сами въедаются в память, писал ещё и прозу. Несмотря на любопытный сюжет, повесть быстро стёрлась из моей головы, слишком уж трудно было ей туда поместиться. И снова Есенин стал для меня исключительно мастером стихов и поэм.

… Когда я зашла в зал, меня осенило: ведь «Яр» – это повесть, она изначально не была написана для театра. Как режиссёру удастся переработать произведение?

Мои мысли замерли на полуслове, ведь на сцене было нечто неоднозначное. Декорации, к которым мы привыкли, отсутствовали, их заменяли совсем другие конструкции. Как позже окажется, великолепная задумка режиссёра воплощена в этом оформлении. Динамика, возможность перемещаться в пространстве, оставаясь на сцене, возможность делить сцену на несколько планов… Не успеваешь иногда следить за всеми деталями, настолько важен каждый персонаж. Хочется увидеть ещё раз, чтоб всмотреться по-настоящему.

Я, наверное, намеренно долго не перехожу к описанию самого действия. Я до сих пор, спустя неделю, не нашла достаточно верных слов. Хотя за эту неделю всем друзьям и родственникам, коллегам и знакомым прожужжала уши о спектакле, рекомендуя его посетить.

Расслабленное и благодушное состояние ожидания спектакля мгновенно сменилось чувством страха. Сердце колотилось. Казалось, какие-то неведомые злые силы захватили и героев, и весь Яр, и нас, зрителей. Захватили и кружат, наседая… Чувство надежды сменялось то беспокойством, то отрешенностью, то жаждой действия. Великолепная игра актёров заставляла зал то дружно заливаться хохотом, то затаить дыхание, как будто единой грудью задержать воздух. В какой-то момент финальной сцены я вдруг осознала, что не дышу. Вообще. Рот открыт, сердце колотится, щёки горят… И в голове нет мыслей о том, что это спектакль. Это – жизнь, я – часть действа, всё происходит и со мной, и по моей вине тоже…

С такими же горящими глазами, сбивающимся ритмом сердца и почему-то чуть охрипшим голосом я вышла из театра. С такими же чувствами я живу уже неделю, находясь под властью эмоций от спектакля. Я обратила внимание, что после спектакля почти никто не разговаривал. Даже влюбленные парочки молча выходили из зала, смотря даже не прямо перед собой, а внутрь себя. И кажется, я знаю, что чувствовал каждый из них…

Первое желание после посещения спектакля – перечитать книгу. И тут я с удивлением обнаружила отступления от сюжета. Однако я на сто процентов поддерживаю режиссёра, потому что всё было настолько органично, что никто не говорил о расхождениях в сюжетной линии. Тем интереснее будет смотреть «Яр» тем, кто знаком с повестью.

Я непременно приду на спектакль ещё раз. Много причин. Я хочу, чтоб мои друзья смогли пережить это, прочувствовать это, поэтому мы пойдем все вместе. Я хочу увидеть все детали, которые могла упустить в первый раз. И главное, я хочу попробовать понять: что в этом спектакле не отпускает меня уже неделю?»

Фото Театра на Соборной и РИА «7 новостей»

Загрузка...
Новости, популярные в соцсетях
Больше новостей
Вверх