Акценты Общество 14 февраля 2019 11:45 | Просмотров:

Универсальный тренажёр для ума

Знакомства по Интернету – не в моих правилах. Но с этим мужчиной я познакомилась именно так. Я написала ему сама, погрузившись в изучение необыкновенной методики развития детей. Эта «встреча» сразу завладела моим сознанием.

Долгий путь в поисках простого

Ему уже за восемьдесят… О личной жизни и воспоминаниях Валерий Михайлович Неелов рассказывает неохотно. Тем более, детство его пришлось на военные сороковые годы. Родился он в 1936 году в Петергофе.

– О детстве мало что можно рассказать, – пишет мне собеседник. – Началась война. Петергоф оказался занятый немцами… Уже после мы с мамой попали в плен на территории Латвии. Мало что помнится.

С большим энтузиазмом мой герой рассказывает о своём хобби, которое стало делом последних лет его жизни.

– Я работал архитектором-проектировщиком. В 1980 году серьезно увлекся живописью. Через год мне предложили вести студию живописи в клубе при часовом заводе, – вспоминает Валерий Михайлович. – Я понял, что взрослую студию не «потяну» – нет опыта. Решил, что буду учить живописи малышей. Детей учить как взрослых – неправильно. Здесь нужен другой подход, чтобы малышу было интересно. Даже опытные педагоги, которых мне рекомендовали, принимали к себе уже способных ребятишек, что-то умеющих. С «нуля» никто не учил. Оказалось, что такой методики просто не существует. Пришлось придумывать самому.

С 1981 году сначала в заводской клуб, а затем, в подростковый клуб «Бриг» в Петергофе стали приходить первые ученики. Это были дети в возрасте от двух до восемнадцати лет и их родители. В обучении живописи в простой технике Валерий Михайлович никому не отказывал. Спустя 30 лет настали трудные времена. Тогда педагог по живописи ещё пытался отстоять своё дело, добиться государственного финансирования дополнительного образования, даже писал в «Советскую Россию»:

«… Нам заявили, что мы не педагоги дополнительного образования, а «кружководы». И соответственно не имеем права на какие-либо льготы как педагоги. Когда я проходил аттестацию, чиновница из отдела по работе с молодёжью заявила, что мы не имеем права учить детей до семилетнего возраста бесплатно, и запретила принимать детей с двух лет. Хотя платные занятия были отменены. В утренние часы у нас были занятия для маленьких детей (от 2 до 6 лет), не посещающих детские сады, по оздоровительной гимнастике и живописи – их отменили! Чиновники считают, что эти занятия не нужны для домашних малышей. Хотя по опыту общеизвестно, что ребёнка семи лет и старше гораздо труднее учить и приобщать к чему-либо – будь то спорт, искусство и т.п. Большая часть родителей неплатежеспособна, они не могут отдать ребёнка в платный кружок, студию или секцию…»

Увы, студию постигла та же участь, что и многие кружки, секции и студии в то время – они оказались закрытыми новыми хозяевами из-за нерентабельности. Но дело многих лет своей жизни Валерий Михайлович не оставил.

Живописный взгляд на воспитание

Сегодня в свободном доступе в Интернете можно бесплатно скачать пособие-азбуку по живописи для индивидуальных занятий с ребёнком в возрасте от двух лет в домашних условиях. Автор пособия – В.М. Неелов. Суть методики проста – ребёнку предлагается, используя только три основных цвета, СОЗДАВАТЬ новые цвета и оттенки. И далее – учиться владеть кисточкой, выводить различные линии и так далее, развивая моторику, логическое и абстрактное мышление. Ключевое слово здесь – созидание.

Любопытная точка зрения на этот счёт представлена в отзыве к методичке за подписью Нины Валерьевны Легченковой, президента международной детской творческой студии «Белые лебеди»:

«Уникальность предложения мастера живописи Неелова состоит в том, что в процессе занятия с ребёнком активизируется воспитательно-познавательная деятельность маленького человека, что прямо противоположно сегодняшним тенденциям воспитания, идущего через разрушение, когда действия ребенка оправдываются взрослыми. Можно привести два примера со сломанной игрушкой, которые приводят к комплексам личность ребёнка. В одном случае, исследуя игрушку, ребёнок нечаянно её ломает. Укоры родителей за ошибку вызывают чувство обиды или вины. Это становится зарождением тенденции к проявлениям мазохизма. В другом случае, ребёнок ломает игрушку, чтобы посмотреть, что там внутри, и родители поощряют это: «Ничего, молодец, познавай мир, мы купим тебе новое». Так зарождается тенденция к проявлению садистских наклонностей, когда техника в руках дикаря – кусок железа. И в сознании рождается принцип: «Хочешь узнать – разрушь!» Привычка разрушать с детства переносится в дальнейшем на отношения к жизни с людьми, семьёй, любимыми, природой – воспитывается потребитель. Методику Неелова можно назвать методикой «Не рвать бумажки» (разрушение, непочтение к бумаге, труду создателя, лесу и т.д. – изначальное непочтение ко всему). Она предопределяет правильное произношение звуков в будущем (метод логопедии), учит создавать множество цветов, используя всего три краски, дает возможность в столь малом возрасте создать не просто что-то, а красоту. Причем, методика эта поступательная, увлекающая, дающая возможность в игровой форме раскрыть талант ученого, исследователя, подойти в будущем творчески к любой деятельности…»

Сам автор рассказывает о своём детище ещё проще: «Суть всей методики сводится к тому, чтобы научить малыша из трёх основных цветов ВИДЕТЬ и ДЕЛАТЬ все цвета и оттенки. В процессе смешивания красок малыш развивает собственное цветовидение, сравнивает различные полученные цвета и оттенки, видит, как они меняются. У ребенка развивается логическое мышление. Таким образом, он готовится к более сложным мыслительным процессам и к школе. Все, кто занимался у меня живописью, хорошо и отлично учились в школе. Поймите, есть один очень важный момент в обучении – чему учить ребенка. В музеях рассказывают о картинах все что угодно, только не о самой живописи. А в картине главное – то, КАК она написана. И вообще в любом искусстве главное КАК. Как играет Смоктуновский в «Идиоте», и как Яковлев. Как пишет пейзажи Левитан, и как Саврасов. Так и детей нужно учить видеть, как написан мех, бархат, стекло, вода, как играет музыкант, актёр и так далее».

Были среди учеников Валерия Михайловича и детишки особенные, со сложностями развития. По отзывам родителей, после занятий прослеживалась положительная динамика в лечении заболеваний.

Живопись развивает мозг. Это этакий тренажёр для ума. Значит, она полезна для всех: и для здоровых, и для отстающих, и для маленьких, и для больших, уверен Неелов.  

– Методика-то простая и хорошая. Я её не патентовал и не защищал. Как-то это не требовалось. Я работал по ней с 1981 года и уже почти 13 лет рассылаю по всей стране и за рубеж. По ней работают многие воспитатели, родители и педагоги в разных городах и посёлках. Она уже пошла в народ. Только медленно. Я беспокоюсь. Не хочу, чтобы она ушла вместе со мной. А время у меня заканчивается, – делится переживаниями автор.

Лекарство от одиночества

Кстати, кто-то из вас, дорогие читатели, может быть абсолютно уверен, что к своим восьмидесяти годам всё так же будет поспевать за стремительным техническим прогрессом? Обо всём вышенаписанном Валерий Михайлович рассказал мне посредством сети Интернет. Компьютер мой новый знакомый освоил прекрасно, выделив необходимые возможности для общения и продвижения своей уникальной методики.

Пейзажист из Петергофа создал группу «Обучение живописи с двух лет» в социальной сети ВКонтакте, где с радостью даёт рекомендации заинтересованным родителям и педагогам, оценивает присланные ими работы. Там же можно посмотреть видеоуроки автора и записаться на персональные занятия он-лайн. Жителям Санкт-Петербурга везёт ещё больше – Валерий Михайлович, несмотря на занятость и почтенный возраст, принимает желающих научиться живописи у себя дома.

К слову, дом моего собеседника – подобие музея-мастерской. Здесь всегда царит творческая атмосфера, среди мольбертов и красок и уникальной резной мебели – еще одной страсти Валерия Неелова. Конструирует и делает мебель он сам, предпочитая натуральное дерево. Но все же живопись занимает в жизни мастера ведущее место.

– Занятия малышей живописью – это и повышение культурного уровня, и развитие логического мышления, и воспитание любви к малой родине, и, что немаловажно, отвлечение от плохого. В том числе от одиночества. А для родителей это еще один повод для счастья. Счастья общения со своим ребенком. Сегодня мне хочется кричать на всю страну: ЛЮДИ!!!! Это же ТАК ПРОСТО!!!! Ведь сегодня дети страдают от недостатка внимания и любви родителей. Их задаривают электронными игрушками, и сами взрослые больше времени проводят со смартфонами, гаджетами. А дети впоследствии считают себя одинокими, нелюбимыми. Но это проблема всех времён. Обучение живописи в семье поможет избежать этой проблемы одиночества, – уверен Валерий Михайлович.

Наталья Филина



Загрузка...
Больше новостей
Вверх