Акценты Общество 25 января 2018 08:22 | Просмотров:

Экспертное мнение. Профессор РГРТУ Сергей Перфильев про профстандарты и переподготовку кадров

В 2016 году российское законодательство пополнилось очевидным новшеством – были введены профстандарты. После их вступления в силу, некоторым работодателям придется соблюдать требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовых функций.

Мы решили поговорить о профстандартах с заведующим кафедрой Государственного, муниципального и корпоративного управления Рязанского радиотехнического университета, доктором экономических наук Сергеем Перфильевым.

«Обучение теперь будет идти всю жизнь».  

– Сейчас появилось новшество в законодательстве – обязательные профстандарты. Из-за этого меняются программы, из-за этого идет профессиональная переподготовка. Как вы считаете, нужны ли они для современной России? Учитывая тот факт, что современное образование становится иногда просто формальной «галочкой»… Формальные дипломы иногда получают. Это, конечно, не везде, но иногда бывает.

– Отвечу так на ваш вопрос: скорее да, чем нет. Профстандарты всё-таки направлены на то, что в определенной профессиональной сфере работают с профессиональным образованием. Работаешь в преподавании? Должен быть базовый профессиональный стандарт, определенный педагогический опыт!

С другой стороны, конечно, мы всю жизнь под шаблоны не построим. Ведь случается часто, что человек учится одному, а потом признает, что призвание его совсем в другом. Поэтому необходима профессиональная переподготовка.

Мы же выбор свой осуществляем в 17 лет… А в 17 лет крайне тяжело определить, чем человек будет заниматься в жизни. Те, кому это удается, можно вполне назвать счастливыми людьми.

– Как вы считаете, не приведет ли эта ситуация с профстандартами к большей зарегламентированности, зарегулированности рабочего процесса.

– Дьявол кроется в деталях. Любое благое дело можно так зарегламентировать, что с ума сойдешь от него. Понимаете… Понятие «бюрократия» родилось из благих пожеланий. Нам же нравится, когда мы вызываем скорую, и знаем, что она должна приехать в определенное время. Это нравится. А вот не нравится, когда говорят: заходите завтра, принесите справку. И где граница между правилами, которые разумные, и правилами, которые становятся самодовлеющими? Есть понимание, что когда административный регламент переходит в бюрократизм по-нашему, то тогда обычно бывает плохо.

Поэтому не надо смотреть, хорошо или плохо написаны профстандарты. Надо смотреть на то, как они будут применяться на практике.

– Сейчас в рамках работы кафедры будет осуществляться переподготовка. Скажите, на какие аспекты надо сделать особый акцент, уделить большее внимание.

– Профсодержание такой переподготовки направлено в первую очередь на получение нового знания или совершенствование уже полученного знания. Но мне импонирует западный опыт. Там тоже есть программы повышения квалификации. И они идут под лозунгами «Обучение проходит всю жизнь»…

Что касается запада, кстати. Их программа профессионального образования включает не только контент сугубо-профессионального, но и контент обще-мировоззренических позиций, философских, то есть те программы, которые направлены на повышение общего интеллекта, умения находить аналогии, умение мыслить. Назовем все это общепрофессиональным знанием. Наши бы программы хорошо дополнить именно таким содержанием.

Но ведь мы же работаем от заказчика. Задание дают заказчики.

– Но попытки изменения программ предпринимаются?

– Кем? Кто должен предпринимать эту попытку?

– Но если зарубежный опыт настолько позитивен…

– Он позитивен с позиции Перфильева. И если бы у других был бы такой же взгляд, то этот опыт был бы здесь уже. Пока это не так.

Я работаю в образовании и вижу, что обучить человека профессиональной деятельности, находясь в вузе, окончательно невозможно. И с теми заказчиками, с которыми я разговаривал… Я у них спрашиваю: чего вы хотите? Они отвечают: Мы хотим вот такого. И еще они хотят, чтобы человек был обучаем, готовым воспринимать новые компетенции. И был бы ответственным…

И я больше перестал задавать вопросы.

Поэтому мое мнение… Я бы дополнял курсы зарубежным опытом. И мы пытаемся, кстати, делать это очень мягко. Например, когда открывается курс, я обязательно дополняю, рассказываю обязательно о том, как работают в зарубежных странах.

«Мы организовали программы повышения квалификации одними из первых в Рязанской области».

– Теперь поговорим про переподготовку и программы повышения квалификации, реализуемые на базе Рязанского радиотехнического университета. На базе вашего вуза действует, например, три крупные программы – «Современные технологии организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Управление персоналом», «Управление государственными и муниципальными закупками».

– Сначала я поясню, чем отличается программа переподготовки от программы повышения квалификации. Это все называется программы дополнительного образования.

Программа повышения квалификации означает, что вам дают (совершенствуют) те знания, которые у вас уже были. В рамках программы повышения квалификации обычно выступают контролирующие органы… Они рассказывают, как они работают. Выступает, например, прокуратура… Говорят, что взятки нельзя брать… И все это относится к категории «совершенствование»… И на выходе вам выдается удостоверение.

А переподготовка направлена на формирование новых знаний. И после переподготовки выдается диплом. И требования по часам, кстати, для программ переподготовки совсем другое. Для переподготовки установлен минимум 250 часов. А для программы повышения квалификации – не менее 16 часов.

Что касается конкретных названий. «Управление персоналом» – это программа переподготовки, закупки – это программа повышения квалификации.

Давайте начнем рассказ с программ повышения квалификации. Наш вуз начал вести программу повышения квалификации достаточно давно, когда в структуре регионального правительства только образовывались первые отделы, касающиеся этой работы. Мы начинали в то время, когда закона, регламентирующего закупки, еще не было…

Время начала работы по программам повышения квалификации относится ко времени [Бориса Николаевича] Ельцина и Георгия Ивановича Шпака.

За это время мы неплохо наладили нашу работу. Наши лекторы имеют десятилетний стаж работы в этой сфере.

У нас налажены отношения со всеми контролирующими органами. На наших курсах постоянно присутствуют руководство ФАС, Федерального казначейства по Рязанской области, Главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области. На этих курсах еще и прокуратура постоянно выступает… А слушатели курсов могут задать любой вопрос любому из гостей.

Кстати, все мероприятия по повышению квалификации и профподготовки проводятся на базе нашего замечательного бизнес-инкубатора. Я был в западных университетах. Поверьте, что в нашем инкубаторе уровень материально-технической базы не хуже.

Теперь поговорим про программу «Управление персоналом». В рамках этой программы мы ведем подготовку по трем направлениям: государственное и муниципальном управление, менеджмент и «Управление персоналом». Если по первым двум направлениям у нас уже есть возможности обучения по программам бакалавриата и магистратуры, то по третьему – у нас есть пока только бакалавриат.

И сейчас, наблюдая за ситуацией, могу сказать, что в последнее время программа «Управление персоналом» становится очень востребованной. Мы регулярно набираем группы.

Интересно, кстати, отметить те вопросы, которые входят в программу обучения по этой программе. Кто-то из заказчиков говорит, что хочет узнать больше психологию общения. Кто-то говорит: мы хотим знать рекрутинг. Кто-то нацелен больше на охрану труда. Мы это все приветствуем, подстраиваясь под заказчика. И мы всегда готовы принять пожелания заказчика и включить вопросы, заданные заказчиком, в программу.

Максим Смоляров

При участии: Ирина Краснова



НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Загрузка...

Популярные новости

Вверх