Акценты Общество 8 июля 2018 10:56 | Просмотров:

Пётр, Феврония и другие

В 2000-летней истории Христианства можно найти довольно много достойных супружеских пар, с которых сегодня можно брать пример. В пределах одной статьи рассказать обо всех невозможно, но несколько ярких примеров достойных семей мы сегодня приведём.

8 июля – День семьи, любви и верности. Этот праздник ежегодно отмечается в день памяти святых Петра и Февронии Муромских. История благоверных князей известна многим со школьной скамьи. В преддверии праздника о ней вспоминают всё чаще. А вот о том, что Пётр и Феврония – не единственная православная пара, с которой можно брать пример, знают далеко не все. Хотя в 2000-летней истории Христианства можно найти довольно много достойных супружеских пар, в которых и муж, и жена, и даже их дети были канонизированы.

Это и Захарий и Елисавета – родители Иоанна Крестителя, и Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы; Григорий-старший и Нонна – родители святителя Григория Богослова, и Кирилл и Мария Радонежские, родители Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, Димитрий Донской и Евдокия Московская, Михаил Тверской и Анна Кашинская, Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская, Глеб и Агафия Владимирские, и, конечно, семья последнего российского императора Николая II.

В пределах одной статьи рассказать обо всех невозможно, но несколько ярких примеров достойных семей мы сегодня приведём. И начнём с героев Дня семьи, любви и верности и покровителей супружества – с Петра и Февронии Муромских, живших на рубеже XII‑XIII веков.

Их история является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни. Пётр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Незадолго до вступления на престол Пётр заболел проказой и во сне увидел, что ему может помочь крестьянка Феврония из деревни Ласково. Наша землячка не только обладала даром исцеления, но была мудра и красива. Князь пообещал жениться на Февронии. Однако выздоровев, слово своё не сдержал. Болезнь вернулась, Феврония снова помогла князю, и они поженились.

Супруги жили в мире и согласии, а вот боярам княгиня из крестьян была не по душе. Они требовали, чтобы Пётр оставил жену. Князь же предпочёл добровольно отказаться от власти и удалиться вместе с супругой. От неугодной княгини бояре избавились, а власть поделить не смогли, началась смута. Тогда было решено попросить князя вернуться. С тех пор Пётр и Феврония жили и правили долго и счастливо, дожив до глубокой старости.

В преклонном возрасте они приняли постриг и жили в разных монастырях, завещав похоронить себя в одном гробу. Но их воля не была выполнена: Петра и Февронию, умерших в один день, похоронили в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разлучали, и дважды они оказывались рядом. Так и похоронили Петра и Февронию вместе в городе Муроме около церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Примерно через 300 лет супругов канонизировали, а с 2008 года день их памяти стал всероссийским праздником.

Ещё один пример благочестивой пары из русской истории – великий князь Ярослав Мудрый и его супруга Ирина. Начало правления Ярослава Мудрого связано с борьбой за киевский престол. Став в 1035 году «самовластцем» на Руси, Ярослав много занимался просветительской деятельностью. При нём были возведены Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм Святой Софии, основаны монастыри святых Георгия и Ирины, написана первая русская летопись и первый законодательный акт «Русская правда».

Его супруга Ингигерда, в крещении – Ирина, была невероятно образованна для своего времени. Она изучала Священное писание, литературу, историю, много путешествовала и даже неплохо владела оружием. Став супругой великого князя Киевского Ярослава Мудрого, Ирина проявила себя как верная помощница и советчица мужа во всех делах. Во время дальних походов князя она нередко оставалась в Киеве и правила вместо него. Однажды брат Ярослава Мстислав Тмутараканский вызвал его на поединок. Но Ирина понимала, что её супруг драться не сможет – известно, что в битвах за престол он был ранен и сильно хромал. Тогда княгиня вышла на бой вместо мужа, прекрасно понимая, что с женщиной Мстислав биться не будет. Рискованный ход оказался верным – Мстислав, поражённый самоотверженностью Ирины, ретировался.

У Ярослава и Ирины родилось 7 сыновей и 3 дочери.  Именно Ирина стала первой княгиней, принявшей монашеский постриг.

Интересна судьба их правнука Михаила, князя Тверского, и его супруги Анны. Дочь ростовского князя Анна воспитывалась в строгости и благочестии, знала грамоту, занималась рукоделием, а слава о её красоте шла по всей Руси. Михаил был хорошо образован, много читал, воспитывался в страхе Божием и ответственности за свой народ. Он очень любил и уважал свою мать, поэтому с радостью женился на той девушке, которую она для него выбрала.

Как сообщают летописи, свадьба была пышной. В честь этого события в Твери даже воздвигли Михайловский храм. Семейная же жизнь Михаила и Анны оказалась полна испытаний. Тверское княжество начали преследовать пожары, во время одного из которых князья чудом спаслись, выпрыгнув в окно. Первая их дочь скончалась в младенчестве. После родились у них четыре сына, образованием которых занималась сама княгиня.

В 1304 году, после смерти великого князя Андрея, Михаилу отошло Владимирское княжество. Но тут же началась жестокая борьба за него с князем Московским. Татары, которых Юрий призывал на помощь, сильно разорили Тверь. Михаил был вынужден уступить, но Юрию этого уже было недостаточно, и он начал совершать набеги на Тверь, пока не получил отпор от Михаила и не был разбит со своим войском. Но и после этого Юрий не успокоился. Он доложил хану, что Михаил отравил его сестру. Разгневанный хан решил послать войска в Тверь. Пришлось Михаилу отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей. И бояре, и сыновья отговаривали князя от этого. Анна же благословила мужа и проводила его до реки Нерли. На месте их прощания возведена часовня.

В Орде князя жестоко пытали: ему, ещё живому, разрезали грудь и вырвали сердце. Только через девять месяцев Анна узнала о судьбе мужа и о том, что тело его в Москве. Выяснилось, что за всё это время тело князя не истлело. Его сразу начали почитать как святого мученика, а в 1549 году канонизировали.

Анна пережила много притеснений и унижений от татар, была вынуждена покинуть княжеские хоромы и поселиться с детьми в городе, а затем бежать из Твери.

В 1329 году Анне пришлось проводить в Орду сына и внука, а затем мужественно встретить и захоронить их останки. В Орде скончался и третий сын Анны Константин. А она приняла монашество в Софийском Тверском монастыре с именем Евфросиния. А в 1364 году последний сын Анны Василий построил для неё Успенский монастырь, где её и похоронили.

Княгине Анне после смерти приписывались многие чудеса, она была причислена к лику святых.

Святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского, также известны своим благочестием. Были они людьми добрыми, глубоко верующими, тому же учили и своих детей.

У Кирилла и Марии было три сына – Стефан, Пётр и Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский. Ещё до рождения второго сына – Варфоломея – супруги знали, что он станет избранником Божьим. Как рассказывается в Житиях Святых, беременная Мария пришла в храм, и во время службы младенец в её чреве запел так, что было слышно на всю церковь. Люди стали искать, где же плачет младенец, а Мария понимала, что он внутри, и очень испугалась. С тех пор она поняла, что её ребёнок будет избранным.

Когда Ростовские земли попали под влияние московских князей, ростовчане вынуждены были отдавать москвичам все свои доходы, а сами при этом оставались в нищете и голоде. Этой участи не избежали и Мария с Кириллом. Они лишились всего, что имели и были вынуждены покинуть город. Остановились они в Радонеже. Их сыновья Стефан и Пётр приехали с ними, Варфоломей же решил уйти в монастырь. Но родители просили не делать этого хотя бы до их смерти.

В конце жизни Мария и Кирилл и сами решили уйти в Покровский монастырь, где вскоре и умерли. В Летописи Хотьковского Покровского монастыря говорится, что молитвы к родителям Сергия Радонежского спасают людей от тяжёлых болезней. Этих святых уже в XIX веке почитали по всей России.  

И в ХХ веке можно найти немало примеров семейных пар, причисленных к лику святых. Сведений об этих людях не так много, потому что большинство из них пострадали за веру в годы революции, а значит, не могли считаться героями своего времени.

Самая известная семья, канонизированная в ХХ веке, – это семья последнего императора России Николая II. Многие православные верующие почитают государя как великого святого страстотерпца. Подвиг его заключается в том, что он отрёкся от престола не потому, что испугался и решил отдать Россию, а потому что понял, что прольётся ещё больше крови, если он постарается сохранить за собой власть. Николай II проявил себя больше как христианин, чем политик. Но ведь и почитание святых состоит не только в том, чтобы просить их о чём-то, но и в том, чтобы хотя бы немного им подражать.

Примером является и то воспитание, которое получили царские дети. Они знали несколько языков, историю, географию. Дочери императора работали бы в госпиталях сёстрами милосердия, занимались рукоделием, благотворительностью. Курсы сестёр милосердия закончила и императрица Александра Фёдоровна.

Государь при своей колоссальной занятости оставался прекрасным отцом и семьянином, а ведь сегодня родители не всегда находят время и желание поужинать вместе с детьми за одним столом и пообщаться.

Интересна и история отношений императора и императрицы. Любовь к Александре Федоровне, а тогда еще принцессе гессенской Алисе, была первой любовью Николая II. Чувство это родилось в нём в 16 лет, а его будущей жене тогда было 12. Через пять лет они поженились и не расставались до самой смерти. Супруги жили в любви и согласии, чему сохранилось множество подтверждений. Известно даже, что они отмечали не только день своей свадьбы, но и день помолвки. Они занимались благотворительностью, писали друг другу трогательные письма, дарили подарки и даже ходили в байдарочные походы.

И в трудные дни перед расстрелом супруги оставались вместе, поддерживали друг друга до последней минуты, вместе они и приняли смерть. В 2000 году император Николай II с супругой и детьми были канонизированы.

А о святых Тихоне и Хионии, живших в начале 20 века, известно немного.

Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 года в селе Больше-Попово Воронежской губернии в семье священника Иоанна Архангельского. Родители умерли рано, и Тихона от дали учиться в Духовную семинарию. Женился он на дочери священника Хионии. У супругов родилось восемнадцать детей. Позже Тихон стал священником, получил приход в селе Троекурово. Здесь и жила его семья, занималась сельским хозяйством, соблюдала посты и почитала церковные праздники. Родители читали детям закон Божий, а позже – во время работы в огороде или за рукоделием – дети пересказывали родителям услышанное.

В 1928 году советская власть закрыла храм в селе Троекурово, а Тихона с семьёй хотели раскулачить и отобрать всё имущество. Но кто-то из сельчан успел его предупредить, и семья уехала в Лебедянь. Через год и здесь храм закрыли. Семья снова была вынуждена переезжать.

В печально известном 1937 году Тихона обвинили в контрреволюционной деятельности и арестовали. Протоиерей Тихон Архангельский был расстрелян 17 октября 1937 года и похоронен в общей могиле.

Его супруга Хиония Ивановна долгое время не могла ничего узнать о судьбе мужа. Но несмотря на все угрозы, продолжала добиваться правды, пока не арестовали и её саму. Хионию Ивановну приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Заключение она отбывала в городе Шацке Рязанской области. В конце 1944 года её, уже неизлечимо больную, освободили. Похоронили ее на местном кладбище 22 декабря 1945 года.

Ещё одна пара, пострадавшая за веру в годы репрессий – Владимир и Евфросиния Джуринские.

Владимир Филиппович Джуринский родился в 1885 году, служил при Туркестанском архиерейском доме. В 1915 году был взят на военную службу. Вернувшись с фронта, служил в церкви в селе Вознесенском в сане иерея. Супруга его, Евфросиния Адамовна Джуринская, работала учительницей в церковно-приходской школе. В 1920 году супругов расстреляли и похоронили в общей могиле. Прославлены супруги Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Ещё более удивительна история супругов Василия и Ольги Муравьевых. В начале XX века они были одними из самых богатых людей в России. Много занимались благотворительностью, жертвовали большие суммы монастырям и храмам, кормили и одевали бедных, содержали богадельни. У супругов родилось двое детей. Но после смерти дочери они стали готовиться к монашеству. И после 30 лет счастливого брака исполнили свою давнюю мечту – стали монахами, правда, в разных обителях. Но когда Серафим заболел, настоятель вызвал его супругу, чтобы та ухаживала за ним. Матушка была с мужем до последних дней, но у мерла первой. Современники вспоминают, что в келье старца висела картина с изображением могилы его супруги.

Но и сегодня – в наши дни и даже в нашем городе – есть такие семьи, с которых стоит брать пример, те, для кого семейные ценности и традиции – не пустой звук. Именно о таких парах мы будем рассказывать на страницах нашего проекта. Свои истории нам уже рассказали Урсула Макарова и Валерий РыжковРоман ЗахаровНаталья Барышовасемьи Линник-Кравченко и Борисова-Красовской.  

Если ваша семья и семья ваших знакомых готова рассказать нашим читателям о себе и своих семейных традициях, пишите нам на почту info@7info.ru.

По материалам сайтов www.pravoslavie.ru, kurskonb.ru, www.pravmir.ru

Популярные новости

Вверх