Выбор редакции Общество 26 мая 2018 10:35 | Просмотров:

День рождения известного лётчика и развитие «лунинского» движения. Неделя в истории Рязанской области

РИА «7 новостей» представляет обзор событий, произошедших в разное время в Рязанской области на неделе с 21 по 27 мая. На этот раз уходящие семь дней богаты на дни Рождения людей, не только известных на рязанской земле, но и прославивших её по всей стране.

21 мая 1858 года родился Николай Васильевич Дризен, известный историк театра, драматург и цензор. Его жизнь и творческая деятельность непосредственно связаны с нашим регионом. Так, в 1897 Дризен переехал в Рязань, где некоторое время служил младшим чиновником особых поручений при Рязанском губернаторе, затем делопроизводителем. В 1901 избран членом Рязанской земской управы с исполнением обязанностей председателя управы. Кроме того, он руководил местным пожарным обществом и участвовал в устройстве народных чтений. Пользуясь своим пребыванием в Рязани, он написал монографию о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине.
В Рязани Николай Васильевич Дризен не только строил карьеру чиновника и общественного деятеля, но и режиссировал, а также играл в Театре Рязанского общества народных развлечений с 1898 по 1901 годы. За особую любовь к искусству критик Эдуард Старк назвал Дризена «настоящим фанатиком театров».

22 мая 1915 года в городе Ряжске Рязанской губернии (ныне один из районных центров Рязанской области) родился Николай Александрович Лунин. Выходец из семьи рабочих прожил долгую и интересную жизнь, ознаменованную трудовыми подвигами. Его отец был железнодорожником, и после переезда в Сибирь семья обосновалась на разъезде Кирзинском Омской железной дороги, где Лунин-старший работал дежурным по разъезду и где прошло детство Николая Александровича. В 1932 году Лунин заканчивает школу фабрично-заводского ученичества, созданную на базе локомотивного и вагонного депо.  После обучения он работает кочегаром паровоза, а чуть позже и сам начинает водить поезда. Вскоре Николай Александрович возглавил молодежную паровозную бригаду, получившую в 1936 году новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский). По инициативе бригадира молодые железнодорожники решили по-новому организовать работу: все неполадки в паровозе выявлять в процессе работы как можно раньше и устранять их, как правило, собственными силами, без помощи слесарей, сведя ремонт в депо практически к нулю и затрачивая на него минимум времени. В декабре 1939 года бригада Лунина отремонтировала свой паровоз за 1 час 55 минут, после чего немедленно отправилась в рейс. В то время многие локомотивы простаивали в ремонте по 40-50 часов. В ноябре 1940 года паровоз бригады Николая Александровича Лунина встал на ремонт, сделав пробег 62 700 км, в два раза перекрыв норму и, пройдя вместо полагающихся 15 промывок котла, всего 9. В результате развития «лунинского» движения пробег локомотивов «ФД» между промывками в среднем увеличился на дороге до 6 390 километров.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны Лунин и члены его бригады подали заявления в военкомат с просьбой о немедленной отправке на фронт, на бронепоезд. Однако им было категорически отказано.  С первых недель войны работники железной дороги стали активно применять методы эксплуатации поездов, которые внедрил Николай Александрович Лунин. Повсеместно стали создаваться лунинские паровозные бригады. На 12 железнодорожных магистралях Сибири и Дальнего Востока их количество увеличилось с 1 698 до 2 323. Наиболее широкое внедрение лунинские методы работы получили на Томской магистрали, где трудился сам инициатор движения. Газета «Гудок» от 30 июля 1941 года сообщала, что 75% паровозных бригад дороги работают по-лунински. В декабре 1941 года на 32 действовавших магистралях насчитывалось уже 46 974 лунинца.
В ноябре 1941 года бригада Лунина совершила беспрецедентный рейс в Москву, над которой нависла угроза топливного голода. Эшелон с углем длиной в километр из 100 вагонов весом 5 000 тонн был сформирован в Новосибирске для замерзающей столицы. При этом норма нагрузки на локомотив составляла 2 000 тонны. Топливо в Москву было доставлено в срок и без потерь, хотя уральская железная дорогая имела очень сложный рельеф.
За трудовые подвиги Николай Александрович Лунин был удостоен Сталинской премии. Её он направил на строительство детского дома для детей погибших воинов, создание подводной лодки «Новосибирский комсомолец», а часть денег использовал для покупки угля, который сам отвез в освобожденный Сталинград.

22 мая 1918 года в деревне Даньково Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Московская область) родился Николай Родионович Громыхалин. В годы войны сражался в составе 238-го отдельного инженерно-сапёрного батальона, входившего в состав 70-й армии 2-го Белорусского фронта.  Особо отличился в боях при форсировании реки Одер. В апреле 1945 года взвод автоматчиков, в который входило и отделение сержанта Громыхалина, по приказу командования ночью переправился через Одер и захватил плацдарм в районе города Гарц. Во время высадки Громыхалин получил ранение, но продолжал оставаться на передовой. Три дня несколько наших воинов удерживала плацдарм.
20 апреля 1945года сержант Громыхалин первым в своём подразделении, несмотря на массированный вражеский огонь, переправил через Одер на лодке десант из 11 человек на западный берег. Во время высадки десанта он получил ранение, но, тем не менее, вновь отправился в рейс, доставив вторую группу десантников. Во время второго рейса он получил смертельное ранение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденами Ленина, Славы III степени, Красной Звезды.
Николай Родионович Громыхалин похоронен на военном кладбище города Грайфенхаген (Германия). В Егорьевске на аллее героев установлена стела с его портретом.

25 мая 1921 года в селе Студёнки (Александро-Невский район) родился Фёдор Акимович Шебанов, известный лётчик и Герой Совестского Союза. В Великую Отечественную войну служил радиотелеграфистом в батальоне аэродромного обеспечения Средне-Азиатского военного округа, позднее  зачислен в Одесскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил к 1944 году  в звании младшего лейтенанта. С 29 января по 9 мая 1945 года воевал в составе 730-го истребительного авиационного полка. На истребителе осуществлял боевое дежурство и патрулирование над прибалтийскими портами. За годы войны пробыл в воздухе 129 часов.
После Дня Победы Шебанов продолжил службу, принимал участие в вооружённом конфликте между Северной Кореей и Южной Кореей. Входил в состав участников «правительственной командировки» под руководством легендарного лётчика Кожедуба. Основной боевой задачей авиадивизии и ее полков было прикрытие от ударов с воздуха железнодорожного моста и гидроэлектростанции на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю. В боях Фёдор Акимович Шебанов сбил американский самолет F-86. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество старшему летчику истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Шебанову присвоено звание Героя Советского Союза. Но награду Федор Акимович получить не успел. 26 октября 1951 года в составе группы из 10 самолетов Шебанов участвовал в воздушном бою с 30 истребителями противника над территорией Северной Кореи в районе Дзиосири. Он был атакован тремя самолетами Ф-80. Самолет Шебанова был подбит и упал в 35 км юго-западнее Пхеньяна. Федор Акимович похоронен 4 ноября 1951 года на Русском воинском кладбище города Люйшунь (бывший Порт-Артур, Китай).

Публикация подготовлена по материалам:

https://kraeved.rounb.ru
hhtps://sites.google.com/site/samoeprekrasnoemestonazemle/u-istokov-bolsoj-reki
https://velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru

Фото: https://velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru/

Загрузка...
Новости, популярные в соцсетях
Больше новостей

Популярные новости

Вверх