Акценты Экономика 12 апреля 2018 16:01 | Просмотров:

В точке напряжения: торговые сети и малый бизнес

10 апреля в конференц-зале отеля «Амакс» состоялся круглый стол «Региональные сети, производители и федеральный ритейл: проблемы и форматы взаимодействия». Организаторами мероприятия выступили Центр социального проектирования «Платформа» в партнёрстве с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). Участие в обсуждении приняли представители органов государственной власти, общественных организаций, федеральных торговых сетей, местных производителей и продавцов.

На мероприятии были представлены результаты социологического исследования на соответствующую тему, проведённого «Платформой» в Рязани в 2018 году. Исследование включает опрос жителей города (1000 респондентов), а также федеральных и региональных экспертов, представителей органов государственной власти, производителей, поставщиков, розничной торговли.

Задачей мероприятия были заявлены анализ  ключевых «точек напряжения», возникающих между всеми участниками торговой сферы в регионе, выработка вариантов гармонизации отношений, оценка ключевых  вызовов будущего в ритейле, связанных с изменением технологий и потребительского поведения.  Организаторы в самом начале дискуссии сообщили о том, что представят объединённые результаты исследования и публичной дискуссии профильным государственным структурам РФ.

Ритейл в типичном городе

Генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов, представивший результаты исследования, отметил, что основной целью работы было изучение ситуаций, которые приводят к конфликтам между бизнес-игроками и властью. Рязань – второй город после Тюмени, где такое исследование было проведено. Как сообщил Фирсов, результаты исследований в этих двух очень непохожих и далёких друг от друга городах оказались почти одинаковыми, что свидетельствует о гомогенизации разных регионов в сфере торговли.

Кроме того, наш город занимает  7-е место в стране по объёму торговых площадей на 1000человек (450 кв.м), опережая Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москву (данные 2016 года).Опрос выявил, что рязанский покупатель ищет удобные для себя магазины, скидки, приложения. Ценовой фактор для него важен, но уже не является главным, потребление стало формой социальной активности и личной свободы. Более 40% рязанцев сегодня не готовы экономить на продуктах.

Согласно выводам социологов, в России сегодня сформирован класс консьюмеристов, который очень ценит комфорт потребления даже при сокращении доходов. Это социальная база крупных сетей, широко представленных в Рязанской области и жёстко конкурирующих между собой.

Рязанцы ставят сетевые магазины на первое место (87%), на втором по популярности находятся постоянно действующие рынки (24%), на третьем – магазины у дома (23%), которые не относятся к сетевым магазинам, и четвёртое место занимают рынки выходного дня (10%). Лишь 5% опрошенных отовариваются у фермеров, в магазинах, торгующих фермерской продукцией.

Таким образом, федеральные торговые сети служат серьёзным вызовом для местного бизнеса, но положительно воспринимаются населением (69% населения положительно оценивают развитие федеральных сетевых магазинов). Рязанцы ценят в таких магазинах разнообразный ассортимент на разный кошелёк (82%), возможность познакомиться с новыми марками товаров (74%), низкие цены (68%), комфорт (66%), сервис (37%).

По мнению эксперта, приведённому в исследовании, «федеральные сети дисциплинируют наши местные сети. Они вынуждены подстраиваться под стандарты, иначе закроются. Поэтому развивается и наш местный ритейл. Немножко отличается принцип их работы, но это конкуренция, а конкуренция – это не всегда плохо».

У местных магазинов есть свои преимущества, на которые они могут опираться в новой реальности – это сервис, знание своего покупателя. Магазины шаговой доступности теснее всего контактируют с определённым кругом покупателей. Это даёт возможность изучать спрос покупателя и выбирать тех поставщиков, которых выбирает покупатель.

Достаточно непросто складывается ситуация для местных производителей, однако у них есть конкурентное преимущество, выявленное исследованием: высокая лояльность населения местной продукции. Значительная часть опрошенных (до 61%) хотят покупать продукцию местных производителей. Местное ценят из желания поддержать рязанских производителей (32%) и за высокое качество продуктов (30%). Наибольшим доверием у потребителей пользуется продукция «АМКА», Старожиловского молочного комбината, «Эковакино», «Жито», «Окской птицефабрики».

Для решения существующих проблем в региональном ритейле есть несколько путей, намеченных экспертами. Небольшие магазины могут направить свои усилия на поиск нишевых особенностей, перепрофилирование (фермерская продукция, кулинария), покупку франшизы или сдачу площадей в аренду «федералам», крафтовые решения, модель «магазин в магазине», интернет-торговлю, переформатирование модели «магазин у дома». Им могут помочь региональные программы по снижению нагрузки на бизнес, собственные формы самоорганизации, кооперация, закупочные союзы. Возможностью является предоставление внутри магазинов площадей, на которых фермеры могут торговать своей продукцией, развитие направлений торговли экопродуктами, открытие отделов кулинарии, готового питания.

В исследовании отмечено, что крупные сети оказываются проблемой первого уровня, которую легко выносить в публичную плоскость. Между тем, есть ряд внутренних проблем малого бизнеса, требующий внимания органов государственной власти.  Это введение ЕГАИС (раздражитель №1), автоматизированных информационных систем «Меркурий», электронных кассовых аппаратов, трудности с кредитованием в малых объёмах (неинтересны банкам, невыгодные кредитные условия), покупки у посредников (крупным производителям интересно работать с крупными сетями).

Решение проблем местных производителей эксперты видят в развитии собственных каналов сбыта, специальных программ между крупным ритейлом и производителями при участии региональной власти по расширению присутствия на прилавках, развитии несетевых форматов, прямом взаимодействии производителя с покупателем (фрешмаркеты, экомаркеты, ярмарки выходного дня).

Конкуренция – стимул к поиску

– Диагноз поставлен правильно, – отозвалась о результатах исследования «Платформы» заместитель министра промышленности и экономического развития Рязанской области Нина Соломонова. – Исследование показывает, что население рублём голосует за сети и на них ориентируется, но при этом ценит местного производителя. Результаты опроса также демонстрируют нам, что мы плохо работаем с местными брендами. Теперь необходим диалог между участниками рынка, часть которых настроена пессимистично.

Нина Соломонова также отметила, что хоть конкуренция сама по себе и является стимулом к поиску и развитию, без государственного регулирования некоторых процессов не обойтись. Регулирование, по её мнению, не должно касаться цен или времени работы сетевых магазинов, однако существующий закон – о доле сетевых магазинов не более 25% – должен соблюдаться для защиты малого бизнеса в торговле. Особое внимание, по мнению замминистра, необходимо уделять продержке местных производителей молочной, мясной продукции, хлебозаводам, продукция которых пользуется спросом у рязанцев.

Другие участники дискуссии  отметили и трудности долевого регулирования: строительство одного крупного магазина меняет весь баланс местной торговли. В качестве одного из предложений была высказана идея при расчёте доли не учитывать торговлю местной продукцией, что будет мотивировать крупные сети к её реализации. То есть определять доли сетей в конкретном населённом пункте по принципу: не более 25%, но без учёта региональной продукции.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Рязанской области Егор Бурцев  также изложил свои идеи по поддержке местных производителей и продавцов. В их числе развитие сельхоз кооперации, которая даст производителям возможность заимствований, повышения качества продукции и совместного поиска рынков сбыта. Бурцев считает, что федеральные сети, работающие в регионе, стоит привлекать к реализации социальных проектов, в частности, к обслуживанию населения отдалённых районов области, где нет магазинов. Ещё одна мера – установление разной стоимости лицензии на продажу алкоголя для крупных и мелких продавцов, а также дифференцированных пошлин на регистрацию договоров на недвижимость – сейчас все платят одинаково несмотря на разные возможности. Кроме того, рязанский бизнес-омбудсмен является сторонником выноса крупных сетевых магазинов за пределы города и ограничения времени их работы.

Высказались и представители сетей, в частности, директор кластера «Рязань-Юг» X5 Retail Group Дмитрий Капитанов (сеть «Пятёрочка») попросил обратить внимание, что сетевые магазины потому и привлекают покупателей, улучшают качество их жизни, предлагая высокое качество обслуживания и низкие цены даже в отдалённых районах, где преобладает население с низкой покупательской способностью. Участники дискуссии подробно обсудили положение крупного ритейла в сельской местности наряду с маленькими магазинами. Ряд   участников предложили разделить зоны отвественности: города за крупным ритейлом, малые территории – за малоформатной торговлей.

Дмитрий Капитанов также выразил желание сотрудничать с местными продавцами. Варианты взаимодействия предложил, в частности, представитель Солотчинского рабочего кооператива Александр Литвинов.

Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Х5 Retail Group» Ольга Волкова отметила, что в Санкт-Петербурге запущен и реализуется совместный проект с ассоциацией фермеров по торговле на парковочных площадках «Пятёрочки» – этот опыт можно распространить и на другие регионы.

По мнению экспертов, для продвижения местных производителей необходимо также обеспечить более системное регулирование различных форматов мобильной торговли, включая сельскохозяйственные рынки. Как считают участники круглого стола, регулирование в данной области крайне устарело, данный сектор регрессирует, особенно в сравнении с развитием сетевой торговли.

Управляющая гипермаркетом «Глобус» в Рязани Дина Мелёшкина сказала, что она «верит в рязанских фермеров» и планирует искать возможности появления их продукции в гипермаркете и стимулировать спрос населения на экопродукцию. Такие действия будут отвечать растущему спросу на натуральные продукты.

Подводя итоги, участники встречи отметили, что исследование и дискуссия являются отправной точкой для развития сотрудничества с учётом выявленных болевых точек, подчеркнули ценность активизации диалога между всеми заинтересованными сторонами. Развитие взаимодействия между игроками на рынке призваны обеспечивать власти, заинтересованные как в конкуренции, так и в поддержке региональных производителей и брендов.



ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Загрузка...

Популярные новости

Вверх