На главную Главные новости В Рязани завершились международные режиссёрские мастерские «Военные ветры»

В Рязани завершились международные режиссёрские мастерские «Военные ветры»

В субботу, 27 апреля, в Рязани завершились вторые международные творческие режиссёрские мастерские «Военные ветры». Четыре режиссёра представили в Театре на Соборной эскизы спектаклей по пьесам, написанным в советский период. Название возникло не случайно – все четыре пьесы посвящены Великой Отечественной войне. Также называется и проект Театра на Соборной, посвящённый Дню Победы.
Первым зрители увидели эскиз постановки Томаса Лещински «Немцы». Главный герой – известный учёный – пытается отгородиться от войны и убедить себя в том, что его интересует только наука. Но его сын служит в СС, а дочь прячет беглого заключённого. На примере одной семьи становится понятно, что и в Германии война коснулась каждого. Недаром первоначальное название пьесы – «Немцы – тоже люди».
Стоит отметить и необычное сценическое решение: герои спектакля то появляются в зале, то на балконе, то в ложе, то на большом проекторе, расположенном на сцене. Тем самым актёры и режиссёр чётко дают понять, кто из героев противостоит другим, кто един в своих взглядах с семьёй, а кто – человек совершенного другого мира.

Вторым отрывком стал эскиз Филиппа Гуревича. На малой сцене он представил спектакль по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Актёры Дмитрий Мазепа, Светлана Медведева и Константин Ретинский необычайно искренне, пронзительно и тонко рассказали историю уничтоженного войной детства, внезапного взросления, первой любви и сложных решений, которые пришлось принимать героям в их юном возрасте. В ходе обсуждения, которое состоялось после просмотра всех эскизов, критики отметили, что спектакль «Мой бедный Марат» часто ставится в театрах по всей стране, но редко где можно встретить такое внешнее соответствие актёров и героев. А молодым артистам Театра на Соборной зритель верит безоговорочно.
Сцены из спектакля перемежались отрывками из дневников Тани Савичевой и Юры Рябинкина. Они помогают воссоздать атмосферу блокадного Ленинграда, позволяют лучше прочувствовать состояние человека, измождённого голодом, холодом и близостью смерти, а также объясняют неподготовленному зрителю, что история Марика, Лики и Леонидика – не уникальна: во время войны за один день можно было и найти новых друзей, и потерять всю семью, и лишиться крыши над головой, и прибиться к совершенно незнакомым людям.

Третий эскиз, представленный в рамках режиссёрских мастерских, – «Молодая гвардия». Это, наверное, самый рискованный материал из показанных в этот день. До сих пор не утихают споры о том, что правда, а что вымысел в произведении Фадеева. А представители старшего поколения очень болезненно воспринимают любое новое прочтение истории молодогвардейцев, с которых в детстве и юности они брали пример. Режиссёр Михаил Егоров признался, что предпочёл работать с текстом, а не с мифом. И работу эту смело можно назвать блестящей. В процессе обсуждения многие признавались, что даже не помнят в известном со школьной скамьи романе Фадеева таких красивых, живых, не окрашенных идеологией текстов. Режиссёр взял совершенно не избитые отрывки и рассказал не о линии партии, а о маленьком человеке на войне. Истории пожилого извозчика, тихой девочки Вали, симпатичной молодой женщины, планирующей изменить причёску, чтобы не привлекать внимание немцев, заставили многих по-новому взглянуть на историю о юных героях-молодогвардейцах.

Завершился показ эскизов работой Екатерины Петровой «Русская увертюра» (Х.Мюллер). Отрывок получился сложным по форме и содержанию. Режиссёр и актёры в этой постановке визуализировали страх.
Сложный текст Мюллера в переводе Бека, многочисленные метафоры, символы, эффектное, наполненное множеством смыслов использование воды и грязи – всё это напомнило зрителям, что война ужасна и отвратительна. Как противоестественно видеть на сцене театра грязь, пыль, лужи, перепачканных артистов, также противоестественна сама война.
Зрители и критики не выработали однозначного мнения об этой постановке, но признались, что именно страх держал их в напряжении все полчаса, что длился эскиз.

После показа эскизов состоялось их обсуждение. Участие в нём приняли театральные критики Армине Оганесян и Павел Руднев, актёры, режиссёры, журналисты и школьники. Обсуждение длилось более двух часов, но художественный руководитель театра на Соборной Марина Есенина отметила, что даже после него выбрать спектакль для постановки очень и очень непросто. Все представленные работы она назвала очень сильными и выразила надежду, что удастся поработать со всеми режиссёрами.
Председатель регионального отделения союза театральных деятелей России Константин Кириллов поблагодарил актёров и режиссёров за проделанную работу, а театральные мастерские назвал инъекцией адреналина.
– Я убеждён, что только эмоциональный отклик в душе зрителя поможет нам сесть в последний вагон и не позволить сегодняшнему поколению молодых понимать войну по блокбастерам.

Загрузка...