Акценты Культура 3 октября 2018 11:48 | Просмотров:

Авторы фильма «Сергей Есенин. Последняя поэма»: Мы не прятались за спинами есениноведов, мы хотели сказать своё слово

На прошлой неделе в кинотеатре «Люксор» в ТЦ «Круиз» состоялась презентация нового фильма проекта «Острова» телеканала «Культура» «Сергей Есенин. Последняя поэма». Авторы киноленты Ирина Изволова и Виталий Трояновский вполне справедливо решили впервые представить её широкой публике именно на Рязанской земле: именно здесь появился на свет поэт и именно здесь родилась идея их фильма. По воле судьбы его премьерный показ прошёл в разгар «есенинских дней» – в преддверии 123-летия Есенина. И вот, в день рождения поэта и накануне официальной премьеры фильма РИА «7 новостей» публикует фрагмент презентации киноленты, в которой авторы рассказали, какой образ поэта лежит в её основе, как шла работа над ней, и как в её реализации помогал сам Достоевский. С авторами фильма беседовал журналист Дмитрий Соколов  (газета «Рязанские ведомости»).

О чём фильм «Сергей Есенин. Последняя поэма»?

Виталий Трояновский: Имя Есенина в связи с трагическим финалом его жизни преследует некое осуждение. Создавая фильм, мы подумали, что поэт заслуживает оправдания во всех смыслах. Он, как христианин, верил искренне и глубоко. И, конечно, он не мог не осознавать, что самоубийство – это непростительный грех. Скорее, психологическое его состояние было таким, что он позволил себе уйти из жизни. Раньше вовсе не считалось болезнью то, что сейчас называют депрессией. Сейчас врачи признают это состояние серьёзной болезнью, которая требует и серьёзного отношения к себе. Но фильм наш вовсе не об этом. Фильм наш о поэте, который принял на себя слишком много. Среди этого и тяжёлая жизнь страны, в которой разрушалось всё: рушилась жизнь, рушились традиции. А Есенин при этом должен был выстоять, и он выстоял. Когда думаешь, сколько катастроф пережила Россия, возникает вопрос: почему она ещё жива? Ответ есть: она выжила благодаря таким людям, как Есенин.

Ирина Изволова: Сам Есенин говорил в своём стихотворении: «Если черти в душе гнездились, значит, ангелы жили в ней?» Так вот это кино и об ангелах, и о чертях. В жизни одно без другого не может существовать. Народ Сергея Есенина полюбил за то, что предчувствовал в его словам некое страдание. Помните, как было в Братьях Карамазовых, когда они пришли к старцу Зосиме, чтобы тот помирил Митеньку с отцом?  Зосима встаёт на колени перед Митей. А почему? Потому что он предчувствует страдание, которое Митенька переживёт. И вот народ услышал это щемящее страдание и в Есенине, страдание, которое ему выпало в жизни, страдание, которое он смиренно принял. А принял он не только своё страдание, но и страдание всей крестьянской России. И Есенин очень важен сейчас, потому что и сейчас мы живём в переломную эпоху – эпоху страдания.

В. Т.: Сейчас в стране много потрясающих учёных, исследующих жизнь и творчество Есенина, но мы решили не прятаться за спины есениноведов. Мы решили сказать что-то собственными словами. И вся наша работа проделана для того, чтобы из всех маленьких кусочков, которые составляют знания о Есенине, люди рано или поздно сложили картинку и поняли, кто такой на самом деле Сергей Есенин.

И. И.: Эмоциональная сторона жизни поэта не стала для нас главенствующей в фильме. Скорее, главенствует в нём поэзия. Фильм весь соткан из стихов, а всё остальное – частичное существование. Когда мы начинаем рассматривать Есенина в аспекте политики или быта, мы видим лишь маленькую частичку его жизни. А в поэзии он весь, весь в своей полноте. 

В.Т.: Наш фильм – это не лирическая зарисовка. В нём есть очень большая информационная составляющая. Однако это не только его документальное высказывание о Есенине, это и наше высказывание о нём.

В чём смысл названия фильма?

И. И.: Фильм назван «Последней поэмой» не только из-за того, что особый акцент в нём мы сделали на «Чёрном человеке». Последняя поэма – это ещё и момент прощания. Мы взяли за основу финальные три года жизни поэта. Они особо обнажили уникальность его личности. Именно тогда Есенин доказал, что способен чужое страдание пережить, как собственное.

В.Т.: Кто-то считает, что поэма чёрный человек символизирует распад личности поэта, но мы глубоко убеждены, что это не так. «Черный человек» во многом вершина его поэтического характера. А последние стихи Есенина – наивысшее проявление искусства. Говорить о распаде трудно, не видим мы в его финальных работах графоманства, безумства. Это по-настоящему великое наследие.

Какую роль в фильме играет Рязань?

В.Т.: В Рязань меня привёл фильм об Андрее Тарковском. 4 апреля 2017 года ему исполнилось 85 лет, и я приехал в Рязань и привёз сюда фильм о нём. Тогда я и познакомился с известными рязанскими есениноведами. Мы поговорили, и я почувствовал, какой огромный есенинский мир существует, и сразу понял: вот это вот настоящее, истинное, искреннее, над этим нужно работать. Потом я рассказал о поездке в Рязань Ирине, и она сразу же начала писать сценарий фильма. То есть решение начать работать над фильмом о Есенине пришло мгновенно, а Рязань сыграла в этом главную роль.

И.И: Работая над фильмом, мы ездили в Константиново, много снимали там. Это изумительное место, изумительный заповедник, изумительные люди. Всё, что было там, потрясло нас. Причём когда мы были на родине поэта, был страшный холод. Как будто бы сам Есенин послал его нам, чтобы мы по-настоящему ощутили трагедию жизни его последних дней. Но, несмотря на это было тепло по-человечески. Не случайно в Рязани зародился этот фильм, и именно здесь проходит его премьера.

Создан ли художственный образ Есенина в российском кино?

В.Т.: Документальный образ Есенина мы уже хорошо можем себе представить, а вот с художественным дела обстоят сложно. Было много фильмов художественных, но обстоятельства вокруг людей, которые работают над ними, складываются трагически. Поэтому в основном до нас дошли фильмы про расследование гибели Есенина, а именно о поэте кинолент почти не было. Потому что над ними трудно работать. Но у нас был хороший констультант – Ф. М. Достоевский. Он сам пришёл на помощь. В то время, как началась работа над фильмом, я читал «Братьев Карамазовых».

И.И.: Я тоже в тот момент читала их. Мы взялись за эту книгу синхронно, не сговариваясь. Достоевский сам пришёл нам на помощь, и благодаря ему, мы создали этот фильм, мы смогли разглядеть Есенина, разобраться в его жизни. Если бы не «Братья Карамазовы», мы бы потонули в этом океане, в этих страстях, в этой трагедии.

Показ фильма «Сергей Есенин. Последняя поэма» состоится на телеканале «Культура» 4 октября в 20:45.



Загрузка...
Больше новостей

Популярные новости

Вверх