Пятница, 20 июня, 2025
14.1 C
Рязань

Роботы-доставщики в России получат официальный статус участников дорожного движения

Роботы-доставщики станут полноправными участниками дорожного движения. Это предусматривает проект нового экспериментального правового режима (ЭПР), направленный компанией «Яндекс» в Минэкономразвития, пишет «Коммерсант».

Документ закрепляет за роверами право передвижения по тротуарам, велодорожкам, обочинам и даже проезжей части — с определёнными ограничениями. Нововведение направлено на расширение рободоставки сразу в 20 регионах России. Есть ли среди этих регионов Рязань, в статье не указано.

Согласно проекту, максимальная скорость движения робота составит 25 км/ч, по тротуарам — не более 10 км/ч, а при пересечении пешеходного перехода — всего 6 км/ч. Устройства не будут приравнены к транспортным средствам, но для контроля за соблюдением правил каждый ровер получит уникальный номер и QR-код. На борту также появятся фары, светоотражающие элементы, лидары и аварийный фонарь.

Права и обязанности: как изменится взаимодействие с роботами

Роботам разрешат останавливаться на тротуарах и в специально обозначенных местах рядом с велопарковками или конструкциями для самокатов. При этом на перекрёстках устройства должны подчиняться сигналам пешеходных светофоров. Размер ровера не будет превышать 80 см в ширину и 110 см в длину, масса ограничена 120 кг без груза.

В случае технической неисправности компания обязана эвакуировать устройство в течение двух часов. Кроме того, программное обеспечение должно обеспечивать возможность ручной остановки при сбоях. Если произойдет инцидент с участием робота, предусмотрен чёткий порядок оформления ДТП. При подозрении на ущерб здоровью или жизни информация передаётся в экстренные службы, представитель компании прибудет на место в течение двух часов.

Согласно ЭПР, на роботов распространяется обязательное страхование ответственности, аналогичное ОСАГО. При причинении вреда пострадавшая сторона может рассчитывать на компенсацию до 500 тыс. рублей. В случае серьёзных последствий — тяжёлого вреда здоровью или смерти — действие экспериментального режима приостанавливается.

Ответственность за возможные нарушения ПДД или сбои устройства несёт компания-оператор. В частности, штрафы за нарушения будут назначаться юридическому лицу, а не пользователю или разработчику софта. Это позволит быстрее адаптировать систему к городским условиям и обеспечить надёжность работы роботов.

География расширения и инфраструктурные барьеры

«Яндекс» планирует расширить зону действия сервиса доставки в такие регионы, как Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Приморский края, Московская и Ростовская области. Выбор субъектов объясняется наличием подходящей городской инфраструктуры: широких тротуаров, устойчивой связи, понятной дорожной разметки.

По данным Минэкономики, в одной только Москве роботы-доставщики совершают около 30 тысяч доставок в месяц. Сейчас парк насчитывает примерно 150–160 устройств, работающих в Москве, Иннополисе и Мурино. К сервису подключено более 580 ресторанов и торговых партнёров.

Мнения экспертов: прогресс или угроза?

В профессиональном сообществе отношение к инициативе неоднозначное. Руководитель «Союза пешеходов» Владимир Соколов считает, что масштабирование проекта преждевременно. По его мнению, необходимо продолжать пилотное тестирование в зонах с минимальной пешеходной нагрузкой, особенно в условиях, когда на тротуарах уже активно передвигаются электросамокаты. «Тротуары в большинстве российских городов слишком узкие, чтобы безопасно совмещать людей и устройства», — отметил эксперт.

В то же время специалист по организации дорожного движения Дмитрий Попов полагает, что в целом научить роботов соблюдать правила проще, чем людей. Главный вызов, по его словам, — это готовность городской среды: узкие улицы, отсутствие разметки, перебои со связью.

Минэкономразвития рассматривает проект как основу для возможной интеграции роботов-доставщиков в федеральное законодательство. В дальнейшем это может вылиться в изменения к закону «О безопасности дорожного движения» и обновление ПДД с учётом новых участников. Таким образом, на горизонте — легализация целой категории автономных устройств в городской инфраструктуре.

Механизм ЭПР действует в России с 2021 года. Он позволяет тестировать технологии, временно отступая от норм действующего законодательства. В транспортной отрасли уже действуют аналогичные режимы для беспилотных грузовиков, трамваев, роботакси и авиационных систем. Проект по рободоставке станет логичным продолжением этой политики.

Вы можете читать наши материалы в соцсетях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!!! ВКонтакте, Telegram, Дзен, Одноклассники

Самые читаемые материалы

Опубликованы фото рязанских выпускников, сдавших ЕГЭ по физике на 100 баллов

По словам губернатора Рязанской области Павла Малкова, это очередной рекорд для региона. Годом ранее максимальный результат на ЕГЭ по физике набрали пять человек. 

Калашников: Киргизия не получит особый статус в России из-за участия в ВОВ — воевали все

В Госдуме ответили на требование Киргизии о «особом статусе» в России. Почему участие в Великой Отечественной войне не считается основанием — объяснение Калашникова.

Последние новости

Хабиб сделал необычное предложение участнице в шоу «Музыкальная интуиция» на ТНТ

В команде поп-исполнителя Хабиба будут комики Евгений Чебатков и Павел Дедищев.  Против них будет играть команда певицы Ханны — комики Елизавета Ющук и Ольга Малащенко.