Пятница, 18 июля, 2025
18 C
Рязань

Под Цюрихом разбился лайнер DC-9

Катастрофа DC-9 под Цюрихом — крушение авиалайнера, которое случилось 14 ноября 1990 года. Самолет McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Alitalia выполнял плановый рейс AZ-404 по маршруту Милан—Цюрих, но при заходе на посадку в аэропорту Цюриха из-за преждевременного снижения врезался в гору и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 46 человек — 40 пассажиров и 6 членов экипажа.

McDonnell Douglas DC-9-32 был выпущен в 1974 году (первый полёт совершил 7 августа). 19 сентября того же года был передан авиакомпании Aero Trasporti Italiani (ATI), в которой получил имя Sicilia. 1 октября 1988 года был взят в лизинг авиакомпанией Alitalia. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9A. На день катастрофы совершил 43 452 цикла «взлёт-посадка» и налетал 43 894 часа.

Утром 14 ноября 1990 года в 09:27 из Дюссельдорфа в аэропорт Линате (Милан) прибыл McDonnell Douglas DC-9-32 борт I-ATJA. Сдающий экипаж сделал записи о том, что навигационный приёмник №2 не обеспечивает точное определение местонахождения самолёта и автопилот при снижении по глиссаде ниже 60 метров имеет тенденцию снижать самолет ниже глиссады, из-за чего его приходится отключать и выполнять посадку вручную. В 13:00 самолёт был принят новым экипажем, который до этого отдыхал в гостинице на протяжении 15 часов 20 минут. Этому экипажу предстояло выполнить рейсы AZ-410 (Милан—Франкфурт-на-Майне—Милан) и AZ-404 (Милан—Цюрих—Милан). В 14:07 лайнер вылетел во Франкфурт-на-Майне. По возвращении из Франкфурта-на-Майне в Милан никаких записей в технический журнал сделано не было, но КВС на словах передал техникам, что техническая ошибка теперь наблюдается в положении «Радио 1». Оба навигационных УКВ-приёмника были заменены, после осмотра лайнер был признан полностью исправным.

В 18:36 с 6 членами экипажа и 40 пассажирами на борту рейс AZ-404 взлетел с ВПП №36R. Полёт проходил согласно установленному плану по воздушному коридору A9 на эшелоне FL200 (6100 метров) без каких-либо проблем. Через 2 минуты после занятия эшелона FL200 экипаж через VOLMET получил сводку о фактической погоде в Цюрихе, согласно которой у земли был ветер курсом 240° и скоростью 14,8 км/ч. Затем была прослушана информация АТИС, согласно которой посадка должна была выполняться на взлётную полосу №14. После обсуждения пилоты решили, что посадка в Цюрихе на ВПП №14 будет осуществляться по правой схеме захода на посадку.

В 18:52:53 экипаж получил данные для настройки высотомеров. Далее экипажу были даны указания по выполнению захода на посадку на ВПП №14. В 19:00:01 с разрешения командира второй пилот проверил навигационные карты со схемой захода на посадку. Когда рейс 404 прошёл траверз Цюриха на эшелоне FL90 (2750 метров), экипаж доложил о прохождении Клотена на эшелоне FL90. В 19:02:28 было дано указание снижаться до эшелона FL60 (1850 метров), а в 19:02:50 — занимать курс 325°. Навигационный приёмник №1 был настроен на радиомаяк Тразадинген, приёмник №2 — на радиомаяк Клотен. В 19:05:32 были переданы указания по настройке на частоту курсового радиомаяка посадки. В 19:06:20 рейсу 404 было дано указание занимать курс 110° и снижаться до 1219 метров.

Когда самолёт был на высоте 1524 метров, экипаж переключился на частоту диспетчера подхода. Затем кто-то из пилотов спросил другого, наблюдает ли он захват глиссады. Самолёт в этот момент находился на высоте 1432 метра и на 396 метров ниже глиссады, а закрылки (вероятно) были выпущены на 15°. Затем второй пилот увидел рядом другой самолёт (рейс AY 863 авиакомпании Finnair), поэтому сказал командиру о необходимости снизить скорость до 277 км/ч во избежание столкновения.

После разговора о возможном обледенении пилоты выпустили закрылки на 25°. Дальний приводной радиомаяк (ДПРМ) был пройден на высоте 914 метров и на 365 метров ниже глиссады, когда КВС сообщил о высоте 381 метр над уровнем аэродрома и установил более точное давление, что давало теперь высоту в 487 метров над уровнем аэродрома, после чего закрылки были выпущены полностью на 50°. Затем КВС сказал, что удаление от аэропорта 6,1 километров, хотя фактически оно составляло 12,8 километров.

Согласно показаниям навигационных приборов, лайнер должен был уже находиться на глиссаде между дальним приводным и ближним приводным (БПРМ) радиомаяками. Но неожиданно экипаж заметил, что сигнал от ДПРМ не меняется. Через 12 секунд высота составляла 204 метра над уровнем аэродрома, фактическое удаление от торца ВПП — 10,6 километров. Убедившись, что направление сигнала от радиомаяка оставалось прежним, второй пилот доложил диспетчеру подхода о переходе на связь с башней.

При фактическом удалении 10 километров от ВПП второй пилот сказал, что ситуация бессмысленная, а через пару секунд КВС закричал: Тяни, тяни, тяни, тяни! Высота в этот момент составляла менее 152 метров (высота над уровнем аэродрома 106 метров), но сигнал от GPWS о малой высоте не прозвучал. Одновременно с этим пилоты увеличили мощность двигателей, но в 19:11:18 в 9,6 километрах от аэропорта Цюриха рейс AZ-404 обоими крыльями срезал верхушки деревьев, правое крыло оторвалось, лайнер опрокинулся и врезался в северный склон горы Стадлер на высоте 506 метров над уровнем моря и полностью разрушился. Все 46 человек на его борту погибли.

Источник

Самые читаемые материалы

В Тульской области молния ударила в отдыхающих, трое погибли

Очевидцы сообщают, что удар был такой силы, что напоминал звук взрыва. По данным Telegram-каналов, у некоторых пострадавших загорелась одежда.

На пожаре в Касимове погиб пожилой мужчина

В результате пожара дом полностью уничтожен, повреждена огнём на всей площади деревянная хозяйственная постройка.

Последние новости

Путин наградил рязанцев Кураевых орденом «Родительская слава» 

Супруги воспитывают восемь детей. Ефим и Ольга более 11 лет занимаются изготовлением кондитерских изделий на заказ, в работе им помогают дети. 

МИД РФ: Москва оставляет за собой право наносить удары по военным объектам стран, вооружающих Киев

Россия считает себя вправе применять своё оружие против военных объектов тех государств, которые разрешают применение своего (в том числе дальнобойного) оружия против нашей страны.

Врач Лапа: комары этим летом особенно агрессивны и опасны

По словам специалиста, комары особенно быстро размножаются в сырую и влажную погоду, преимущественно в лесах, парках и на участках с неровным рельефом.

После внезапного отъезда представителя Трампа эксперты ожидают массированного удара по Киеву 

Киевляне заметили, что на протяжении всего пребывания Келлога в столице не фиксировалось ни одной ночной ракетной атаки. Его внезапный отъезд многие восприняли с сожалением.

В России ужесточают законы для борьбы с мигрантской преступностью

Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий возможность лишения гражданства для лиц, получивших его в упрощённом порядке.

Над Рязанской областью сбит вражеский БПЛА

В четверг, 17 июля, на территории Рязанской области уничтожен вражеский беспилотник самолётного типа. Об этом говорится в сообщении министерства обороны России. 

Министр назвал строящуюся школу в Семчино в Рязани рисковым объектом

Ситуация с этой школой необычная, потому что строится она по нестандартной схеме — по концессионному соглашению с компанией «ПроШкола»