На главную Акценты Ребята, давайте жить дружно, или Медиация как способ урегулирования школьных конфликтов

Ребята, давайте жить дружно, или Медиация как способ урегулирования школьных конфликтов

Как ни странно прозвучит, но школьные конфликты – это норма. С ними, как с неотъемлемой частью учебного процесса, в той или иной степени сталкивается каждый учитель, каждый школьник и каждый родитель. И пути их разрешения всем известны: поговорить со второй стороной, пожаловаться директору или в министерство образования, подать в суд. Но есть ещё один способ мирного урегулирования конфликтов, про который знают пока не все, – это медиация. Подробнее об этом методе рассказала педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи Рязанской области, медиатор Ольга Захарьящева.

– Что же такое медиация?

– Медиация – это способ урегулирования конфликта или спорной ситуации взаимовыгодным или взаимоприемлемым способом при участии третьей стороны, то есть медиатора. Это достаточно древнее искусство. Посредники выступали на судах ещё в Древней Греции и Древнем Риме.

В России медиация появилась в середине 90-х. О применении этого метода в образовании стали говорить в 2012 году. В рязанских школах стали появляться школьные отряды примирения.

– Есть ли разница между медиацией и примирением?

– Существует несколько методов школьной медиации. Есть питерский метод, по которому развиваются школьные службы медиации. А в Москве сертифицированный медиатор Антон Юрьевич Коновалов использовал медиацию для урегулирования конфликтов с участием сложных детей. В случае, если есть обидчик и жертва, он использовал направление восстановительной медиации. Он написал книгу «Восстановительная медиация в образовании», на основе которой многие педагоги развивали свои службы примирения.

У служб медиации и служб примирения одна цель – урегулировать конфликт, чтобы он не стал деструктивным, затяжным. И ещё одна задача – проводить профилактику конфликтов.

Принципиальных отличий между службами, действующими на территории Рязанской области, нет. Обеим службам рекомендовано использовать медиативную процедуру, беседу при конфликте интересов, сторон и ценностей. При правонарушениях, когда есть виновный и жертва, рекомендовано проводить восстановительный процесс медиации.

– Какие вопросы можно решить с помощью школьной службы медиации?

– Практически любые. У учащихся начальной школы, например, повышается чувство уверенности, когда они знают, что есть старшие ребята, есть служба, в которую можно обратиться, если их будет кто-то обижать. Решаются и конфликты между учениками и учителями, между родителями, между учителями и родителями. Я, как медиатор, часто работаю с конфликтами между учебным заведением и семьёй, чтобы были защищены права семьи и не ущемлены интересы организации.

– Расскажите, как происходит процесс медиации.

– Он происходит по-разному. Но один из главных принципов медиации – добровольность. Это добровольное включение в процесс медиации. Обращаются к медиатору, например, по рекомендации министерства образования и молодёжной политики региона. Мы проводим премедиацию, то есть объясняем, что такое медиация, как она происходит, объясняем буквально каждый шаг. Далее мы спрашиваем у обратившихся, хотели бы они, чтобы мы пригласили вторую сторону. В случае согласия звоним второй стороне и так же подробно объясняем весь процесс. Мы приглашаем и вторую сторону включиться в процесс медиации. Люди могут согласиться или отказаться. Если все согласны, встречаемся, обсуждаем вопросы, которые волнуют стороны конфликта, и вырабатываем решения. Эти решения в процессе обсуждения мы проверяем на жизнеспособность и исполнимость, выясняем, не затрагивают ли они третью сторону.

– В процентном или количественном соотношении, можно сказать, сколько случаев обращения к медиатору помогают разрешить конфликт?

– В моей практике все конфликты заканчиваются разрешением. Были конфликты, где вторая сторона отказывалась встречаться. Но я работаю всего год. А в целом, в мировой практике, из 100 % конфликтных случаев к процедуре медиации прибегают 40% конфликтующих. И все, кто обратился к медиатору, решают свой вопрос до суда.

– Если вторая сторона отказалась встречаться с медиатором, как дальше выработаете с обратившимися к вам?

– Мы проводим психолого-педагогическое консультирование с применением медиативных технологий.

– Поговорим о школьных службах медиации. Как они формируются?

– Есть распоряжение о том, что служба медиации должна быть в каждом образовательном учреждении. Служба создаётся приказом руководителя учебной организации. Есть службы медиации и в интернатах, и в специальных учебных заведениях, и даже в детских садах. В каждой школьной службе есть специалист-педагог, могут также включаться педагог-организатор, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе и сами школьники. Я сейчас разрабатываю единую программу подготовки медиаторов-ровесников. Школьники-медиаторы – это в основном учащиеся 7-8 классов и старшеклассники. Рекомендовано привлекать к работе учащихся старших классов, которые могут быть кураторами, и детей помладше в качестве стажёров. Потому что были случаи, когда старшеклассники выпускались, и прекрасно налаженная работа школьной службы медиации сводилась к нулю.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать медиатором?

– Чтобы создать службу школьной медиации, в первую очередь нужно спросить, кто в классе самый главный, кто обычно всех мирит. Далее ребята проходят психологическое, конфликтологическое обучение, развитие коммуникативных навыков, обучение медиативным приёмам.

В нашем центре разработана программа, состоящая из трёх блоков: как организовать медиацию, принципы медиативной беседы, развитие службы медиации в школе. В этом году по программе прошли обучение 50 специалистов, которые курируют службы медиации в школе. Таким образом, уже в 50 учебных заведениях Рязанской области есть специалисты-медиаторы.

– С какими трудностями может столкнуться школа, пожелавшая организовать службу медиации?

– В первую очередь, это могут быть кадровые трудности. Педагоги должны пройти обучение, а они зачастую и без того загружены.

– Вы как-то контролируете работу уже созданных служб медиаторов?

– Мы проводим мониторинг, сколько служб есть в регионе. Доступны методические консультации. Также по инициативе первой группы обучившихся был создан клуб медиаторов Рязанской области.

Беседовала Ирина Бочарова

Загрузка...