На главную Акценты «Лафертовская маковница», или Кто мяукает перед спектаклем

«Лафертовская маковница», или Кто мяукает перед спектаклем

Проект Рязанского информационного агентства «7 новостей» «Идём в театр» набирает обороты. Приятно отметить, что проект заинтересовал и театры нашего города, и школы не только Рязани, но и области. Нам звонят и пишут, нас приглашают, а это значит, что мы на верном пути, а дети и театр нужны и интересны друг другу.

19 марта к проекту присоединился Рязанский театр кукол. Вместе с учащимися Свободного лицея и студентами РГУ мы побывали на спектакле «Лафертовская маковница». С 2017 года в репертуаре театра есть эта «жутко интересная», мистико-любовная история по одноимённой повести Антония Погорельского.

Действие спектакля происходит в Москве конца 18 века. В «Лафертовской маковнице» тесно переплетаются романтика и мистика, в центре произведения стоит вечный выбор между материальным благополучием и личным счастьем. Музыкальное сопровождение, спецэффекты и, конечно, игра актёров добавляют таинственности и жути и заставляют вскрикивать и вздрагивать не только детей, но и взрослых.

В постановке Олега Жюгжды заняты Зоя Бгашева, Татьяна Дубовикова, Валерий Скиданов, Василий Уточкин, Олег Царёв, Анна Герасимова. Большинство из них после спектакля вышли пообщаться со студентами и школьниками, участвующими в проекте «Идём в театр». Встречу открыл художественный руководитель театра Валерий Шадский. Он рассказал, что спектакль по этой сказке Погорельского есть только в Рязани.

– Замечательный режиссёр Олег Жюгжда создал целое сценическое произведение искусства, пластики и литературы.

Но школьников больше интересовали не художественные особенности произведения.

– А кто мяукал перед спектаклем? – прозвучал первый вопрос.

Дело в том, что на «Лафертовскую маковницу» зрителей приглашают не традиционные звонки, а протяжное кошачье мяуканье. Так Василий Уточкин, играющий роль помощника маковницы, кота-чёрта, настраивает юных театралов на мистический лад. Актёр рассказал, что в этом спектакле у каждого актёра несколько ролей, несколько образов. Это очень интересная и необычная работа.

Школьники отметили мистицизм не только в сюжете спектакля. Они увидели удивительную связь между актёрами, режиссёрами, композитором, осветителем, мастерами-кукольниками. Именно эта связь делает спектакль таким ярким и не похожим на другие.

– Мы, действительно, стремимся проповедовать театр-семью, театр-дом, театр-команду. И стараемся, чтобы те, кто к нам приходит, получали заряд энергетики, заставляли работать собственное воображение и фантазию.

– Как рождался спектакль?

– У режиссёра есть идея. У художника тоже есть идея. Они должны сойтись вместе, понять друг друга. Бутафоры делают куклы, а потом начинается наша работа, — рассказали актёры. – И чтобы всё сложилось, непременно нужно, чтобы все смотрели в одном направлении. Спектакль – это очень сложная коллективная работа. Но театр кукол именно этим и отличается. Один ты, может, прекрасный артист. Но мы работаем с куклой, а значит, партнёры должны чувствовать друг друга, знать не только свой текст, но и текст партнёра, помогать друг другу, быть единым целым. Это тоже мистика, магия театра.

Артисты отметили, что для них главное, чтобы после спектакля дети захотели что-то новое узнать, прочитать произведение и, конечно же, ещё раз прийти в театр.

А что важно для школьников и студентов, узнаем из их отзывов.

Камилла Мурог, учащаяся Свободного лицея

19 марта я посетила спектакль театра кукол «Лафертовская маковница» по произведению Антония Погорельского.

Действие происходит перед войной 1812 года в Лефортово, отсюда название «лафертовская». «Маковница» – старушка, которая выпекает маковые булочки.

Спектакль ставит выбор между любовью и деньгами Я удивилась тому, что мама Маши думает, что главное в жизни – это деньги.

Мне все персонажи понравились, но больше всего запомнился кот. Он прекрасно мяукал, ходил важной походкой, а ещё у него были большие, красивые зелёные глаза, хотя и злобные.

Спектакль одноактный. После его просмотра у меня поднялось настроение. По окончании состоялась встреча с руководителем театра и артистами, игравшими этот спектакль. Состоялся интересный диалог. Хочу поблагодарить тех, кто организовал эту встречу.

Болховитинов Лев, учащийся 6 класса Свободного лицея

Недавно я сходил в прекрасный рязанский театр – театр кукол. Мне он очень нравится. Все спектакли, которые я видел здесь, были замечательные. В этот раз я сходил на «Лафертовскую маковницу». Меня этот спектакль впечатлил. Он местами весёлый, местами грустный, но очень интересный.

Актёры были бесподобны и играли с душой. Этот спектакль понравится всем, как взрослым людям, так и подросткам. Он сделан отлично! В нём говорится о девушке Маше и о том, как она полюбила человека не за деньги, а просто так.

София Косилина, учащаяся Свободного лицея

«Лафертовская маковница» – прекрасный спектакль Рязанского театра кукол. Команде театра прекрасно удалась постановка повести Погорельского, а это достаточно сложная задача. Сам сюжет произведения достаточно прост, но актёрам удавалось держать внимание зрителя на протяжении всего представления. Неожиданные сцены, заставляющие вздрагивать зал, и эмоциональные диалоги персонажей делали своё дело. Если вам хочется увидеть что-то оригинальное и интересное, обратите своё внимание на этот спектакль.

Мария Самсонова, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью Спектакль с первых минут завораживает и погружает в мир колдовства. Невероятная постановка, музыка и мрачная световая гамма идеально сочетаются с историей, которую талантливые актеры смогли передать, а ведь часть из них лишь начинает свой театральный путь. Кто бы мог подумать, что у кого-то получится так четко передать основную тему рассказа Погорельского. Меня крайне удивило, что спектакль «Лафертовская  маковница» за все время существования рассказа рискнули поставить только актеры Рязанского государственного областного театра кукол. Каждый из них прекрасно вжился в свою роль.

Я считаю, что каждый должен отложить свои гаджеты и посетить данную постановку, потому что ни один «электронный друг» не даст ощутить все эмоции, в которые был окутан зал.

Мария Чередниченко, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью

Поход в театр – это всегда лотерея: наши ожидания могут не оправдаться, актёры будут играть неубедительно, а видение режиссёра определённого произведения в корень может расходиться с нашими фантазиями. В этом и есть преимущество театральных постановок – в них есть жизнь. Труппа на сцене предстаёт перед нами как неразделённый механизм, который хочет донести историю с её неожиданными поворотами, уроками и предостережениями. Сейчас в Рязанском театре показывают спектакль «Лефертовская маковница», который поставлен на основе пьесы замечательного писателя-романтика Антония Погорельского. Режиссер, Олег Жюгжда, первый адаптировал её для постановки.

Повесть-быличка была написана в 1825 году, но и сейчас в ней есть то, что зацепит взор современного зрителя. Раскрывается проблема корыстолюбия, заигрывания с потусторонним и извечная проблема противоборства положительного и негативного, что, безусловно, присутствует в каждом из нас. Все эти проблемы показаны вместе с фантастическими элементами. Очень интересно наблюдать за тем, как один актёр играет не только своего конкретного персонажа, но также показывает на сцене огромное количество других пластических образов. Стоит отметить мастерство художника-постановщика: настолько продуманы детали и вроде бы простые декорации, но как умело они трансформируются для каждой сцены.

Я думаю, что театр – это не развлечение, а работа мысли. И мне нравятся слова советского актёра Андрея Миронова, что для него театр был средством познания себя и жизни.

Анна Рыжайкина, студентка 2 курса РГУ имени Ееснина, реклама и связи с общественностью

В современном обществе интерес к театру стал падать. К сожалению, внимание зрителей всё больше привлекают кинотеатры, нежели театральные представления. Хотя спектакли пробуждают в нас сильные эмоциональные чувства, от живой картинки происходящего на сцене мы получаем невероятные ощущения. Такой вид искусства, как театр, прежде всего, развивает нас, толкает к стремлению совершенствоваться, работать над собой и своими мыслями. Можно отметить, что театр способствует нравственному воспитанию личности своего зрителя. Каждый, кто пришёл в зал на преставление, должен уйти духовно обогащённым, иметь вопросы, которые заставят задуматься. Ведь если нет вопросов к самому себе после просмотра, значит зритель не пропустил через себя жизнь, происходящую на сцене.

Недавно мне удалось побывать на постановке замечательного спектакля по повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Интерес к данному театральному представлению будет не только у взрослого зрителя, но и у подростковой аудитории, поскольку сюжет мистической повести полностью захватит своего гостя. Отлично передана атмосфера и декорации, трансформирующиеся в различные точки жизни героев, помогают представить облик старой Москвы. Зритель с удовольствием погружается в сказочный мир ведьм, колдовства, загадочных происшествий и, конечно же, пройдёт вместе с героями через преграды, которые ставит судьба. Перед глазами зрителя предстает сочетание фантастического и реального мира. Конечно, все завершается самым чудесным образом, как и положено в добрых историях. Никакие злые силы и чары не в силах победить истинную любовь и чистое сердце. Особое своеобразие постановки заключается в использовании народной фантастики – это предрассудки, представления простого человека о добре и зле, которые и создают необыкновенный колорит спектакля.

Соединение на сцене кукол и артистов даёт особый шарм и большую загадочность данному театральному представлению. Костюмы, движения, речи – всё настолько невероятно сочетается между собой, что без участия кукол спектакль смотрелся бы совсем по-иному. Безусловно, стоит сказать об артистах данного спектакля. Со сцены можно увидеть, насколько это сплоченный коллектив. Подручная помощь друг другу прослежена на протяжении всего представления. Их игра, вокал, работа с куклами заслуживает отдельных аплодисментов. Куклы отлично сочетались с играющими актерами, которые мастерски ими управляли. На сцене происходила сказка, в которую хотелось погрузиться и оказаться на месте понравившегося героя.

Юлия Ткачева, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью

«Лафертовская маковница» – фантастическая история о старушке-маковнице, которая по ночам гадает на картах, а в друзьях у неё чёрный кот – сам чёрт.

Художник-постановщик и режиссёр спектакля проделали огромный труд, чтобы из такого короткого первоисточника и незатейливого сюжета поставить потрясающий спектакль, который не только блещет прекрасной игрой актёров, но и отличается игрой света, пестрыми диалогами и способностью сочетать в себе мистику и реальность, серьёзность и веселье, высокий посыл и простоту мысли. Особенно эти противоречия отражаются в стиле игры актеров на сцене. Они действуют как одна команда, как единое целое.

Неожиданные звуки и экспрессии удивят вас, заставят смеяться или вздрагивать от страха. Главными лицами спектакля, конечно же, были голоса самих актеров. То, как хорошо и искусно они подобраны, как они выражают эмоции и отражают характеры своих персонажей – вызывает восторг

Ирина Якушина, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью

В Рязанском областном театре кукол реализовали своё виденье повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Данная повесть написана в 1825 году и является одним из первых примеров фантастического романтизма в русской литературе.

Было очень интересно наблюдать за происходящим на сцене. Хоть это и произведение фантастического жанра, но здесь изображаются реально жизненные ситуации, которые критикуют неправильные ценности людей. Главная героиня Маша влюбляется в незнакомого, мимо проходящего парня и страдает от своих чувств, потому что её недавно умершая бабушка завещала ей жениха, который поможет её семье стать богатыми. Через муки сомнений, запреты матери девушка отказывается от довольно крупного наследства бабушки и завещанного ей жениха. Маша делает выбор, (который, я уверена, понравится всем зрительницам спектакля), выйти замуж и прожить всю жизнь с человеком, которого любит.

Работа режиссера и команды в целом передала ту мистическую атмосферу, которая присутствует на протяжении всего чтения самой повести. Музыкальные, световые акценты особенно передавали настроение спектакля. Декорации, мрачная и местами таинственная, а где-то даже и жуткая музыка с элементами компьютерной графики навевала страх. Но в напряжении сидеть не приходилось, обстановку мрака разбавляли шутки. Сложно не отметить игру актеров, которая захватывала так, что в некоторые моменты по коже пробегали мурашки. Несмотря на то, что постановка была кукольная, сами актеры тоже принимали участие в развитии сюжета, что делало спектакль более динамичным и интересным.

Признаюсь, после просмотра «Лафертовской маковница» захотелось перечитать одноименную повесть.

Евгения Калинина, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью

Очень понравился спектакль. Если меня спросят, нужен ли современной общественности кукольный театр, то я однозначно отвечу: «Да!» К сожалению, в последнее время я не часто хожу туда, поэтому с большим удовольствием посетила спектакль «Лафертовская маковница». Осталась под большим впечатлением, эмоции, испытанные во время просмотра, трудно передать словами, но я попробую.

Вместе с необычной подачей, сочетаниями цвета, звука, актерской игры, таинственной атмосферы получается нечто волшебное. Приятно смотреть, когда юный зритель с интересом наблюдает за актёрами, песнями, движениями их рук, игрой декораций, как куклы и люди превращаются в единый живой организм и создают на сцене чудо, за которым очень интересно наблюдать. Кто-то просто смотрит постановку и вспоминает события, происходящие в повести, написанной Антонием Погорельским, кто-то анализирует происходящее, наблюдая конфликт поколений, конфликт любви и прагматичности, конфликт чувств и людской жадности.

Спектакль интересно будет смотреть зрителю любого возраста, каждый найдёт для себя что-то интересное и захватывающее. В нём есть всё: мистика, загадка, любовь, страдания, радость, счастье.

Также мне очень понравилась игра актёров. То, как они отыгрывали свои роли, как виртуозно оживляли кукол, по-моему, однозначно достойно восхищения.

Карина Кашурникова, студентка 2 курса РГУ имени Есенина, реклама и связи с общественностью

Театр кукол, как по мне, не совсем популярен в настоящее время. Я и сама не являлась большой поклонницей данного вида искусства, больше предпочитала классический драматический театр. И всё же я решилась посетить спектакль, и несмотря на свои предрассудки, была очень приятно удивлена. Уже с первых минут зритель мог погрузиться в атмосферу мистики ещё до того, как началось представление. Звонки звучали не типичным образом, а мяуканьем кота, который был одним из героев спектакля.

В зале с первой же сцены создаётся приятное ощущение загадки, погружающее в мистическую атмосферу. Цвета, используемые авторами, замечательно передавали настроение. Холодные оттенки фиолетового, синего не пугали, а завораживали. Для усиления эффекта был применен и красный фон, но это не выглядело перегружено, режиссёр употребил его для усиления эмоциональной окраски, чтобы зритель смог лучше прочувствовать сцену. Конечно же хочется отметить замечательную работу композитора и звукорежиссёра. Музыка ненавязчивым фоном создавала элемент мистики, присутствия потусторонних предметов и явлений. Костюмы актёров, не смотря на их лаконичность, безупречно сочетались со всей композицией в целом. Использовалась чёрная однотонная ткань. Особенно восхитило платье маковницы, выполненное в средневековом стиле, что создавало дополнительный готический эффект. Свет, декорации, использование дыма – всё это создавало яркую картину, от которой не хотелось отводить глаз. Эстетика спектакля: 5 из 5. Пластика актёров замечательно дополняла игру кукол, чувствовалась связь внутри актёрской труппы, будто все они представляют собой единый механизм, переключаясь из одной роли в другую.

Несмотря на то, что сюжет довольно прост и примитивен, режиссёр и художник постановщик блестяще смогли воплотить на сцене повесть Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Спектакль рассчитан на аудиторию старше 12 лет, поэтому смысл пьесы очевиден как младшему, так и более старшему поколению. Благодаря тому, что была создана красивая картинка, зритель получил эстетическое удовольствие от происходящего на сцене.

Ощущения от похода в театр остались добрые, приятные, не было эмоциональной перегруженности. Просмотр этого спектакля изменил моё отношение к кукольному театру в целом.

 

Фото театра кукол и РИА «7 новостей»

Загрузка...

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ