Олег Жюгжда: Зрителей «Женитьбы» ждёт неожиданная и шокирующая постановка 

В гостях у РИА «7 новостей» побывал лауреат национальной театральной премии Республики Беларусь режиссёр Олег Жюгжда. Олег Олегович в гостях у нас уже второй раз, и снова – накануне премьеры. 27 апреля в Рязанском областном театре кукол состоится премьера спектакля «Женитьба» по пьесе Гоголя.  

– Спектакль заявлен как «вечерний». Скажите, почему такой термин активно используется при рекламе вашего спектакля? 

– Это спектакль для взрослых, никто же не скажет, что Николай Васильевич писал сказочку для детей, о том как некая Аглая Тихоновна мечтала выйти замуж, да так и не вышла. Понятно, что речь идёт абсолютно о взрослых проблемах, проблемах нам понятных, близких, можно сказать родных. Не зря же мы видим передачи с разными известными свахами по телевизору. Так что проблема остается актуальной, также как и 200 лет назад. 

– А почему вы выбрали для постановки именно пьесу «Женитьба»? 

– Меня попросили поставить какую-нибудь комедию, потому что у нас (говорю «у нас», имея в виду Рязань) взрослый зритель, на котором и растут наши актёры, и добиваются определённых успехов в своём творчестве. Нельзя же всё время зайчиков играть, правда? Так вот взрослый зритель привык смотреть что-нибудь лёгкое, что-нибудь весёленькое. Все антрепризы на этом построены, чтобы не пугать зрителя суровой жизненной драмой. Таким образом появилась «Женитьба». Интересно, что была даже мысль, сделать название «Женить? БА!» Но вот как-то не очень получилось – название, я имею в виду. А что будет со спектаклем – это уже посмотрим. 

– У этой пьесы богатая сценическая судьба, её ставили во многих странах мира, а как же выглядит этот всемирно известный театральный хит в исполнении Рязанского театра кукол? 

– Театр кукол – прежде всего визуальный театр, поэтому я долго искал художника и нашел Настю Кардаш из Петербурга. Это будет уже второй спектакль, который мы вместе с ней делаем. Первый был «Поминальная молитва» в театре кукол «Огниво» в Мытищах. У неё очень своеобразный взгляд на вещи, мы долго думали, как будет представлен Петербург, поскольку это петербургская история. И, как мне показалось, очень неожиданный и даже шокирующий взгляд на вещи ожидает наших зрителей. Не буду говорить, какой, чтобы не раскрывать всех секретов. 

– Когда вы познакомились с пьесой «Женитьба»? 

– Когда-то читал по институтской программе, очень-очень-очень давно. Знал, что там есть сваха, несчастная невеста и Подколесин, который ничего не хочет делать. Сейчас пьесу пришлось перечитать, изучить, как-то покопаться. 

– А тогда были мысли о постановке? 

– Нет, я даже представить себе не мог, что буду когда-то всё это делать.  

– Впервые пьеса была поставлена в 1842 году. Как писали критики, пьеса опережала своё время, современники её не поняли. Как вы думаете, сегодня посыл Гоголя и настроение публики, наконец, совпадают? 

– Мне кажется, да. Потому что очень длинная сценическая жизнь у пьесы получилась, почти 200 лет. Я видел несколько прекрасных спектаклей, в том числе спектакль театра имени Ленсовета, который получил «Золотую маску». Это было очень интересно, смешно и злободневно (нехорошее слово, но так и есть). 

– Что же современный зритель может найти для себя? 

– Здесь очень трудно давать какие-то ответы на какие-то вопросы. Спектакль никогда не даёт ответы, он ставит вопросы. Почему это происходит? В силу чего два, вроде бы нормальных, милых человека, которые даже где-то симпатизируют друг другу, не могут быть вместе? Что их отталкивает? То есть, это всё, в принципе, про нас. 

– Каково сценическое решение вашей постановки? Расскажите про необычные декорации, созданные Анастасией Кардаш. 

– Не могу я этого рассказать. Не хочу раскрывать все секреты. Это будет один из символов Петербурга, увековеченный в граните, в камне. Будет противопоставление величия города и мелочности каких-то маленьких людей с какими-то маленькими интересами. И в конце будет стихийное действие. 

– Это будет город именно 19 века? Или постановка вне времени и вне места? 

– Мне казалось, что пьеса эта достаточно вневременная, мы очень сильно не злоупотребляли кринолинами. Чуть-чуть фраки, чуть-чуть цилиндры – как такая униформа «а-ля Гоголь». Но в тоже время есть абсолютный всем памятный гражданский обряд бракосочетания, с чего, собственно, и начинается спектакль – со страшного сна Подколесина, когда такая вот дама в стиле лучших советских годов говорит: «Брачующиеся, подойдите и поставьте свои росписи». 

– Ещё попросим вас раскрыть немного секретов. Музыку для спектакля написала Альбина Шестакова. Какое настроение она задает и насколько вообще важна музыка для спектакля? 

– Как меня учили всегда в театральном институте: музыка – этого где-то 50% спектакля, поэтому ей желательно не злоупотреблять. Но Альбина написала буквально 3 основных темы и кучу вариаций по поводу каждой сцены. Очень удачная музыка, мы с хореографом Алексеем Ищуком в восторге от этой музыки. Кстати, хореограф не только ставит танцы, но и влезает в структуру действия – что? почему? зачем? как? И всё это обрастает дополнительным «мясом». 

– Чехов, Погорельский, Гоголь … Третий сезон вы ставите спектакли по классическим произведениям – это сложившаяся традиция или случайное совпадение?  

– До этого был ещё Достоевский. Это, пожалуй, традиция. Но я всегда говорю, что не очень хорошо знаю современную драматургию, и она меня достаточно настораживает. Не хочу показаться ханжой, но тем не менее с классикой как-то проще. Во-первых, классик всё тебе простит. С ним можно делать всё, что хочешь. Опять-таки авторских платить не надо. Одни плюсы. И всегда можно свалить на автора – это он написал, а не я. 

– А как же мнение зрителей, тех, кто знает классику и может сказать: «Нет, там не так было. Вы исказили». Вам важно вообще это мнение? 

– Мнение зрителей всегда, конечно, интересно. И важно! Для чего же мы работаем? Театры работают для зрителя, конечно, не для себя. Есть такие буквоеды, которые любят покопаться, но я всегда предельно осторожен с текстом – сокращать можно, а вот дописывать, переписывать нежелательно.  Поэтому все претензии к постановщикам должны быть обоснованы. 

– А если продолжать этот ряд классиков, то что бы ещё хотели поставить? 

– Думаю, в дальнейшем нужно переходить на мировую классику. Браться за Уильяма нашего, понимаете, Шекспира. Или Мольера. Ведь всегда интереснее не про какого-то Тютькина, а про какого-нибудь короля, графа, принцессу.  

– Премьерные показы выпадают на канун майских праздников, на большие выходные. Что такого вы предлагаете увидеть рязанцам, что они должны бросить дачи, шашлыки и пойти в театр кукол на «Женитьбу»? 

– Я ни в коем случае, поскольку я сам дачник, не призываю бросать дачу, свои лопатки и любимые сотки и бежать в театр. У театра есть свой зритель, который не то чтобы не занимается дачами, но когда он видит «премьера», он обязательно туда пойдет. Тем более спектакль вечерний.  

– Будем считать, что премьера будет наградой за «ударный труд» на майских грядках.  

Премьерный показ спектакля «Женитьба состоится в Рязанском государственном областном театре кукол 27, 28 и 29 апреля.