Утрачены ли иллюзии?

Обозреватель РИА «7 новостей» совместно с читателями портала написали коллективное сочинение на тему: «Как мы провели Год литературы».

Между официальным отчётом о каком-либо мероприятии и рассказом его очевидцев или участников порой такая разница, будто имело место два автономных события. Пропасть эту обыграл ещё Сергей Довлатов в знаменитой повести «Компромисс» из жизни советского журналиста.

Советская журналистика осталась в воспоминаниях, в отличие от двух точек зрения. Это мы наблюдаем каждый день. Возьмём ушедший Год литературы.

На церемонии закрытия Года литературы и открытия Года кино, которая прошла на новой сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге 15 декабря 2015 года на самом высоком уровне было объявлено, что «Год литературы действительно прошел с большим успехом». Значит, при взгляде с большой высоты Год литературы удался. Спустя два дня Международное сообщество писательских союзов разослало писателям пресс-релиз: «17 декабря 2015 года состоялось заседание Исполкома (МСПС), на котором обсуждался вопрос о необходимости принятия неотложных мер по сохранению  литературного наследия и развитию русского языка. Открывая заседание, глава МСПС Иван Иванович Переверзин отметил, что объявленный Президентом РФ В.В.Путиным Год литературы оказался, к сожалению, провальным. Не удалось достичь поставленных президентом целей». Литераторы, привыкшие верить писаному слову, оказались на распутье мыслей.

А если спросить, как провели Год литературы рядовые служители слова, живущие не в столицах, в престижные культурные тусовки не входящие (ведь «всякий кладёт свой камень при построении здания народной литературы», как говорил Сергей Аксаков)?.. Получится ли новый «Компромисс»?..

Кстати, Довлатова в Год литературы помянули: Станислав Говорухин экранизировал «Компромисс» под «бродским» названием «Конец прекрасной эпохи». Не очень точно, на мой взгляд, экранизировал, утеряв львиную долю довлатовской феерии и даже юмором отчасти поступившись… Но ведь снял, а фильм вышел в прокат, а не «лёг на полку»!..

Как провела Год литературы ваша покорная слуга, изложу в виде дневника. Как провели Год литературы наши коллеги, они сами расскажут.

1 января. Первый день Года литературы.

С подругами празднуем наступление вдохновенного года. Приятельницы имеют непосредственное отношение к великой русской литературе: одна преподаёт её в школе, другая больше половины жизни верстает книги на заказ, и порой среди книг попадается литература. А я, чувствующая в себе силушку Ильи Муромца служить литературе на всех фронтах и в рязанском тылу, пребываю в унынии. Идея круглого стола по литературной журналистике практически провалилась месяц назад. Все издания города мы звали, но не дозвались на дискуссию. Как «хозяева» мероприятия, РИА «7 новостей» анонсировало на будущий Год литературы «книжную» рубрику. Но воин ли в поле один?.. Воспоминания ещё свежи, и я уныло пророчу, что кому-то, может, и Год литературы, а кому год как год.

Учительница перебивает:

— Ты что скисла? А ну-ка возьми себя в руки! Ты обращалась на телевидение? В Рязани столько телекомпаний, в Год литературы им сам Бог велел открыть книжную рубрику! Составь список и обойди все с концепцией рубрики! Что ещё? Ты говорила, в Нижнем Новгороде при библиотеке работает критик, пишет рецензии на новинки! Разошли такие же предложения по всем нашим библиотекам! Где-то обязательно клюнут! А почему ты газеты со счетов сбросила? Подумаешь, на круглый стол не пришли!.. А ты к ним сама приди и предложи открыть литературную страничку! Как это они указ Президента пропустят мимо ушей? Там же ясно сказано: «Год литературы провести в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению»! Вот ты и будешь привлекать!.. А про портал «Против ветра» почему забыла? Там самое место литературной рубрике, особенно если подавать её неформально, с сарказмом!..

Чувствую себя нерадивой первоклашкой, по лености и неразумию зарывающей в землю талант, без которого мир не может обойтись!.. «Да, я начну всё это делать завтра же!.. Разрешите представиться, я Данко!».

Январь. Рождественские каникулы.

Ищу среди коллег с телевидения «выходы» на тех, кто принимает в компаниях решения о новых рубриках. Услышав о литературной рубрике, все мнутся, а о Годе литературы – скептически хмыкают. Список каналов, куда идти не советуют, ибо эта тема – чистый неформат, ширится.

Замечательный наставник почти всех телевизионщиков города прямо говорит:

— Такая рубрика возможна, если ты найдёшь спонсора, который оплатит эфирное время и твой труд.

Я до старости не свыкнусь с мыслью, что литература должна платить обществу за пребывание в нём. Собеседник обещает попросить, чтобы меня приняли на телекомпании: «В любом случае попробуй, ты ничего не теряешь!» – ободряет он. «Безумству храбрых поём мы песню»?

Славный человек сулит позвонить, когда договорится о встрече. Ждём-с.

Январь. Рождество.

Поздравляю редактора портала «Против ветра» с Рождеством и спрашиваю, можно ли с ними сотрудничать. Он готовно отвечает: «Предлагайте тему!». «Литературная колонка или литературный календарь – у нас Год-то какой!..». Переписка замирает.

Январь. Каникулы кончились.

Наношу визит в библиотеку, где мне всегда рады. Рады и сейчас: с ходу приглашают на конференцию с педагогами в конце месяца. Даю согласие и начинаю излагать свой проект – писать рецензии на новинки на сайт библиотеки. Директор загорается: «Мы будем только рады!». Но упоминание о хоть символической оплате гасит её глаза и энтузиазм. Ну, не одна же библиотека в Рязани!..

В следующей библиотеке через информационный отдел прошу директора принять меня с предложением, которое очень актуально в Год литературы. Приглашают прийти в такой-то день… потом в другой… тут и сказочке конец.

Январь. Последняя декада.

Дожидаюсь вызова на телевидение. Лихорадочно правлю концепцию рубрики, советуюсь со своим добрым ангелом. Итог он одобряет. В назначенный день я в приёмной генерального директора телекомпании раньше срока.

Разговор занимает три минуты: раскланяться, обменяться любезностями, вспомянуть Год литературы, передать концепцию с пришпиленной визиткой:

— Мы обсудим ваше предложение с директором по маркетингу, сможем ли мы найти рекламу или спонсирование под вашу рубрику, и я обязательно с вами свяжусь!

Снова раскланяться и выйти окрылённой.

Звонка жду до сих пор. Быть может, он последует, когда минует экономический кризис?.. Но пройдёт и Год литературы.

Слабость позиции родной школы: она учит тому, что должно быть (например, в Солнечном городе), но не тому, что есть в реальности. Подруга права: в Год литературы открываются новые проекты. Но, может быть, они открываются под конкретных людей?..

Февраль.

Для меня начинается настоящий Год литературы. Устраиваюсь на работу в «Книжный Барс». Находиться в окружении книг для меня всегда было прообразом личного рая. Казалось бы, донт ворри, би хэппи! Но меня точит червячок: тут столько книг! За стенами магазина столько людей!.. Как им помочь найти друг друга?.. В «7 новостях» книжная колонка уже функционирует, но материала-то на десять колонок!.. Продолжаю носиться по городу, предлагая себя как литературная персона Томас Чаттертон различным изданиям.

Новая команда газеты «Вечерняя Рязань» соглашается на литературную полосу раз в месяц. Но часть материалов должна касаться Рязани. Проявляю местный патриотизм. Первую статью посвящаю рязанским писателям, чьи имена не украшают город, «пройдя мимо» названий улиц.

Еженедельная рубрика «Год литературы» открылась и в «Рязанской газете», но об этом я узнаю летом, когда даю для неё интервью.

Март. Начало.

У некоторых в Год литературы пробудились желания простые, как дверь: я называюсь писателем, гоните мне за это бабло! Неважно как назовите пособие, главное, выдавайте регулярно и побольше! Масла в огонь этих скромных желаний плеснул вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. 3 марта  он предложил внести профессию "писатель" в официальный реестр (это повод задуматься о минимальных ставках оплаты труда литераторов) и предоставить соцгарантии писателям, чье творчество способствует "духовному и нравственному воспитанию граждан". В начале весны эта инициатива вызывает всплеск обсуждений в прессе. Большинство писателей, кого попросили прокомментировать идею Железняка, отнеслись к ней настороженно; Андрей Битов подробно рассказал, почему считает это невозможным. Но «на местах» материально озабоченные литераторы радостно всполошились.

Мне вот надо не «халявы», а стабильной литературной или литературно-журналистской работы. В Москве она у меня есть. В Рязани её я найти не могу. Не удивлюсь, если в регионах решат свести предложение Железняка к выдаче ещё каких-то местных дотаций…

Но (сейчас) Год литературы кончился, а о проекте Железняка больше ни слуху ни духу. Может, и к лучшему. Халява не лучший способ социальной поддержки…

Март. Женский день.

Приходит поздравление от редактора портала «Против ветра» с 8 марта. С ответом, что литературный календарь издание не интересует. Лень отвечать, что я уже догадалась.

Март. Середина.

Еду в Словакию по приглашению профессора-слависта Эвы Колларовой (знакомы через Союз писателей Москвы) на методические дни русской литературы в Словакии с докладом о современной русской прозе. Провожу в стране, где, несмотря на все сложности, к русским писателям относятся как к братьям и сёстрам, волшебную неделю. Делаю доклад о положительных героях в современной российской прозе. Слушатели доклада – в основном преподаватели русского языка и литературы и их студенты – чрезвычайно благодарны: для них самый новый русский писатель – Чехов.

Апрель.

Пора первоапрельских розыгрышей проходит, а тут «сюрприз»: упоминание в газете в интервью обозревательницы с секретарём местной организации Союза российских писателей Владимиром Орловым моего романа. «Жители ноосферы» значатся между рассказом о выпуске книги переводчика Якова Колкера с помощью союза и выходе первой книги одной юной поэтессы. Из контекста следует, что писательский союз помог с выпуском романа.

Рязанская организация СРП не оказывала мне помощи, даже когда у меня случилась трагедия. А единственное предложение писательницы Ирины Красногорской выдать государственную стипендию на выпуск моей книги критики было встречено в штыки тем же секретарём, который среди аргументов против назвал и то, что рукопись будущей книги не была предъявлена собранию. С тех пор уже две стипендии СРП на издание книг были вручены в отсутствие рукописей, и выяснилось, что устав организации не требует не только приложить рукопись к «просьбе», но и вообще написать книгу до запроса стипендии. Книга критики «Все жанры, кроме скучного» вышла не благодаря, а вопреки местному отделению СРП. А роман «Жители ноосферы» вообще-то выпущен не мной, а куплен издательством «Время». Сомневаюсь, что этим романом «похвалился» местный СРП, начинаю разбираться. Журналистка… самовольно вписала фразу про мою книгу в интервью, ибо «надо же было какую-то прозу упомянуть!». Упомянула бы сразу роман Прилепина «Обитель», куда солиднее… Но не извиняется, а говорит: «Из лучших побуждений!». Объясняю, что моя книга выпущена за счёт издательства, а не писательской организации, и моё членство ни в одном союзе к этому делу отношения не имеет. «Какая разница?!». Между книгой «за свой счёт» и книгой за счёт издательства? Пропасть! Но как её обозначить для тех, кто берётся писать о современном литературном процессе, не имея о нём представления?.. Когда газета отказывается опубликовать уточнение к интервью, закрадывается мысль, что дело не в частной ошибке журналиста. 

Апрель. Середина.

В начале года вышла книга покойного поэта Владимира Доронина (1935 – 2002). Её готовили и выпускали мы с единомышленниками. Выход книги не планировался на Год литературы, так сложилось. Но едва ли не трудней, чем «родить» книгу, оказалось устроить её презентацию в Год литературы в городе, где Доронин прожил почти всю жизнь, где у него была масса знакомых. Несколько намеченных для презентации мест «сорвались», будто не захотев иметь и с покойным Дорониным дела. Центральная городская библиотека им. Есенина провела презентацию, пришёл полный зал зрителей. Среди них – ни одного официального лица. Хотя администрация города дала анонс вечера.

Апрель. Библионочь.

«Библионочь», по данным СМИ, центральное событие Года литературы, проходила в ночь с 24 на 25 апреля. На неё назначили презентацию «Жителей ноосферы» в Нижнем Новгороде, в центральной библиотеке Канавинского района.  

По пути в Нижний зазвонил телефон: «дружественный» директор библиотеки приглашала меня осветить «Библионочь». Узнав суть дела, говорит: надо вас «зафрахтовать» как писателя на следующий год! Я не против, а то уже в привычку входят «Библионочи» в других городах: то Питер, то Нижний.  

Презентация в Нижнем проходит так мило, что по возвращении пытаюсь рассказать о ней порталу «Вездекультура.ру» (ведь культура-то везде!). Мне объясняют: надо понимать, что это факт слишком частный для освещения. Не понимаю (на портале встречается информация о писательских вечерах), но не спорю.

Июнь. Начало.

РИА «7 новостей» находит свой ракурс в освещении необъятного книжного моря, с которым я сталкиваюсь каждый рабочий день в магазине. Агентство начинает совместный проект с «Книжным Барсом»: «7 книг месяца». Мы перечисляем 7 книг, пользующихся наибольшим спросом у покупателей в какой-то месяц. Если в топе продаж окажется книга рязанского автора, мы и её гордо представим!..

Меня одолевают идеи развернуть сотрудничество агентства и торгового дома: учредить в «Книжном Барсе» что-то вроде дискуссионного клуба по литературным темам. Помните, как комсомольцы 20-х годов устраивали диспуты, где «судили» Онегина и Печорина? В современной русской прозе тоже найдётся кого судить…

«Книжный Барс» – за. РИА «7 новостей» – тоже. Есть лишь одно «но»: диспут без участников вряд ли получится. Нужна аудитория, желательно заинтересованная. Кто это может быть? Завсегдатаи «Книжного Барса» прекрасно проводят время наедине с книгами, нужны ли им «посредники» и обсуждения?.. А тем, кто приходят в магазин за книгой только по сильной надобности?..  

Июнь. 25.

На Красной площади Москвы открывается Десятый Московский международный фестиваль «Книжная ярмарка». Он будет проходить на Красной площади с 25 по 28 июня 2015 г. Это одно из самых крупных и торжественных мероприятий Года литературы, на нём присутствует сам Президент. В составе делегации от «Книжного Барса» я еду на открытие и первому дню выставки-ярмарки посвящаю репортаж. В фотоархиве «Книжного Барса» остаётся уникальный кадр: Владимир Путин смотрит на рязанский стенд с раскрытой книгой краеведа Аграмакова. Наш край не ударил в грязь лицом, продемонстрировал свое книгоиздание на всю страну. Масштаб этой акции трудно переоценить.

На «Книжную ярмарку» аудиторию «сгонять» не надо – площадь запружена людьми. Не все покупают, иные слушают лекции, задают вопросы писателям, – в общем, на Красной площади очевидно, что интерес к литературе в россиянах не угас. Однако потом пресса подсчитывает, что на фестиваль собралось почти на 100 тыс. человек меньше, чем планировалось… А что тогда за МКАДом?..  

Август.

Грядёт второй фестиваль актуальной поэзии «Лубок к Родине» – памяти известного русского поэта, жившего и умершего в Рязани, Алексея Колчева (1975 – 2014). Фестиваль сложился почти стихийно: Алексей Колчев умер в мае 2014 г., уже в августе 2014 г., к его дню рождения, на первый фестиваль съехалось много заметных фигур поэтического мейнстрима. Если захотеть, нет ничего невозможного, даже в Рязань созвать актуальных поэтов.

О феномене поэзии Алексея Колчева я пишу давно: две рецензии выходило в литературных журналах, две статьи в рязанских изданиях. По словам вдовы Колчева, мои тексты Алексею нравились больше, чем других рецензентов. В этом году организаторы меня просят опять анонсировать фестиваль, а я имею наглость предложить и своё участие в круглом столе фестиваля о «литературной самоорганизации». Это самоинициированные «снизу» литературные явления и события – вроде книги Владимира Доронина. О ней хочу рассказать в кругу коллег.

Интервью с координатором фестиваля Ольгой Самохваловой выходит, а с круглым столом все выходит наперекосяк. Модератору, похоже, забыли рассказать о моих статьях про Колчева, он намекает, что на круглый стол кого попало не берут. Приходится предъявлять страницу в «Журнальном зале», доказывая, что не верблюд. Дискуссия организована спустя рукава, говорят в основном модераторы, не доходит дело до нескольких выступлений, когда объявляют финал. Доронину не достаётся внимания публики. Координатор потом говорит, что «зато» удались поэтические чтения. По-моему, зато неуместно, если речь не о междусобойчике.   

Сентябрь.

Неделя (17 – 23 сентября) насыщенной литературной жизни в Уфе, на Первом международном литературном фестивале «Горящая гора». Вне Рязани для меня Год литературы складывается благополучно.

Октябрь. Есенинские дни.

Рязанская библиотека им. Горького с 5 по 7 октября 2015 года проводит Межрегиональный фестиваль национальной книги «Читающий мир». Приглашена безусловная величина литературовед Мариэтта Чудакова, историк Александр Алексеев и группа хороших московских поэтов – Вячеслав Куприянов, Мария Ватутина, Анна Аркатова. Это помимо обширной «рязанской» программы. На фестиваль персонально позвали некоторых знакомых. Похоже, я в числе тех, кого пригласить забыли. После работники библиотеки объясняют: они оповестили секретарей творческих союзов, чтобы они сами оповестили своих членов. Странный подход: будто писатели кто-то вроде крепостных крестьян при союзах!.. Как над членом Русского ПЕН-центра, надо мной в Рязани секретарей нет. На башкирском фестивале всё было наоборот: приглашали участников, невзирая на союзы. Да и тут, когда библиотеке нужен был репортаж о каком-то мероприятии для областной газеты, звонили мне напрямую, а не через редактора газеты, она же секретарь местного отделения Союза журналистов…

После рязанских чтений Мария Ватутина постит в фэйсбуке стихотворение:

Рязань

Нет, все же хорошо перенестись

В уездный город, отстающий в ходе

Истории, сумевшей обойтись

Без города уездного и вроде

Осилившей потерю.

Ноябрь.

«Книжный Барс» и РИА «7 новостей» открывают новую акцию – «Счастливое число»: это квест в зале «Книжного Барса», наградой за который становится покупка интересных книг со скидкой. Немного побаиваемся: заметят ли эту акцию в предрождественском многообразии? К нашей общей радости, книги по акции покупают. Может, подумать, как совместить книжный клуб с игрой?..

Через соцсети рассылаю опрос для этой статьи: «Как вы провели Год литературы? Заметили ли его объявление? Получили ли для себя от него какую-то пользу, новую информацию и т.д.?». Вопросы получают порядка 30 рязанцев: литераторы, журналисты, библиотекари, преподаватели.

Декабрь. Середина.  

18-20 декабря проходит очередное Совещание молодых писателей при Союзе писателей Москвы, я ассистент семинара критики, который ведут Дмитрий Бак и Валерия Пустовая. На семинаре насыщаюсь литературой на несколько месяцев вперёд. Радует, что в Совещание «протоптали тропинку» рязанцы: Ольга Мельник была в семинаре поэзии, в этом году в семинаре прозы приняла участие Елена Аронова, в семинаре драматургии намеревался работать Игорь Витренко. Надеюсь, «дружба» Рязани с Москвой будет продолжаться.

Почти в эти же числа в Санкт-Петербурге проходит несколько грандиозных мероприятий, венчающих Год литературы. 15 декабря с Годом литературы торжественно «прощаются» – с тем, чтобы не проститься, – в новом здании Мариинского театра. На этом мероприятии также выступает Президент России Владимир Путин.

О них специально для РИА «7 новостей» рассказывают непосредственные очевидцы.

Светлана Платова, директор региональной сети книжных магазинов «Книжный Барс» (см. фото):

— Состоялся IV Санкт-Петербургский Международный культурный форум «От Года литературы к читающей стране». Я была слушателем в секции «Литература и чтение», пожалуй, самой многолюдной, объединившей более 2000 участников. Руководителем секции выступила профессор филологии, президент Российской Академии образования, президент Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, в работе секции принимал участие Президент Российского Книжного Союза Сергей Степашин, советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой. Все они зачитывали доклады о современном состоянии книжной отрасли в стране, об уровне книжной культуры, о необходимости поддержки отечественной литературы. Доклады были замечательные, в них реально оценивалось бедственное положение дел в этой сфере и вносились предложения по его улучшению. Ведь девизом форума было «От Года литературы к читающей стране» – все солидарны в желании, чтобы Год литературы стал не разовом акцией, а «продлился» навсегда, чтобы Россия стала по-настоящему читающей страной, где высока и доступность книги гражданам, и их потребность в чтении. Была разработана программа «От Года литературы к читающей стране», предлагающая следующие цели: долю активных читателей от общего числа жителей страны довести до 70 процентов, объём чтения на душу населения – до 11-12 книг в год, обеспеченность народа книжными магазинами – до 40 магазинов на 1 млн. человек, рост числа акций в поддержку книги и чтения – и меры реализации этих усовершенствований. Отдельно говорили и о поддержке читателей и книгораспространителей. Я очень довольна, что о проблемах книги заговорили на таком высоком уровне! Понятно, что сразу всё не сделается, однако выступление Президента России на торжественном закрытии Года литературы вселяет надежду.   

 

Евгений Попов, писатель, автор более чем 20 книг, вице-президент Русского ПЕН-центра (см. фото).

 – Год литературы в России завершился тем, что редко кто из приехавших в Питер ста пятидесяти писателей удостоился чести участвовать в IV Международном Форуме культуры. Я, например, зарегистрировавшись еще на сайте Форума и получив этому подтверждение, бейдждиком для прохода на мероприятия так и не обзавелся, хотя и отстоял за ним часовую очередь. Меня НЕ БЫЛО В СПИСКАХ. Обещали внести, позвонить в гостиницу. НЕ позвонили НИКОГДА. Ну что там, я простой человек, писатель с пятидесятилетним стажем, вице-президент Русского ПЕН-центра, а вот мой друг, знатный французский гость, профессор и всемирно известный собиратель русского искусства эмиграции Рене Герра в очереди стоял, как он мне рассказал, ТРИ часа и еще бы стоял неизвестно сколько, если бы его не узнал замредактора «Российской газеты». Знаменитый питерский прозаик Валерий Попов пробрался в Мариинский дворец нелегально. Наталью Иванову, замредактора литературного журнала «Знамя», не пустили. Даже Евтушенко доказывал, что он Евтушенко.

Всех нас привез Игорь Волгин, глава Фонда Достоевского, чьи конгрессы по литературе всегда проходили блестяще. Но в этом году выделенный ему грант передали Министерству культуры, которое и  устроило вышеописанное безобразие, в просторечии именуемое «бардак». Наши «круглые столы» и доклады в гостинице «Октябрьская», где мы жили, и куда не требовалась регистрация-аккредитация, прошли живо и содержательно. Однако вне гостиницы, например на пресс-конференцию или презентацию книг в Эрмитаже, нас, БЕСПАРТОШНЫХ, водили строем, как зэков, солдат или пионеров. И уж если кто имел несчастье оттуда выйти, то уж назад не пускали.

Что еще? Совершенно не была организована пресс-конференция, тоже посвященная году литературы, пришла ОДНА журналистка из местной газеты, и та стала нам, писателям, читать нотацию, что мы слишком мрачно оцениваем эти итоги ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ. Нас узнавали на улице, но книги мы презентовали друг другу, так это все было организовано.

Замечу, что когда за организацию книжных мероприятий в Москве бралось Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, все получалось. Мне стало ясно, что ведомству Мединского, Министерству культуры, совершенно плевать на литературу.

Хорошо завершился выездной Год литературы, надолго запомнится он писателям и поэтам, которых в Питере  низвели до положения бомжей. Я, собственно, даже обрадовался, что у меня нет бейджиков, пропусков. Бог миловал, не допустив светиться среди официоза.

При сравнении двух рассказов о заключительном событии Года литературы когнитивный диссонанс увеличивается: очень хочется верить в централизованную поддержку литературы, но ведь она невозможна без внимания к ее непосредственным творцам – писателям, а писатели даже на этом форуме оказались не в самом выигрышном положении… А там был цвет русской литературы!.. Не просится ли тут гениальная фраза таможенника Верещагина «За державу обидно!»?..

Декабрь. Последняя неделя.

Открываю свой опрос в «Контакте». Предвкушаю шквал ответов, борьбу мнений. Вижу, что ответили… пятеро. Делайте выводы, как у остальных опрошенных прошёл Год литературы. Правильных выводов может быть минимум два.

Игорь Витренко, драматург (см. фото).

Конечно, я знал, что идет Год литературы. Но никаких изменений, пользы или новой информации не увидел. Я получил стипендию от Минкульта по направлению Союза Театральных Деятелей, но такие стипендии выдавались и в прошлом году. Вошёл в шорт-лист конкурса пьес «Евразия» и в лонг-лист «Действующих лиц», но эти конкурсы возникли не в Год литературы.

Юлия Моисеенко, переводчица (см. фото).

В этом году я заметила в Рязани и в Москве появление новых точек буккроссинга, благодаря которым заметно пополнила домашнюю библиотеку.  Мне понравились проводимые в Рязани фестивали памяти Колчева и «Поехали!», но ведь они не относятся непосредственно к Году Литературы. Что ещё? Если только выставка-иллюзия «Алиса в стране чудес» в московской усадьбе Салтыковых-Чартковых. Феерическое зрелище, но ведь и оно посвящено не нашему Году литературы, а 150-летнему юбилею знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Галина Романова, писатель, автор фэнтези (см. фото).          

Год литературы принёс лично для меня, как для простого смертного: 

1. Моя старшая дочь начала читать. Много читать. С интересом. Определилась с пристрастиями. Младшая тоже интересуется книгами. Часто втроем вечерами сидим и читаем.

2. Муж подарил на день рождения планшет. Теперь для меня доступны и электронные книги (те, которые не могу достать в бумажном варианте).

Как для писателя:

1. Два отказа от издателей. Подряд. Ещё две книги «висят». Тоже, наверное, будет отказ, ибо год выдался провальным для литературы. Попробую издаваться в электронном виде.

2. А больше и ничего. Ни бонусов, ни хороших новостей. Либо я не в курсе, либо государство ничего для поддержки писателей так и не сделало. Сами выживайте, как можете. Даже не знаю, такую профессию вообще признали или нет?

3. На основной работе (педагог-организатор) за полгода меня несколько раз уже УНИЗИЛИ и почти оскорбили за то, что писатель. Мол, у нас у всех есть хобби: «Я вот, например, бисероплетением увлекаюсь, так что же, работу из-за этого откладывать?» И многие мои знакомые тоже не рады положению дел. Так что ничего хорошего год не принес писателям. Нам ведь что надо? Чтобы наши книги издавали, чтобы нас признали, как полноправных членов общества, а не лентяев и нахлебников! И поняли, что писать книги — тоже работа. Она тоже требует времени. И сил.

Константин Паскаль, литератор (см. фото).

Для меня Год литературы был ярким и насыщенным. Впервые за много лет появились публикации: рецензия, предисловие, стихи. В качестве сценариста, чтеца либо ведущего поучаствовал в самых разных литературных проектах: презентациях книг В. Доронина, П. Дикусара, А. Нечаевой, литературном празднике «Любить свою землю» ко Дню славянской письменности и культуры, фестивале современной фантастики «Поехали!», празднике улицы Есенина, Всероссийском Есенинском празднике поэзии, литературно-музыкальном проекте «Всё на русском языке» в Театре на Таганке (читал стихи Симонова в сопровождении ансамбля «Россия»), концерте «Наше время еще занесут на скрижали…» к 100-летию К. Симонова, вечере поэзии «Город воинской доблести», и это еще далеко не все мероприятия. В качестве диктора (впервые!) записал аудиокнигу прозы Е. Маркина, дал несколько интервью о литературе областному радио. Довелось поработать в составе комиссии по присуждению Премии Рязанской области имени Сергея Есенина в области литературы и искусства, в составе жюри фестиваля «Свободный микрофон» в «Старом парке». В общем, было интересно.

Лариса Комракова, журналист (см. фото).

Я, конечно, заметила Год литературы, так как в своей газете вела такую рубрику. Брала интервью у писателей.

Из тех же соцсетей узнаю, что литературный проект «Живое», о деятельности которого РИА «7 новостей» не раз писало, чьё «рождение» приветствовало 2 года назад,  объявил о своём близком закрытии: работает до мая будущего года, затем прекратит существование. Каковы бы ни были причины, мне жаль. Явно конец литературного проекта не лучшая новость «под занавес» Года литературы.

И если теперь меня попросят охарактеризовать миновавший Год литературы кратко, ёмко и литературно, я не смогу этого сделать. Не понимаю, к чему мы, литераторы, ближе: к «Городу Солнца» или «Утраченным иллюзиям»*?

*«Город Солнца» — утопическое произведение средневекового философа Томазо Кампанелла, «Утраченные иллюзии» — роман Оноре де Бальзака.

Елена Сафронова