Наталья Бондарчук: Я всегда защищала справедливость

В конце августа в Рязанской области уже третий год подряд проходят Тарковские чтения.  Каждый год это культурно-просветительское мероприятие, посвящённое теории и практике киноискусства, посещают режиссёры, операторы, сценаристы, актёры, как начинающие, так и уже известные. На первые чтения в Рязань приезжал кинорежиссёр Сергей Соловьёв. В прошлом году мастер-класс в Мясном давал Андрей Звягинцев. На третьих чтениях эту традицию продолжила Наталья Бондарчук. 

В пятницу, 28 августа, в кинотеатре «Люскор» в ТЦ «Круиз» состоялась творческая встреча зрителей с заслуженной артисткой РСФСР, кинорежиссёром и сценаристом Натальей Бондарчук. Наталья Сергеевна рассказала о себе, о своей знаменитой семье – отце Сергее Бондарчуке и матери Инне Макаровой, о ролях в кино и, конечно же, об Андрее Тарковском.

Рассказ о себе и своём становлении как личности, как актрисы, как режиссёра, Наталья Бондарчук начала с самого детства.

– Моя мама – народная артистка СССР Инна Макарова – передаёт всем огромный привет. В свои 87 лет она ходит на высоких каблуках, на творческие вечера приезжает в платьях от Зайцева и всегда кланяется зрителю в пояс.

Именно родители приучили Наталью к любви к искусству и литературе. В доме Макаровой и Бондарчука всегда было много книг. По семейной легенде, первыми словами маленькой Наташи были не «мама» или «папа», а пушкинские строки «и родимая страна вот уж издали видна».

– Потом я поняла, что родилась в семье героев! К четырём годам я уже посмотрела «Молодую гвардию», увидела Любку Шевцову, которая потрясающе танцевала, жгла биржу, сражалась с фашистами. Всё это так сложилось в моём детском сознании, что я была уверена: Любка не погибла! Она спаслась, поступила во ВГИК, стала актрисой и родила меня!

Наталья Сергеевна вспоминает, что долгое время не отделяла того, что происходит на экране, от жизни. Её отец – Сергей Бондарчук – тоже представлялся ей героем, командиром партизанского отряда. И сама Наталья решила стать героем – носила шапку-ушанку и большие сапоги и отчаянно дралась с мальчишками.

–  Я всегда защищала справедливость! – подчеркнула она.

В 15 лет Наталья Бондарчук «заболела» театром. Первый выход на сцену, как это часто бывает, не обошёлся без казуса.

– Я играла Дашу, – вспоминает актриса. – И вот выхожу, вскидываю руки и говорю: «Эх, глаза бы мне побольше…». И вдруг – мальчишеский голос из зала: «А куда тебе больше-то?» Это была первая реакция на мою игру. Я запомнила это на всю жизнь.

А потом был институт кино, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, у которых учились и родители Бондарчук. Наталья с нетерпением ждала первой роли, как и любой молодой актрисе, ей хотелось играть о любви. И первое предложение не заставило себя долго ждать. В конце первого курса к студентке обратился молодой, но уже тогда известный Николай Губенко и предложил главную роль в своём спектакле.

– Я была в восторге. Губенко написал для меня главную роль! О любви, ну конечно, о любви ! – вспоминает Наталья Сергеевна. – И тут он продолжил: «Будешь играть сорокалетнюю женщину, с двумя детьми и мужем алкоголиком». Вот и вся любовь!

Мужа Натальи сыграл однокурсник Вадим Спиридонов, а детей – Николай Ерёменко-младший и Наталья Белохвостикова. Между ними было много эмоциональных сцен, отчаянных драк, студенты выкладывались на все 100%. И даже мастер Герасимов отметил, что они играют «не как в конце первого курса, а как в конце второго». Эта похвала из уст великого режиссёра вскружила молодым артистам головы.

– Наши носы взлетели до небес! А ко мне подошёл Сергей Никоненко и заявил: «Будем играть классику, Наташа!» Я думаю: «Ну всё! Дожила! Сейчас будут букли, шлейфы,  платья в пол…» А он продолжает: «Ставим «Мёртвые души». Играть будешь Коробочку. 80 лет. И никакого грима  – ты и так на неё похожа».

После Коробочки, творческий путь Натальи Бондарчук был просто усыпан ролями старушек, пока не поступило предложение сыграть главную роль в спектакле «Красное и чёрное» по роману Стендаля. Играла она со своим однокурсником Николаем Ерёменко. На премьеру пришёл и отец Натальи Сергей Бондарчук, который  после ухода из семьи не виделся с дочерью пять лет. Наталья не видела его, но знала, что в этот день он в зале. И от волнения не смогла вымолвить не слова. А у её партнёра Ерёменко  от напряжения хлынула кровь носом, и на белоснежной блузке Натальи оказалось огромное пятно. Понимая, что нужно спасать спектакль, молодая актриса одной рукой прикрывала пятно, другой поддерживала Николая, и начала вдохновенный монолог  о любви и от своего имени, и от имени партнёра, и от имени Стендаля. Постепенно в себя пришёл и Ерёменко.

– Мы играли так, как никогда в жизни, – вспоминает Бондарчук. – Потому что боялись друг за друга. Я боялась, что он упадёт, а он – что я опять потеряю дар речи. В перерыве нас уже ждала скорая помощь. А после спектакля ко мне подошёл папа, обнял меня, и мы стояли вдвоём и тихо-тихо плакали… Так что актрисой я стала без него…

Рассказала Наталья Сергеевна и о своей встрече с Андреем Тарковским. Будучи студентками последнего курса ВГИКА, они с Натальей Гвоздиковой случайно встретили в коридоре мужчину в белом кашне и необыкновенной белой шапочке, которых не было в то время ни у кого. «Гений идёт!» — прошептала Гвоздикова. Это и был Тарковский. Он искал героиню для своего фильма «Солярис».

Но первая встреча с гением произошла гораздо раньше. В 13 лет Наталья прочитала «Солярис».

– Испугалась до невозможности, – вспоминает Наталья. – Какая-то женщина, на какой-то планете. Она умерла, потом воскресла, полюбила главного героя… Мёртвая… Я ходила под тяжёлым впечатлением…

Книгу ей дала педагог Наталья Жигалкина. Когда Бондарчук пришла вернуть книгу, на пороге дома увидела странного мужчину, сапогом раздувавшего самовар. В доме у камина сидел не менее интересный человек, а третий незнакомец качался в любимом кресле Натальи. Ему Наташа и отдала книгу. Позже она узнала, что с самоваром был Василий Шукшин, у камина – Андрон Кончаловский, а в кресле – Андрей Тарковский.

– Ещё в 13 лет я из рук в руки передала Тарковскому «Солярис». Из рук в руки! Вы скажете, что это случайность? Нет! Всё предопределено.

В поисках Хари для своего фильма Тарковский пришёл во ВГИК и просматривал студенческие спектакли. Наталью Бондарчук он увидел в роли Гертруды, матери Гамлета, в роли Коробочки, в эпизоде «Вестсайдской истории» и пригласил на пробы. Наталья Сергеевна вспоминает, что играла очень проникновенно, и плакала, и падала. После монолога Хари к ней подошёл Тарковский и сказал: «Молодец! Хорошо играешь. Я тебя не утверждаю…». Режиссёру она показалась слишком молодой по сравнению с Донатасом Банионисом, исполнявшим главную мужскую роль.  И чтобы девушка не очень огорчалась, отправил её на пробы к своей подруге  Ларисе Шепитько. Она снимала по фильм по сценарию Геннадия Шпаликова «Ты и я». Там Бондарчук играла девушку, страдающую от несчастной любви и решившую покончить жизнь самоубийством. Работа над фильмом завершилась, а Тарковский за это время не утвердил ни одну актрису на роль Хари, хотя просмотрел более 30 советских и даже зарубежных артисток. Тогда Бондарчук попросила Ларису Шепитько показать  фрагменты фильма Тарковскому. Режиссёру работа понравилась, он попросил познакомить его с актрисой и с удивлением узнал, что это и есть Бондарчук. И утвердил её в ту же минуту.

Рассказывая об Андрее Тарковском, Наталья Бондарчук призвала не делать из него памятник.

– Он был живым, находчивым, очень изобретательным. Я счастлива, что у меня были моменты общения с таким замечательным человеком. Сегодня таких, как он, к сожалению, нет.

Темой для своих картин Наталья Сергеевна выбрала  «золотой век» русской литературы. Работая над фильмами о Пушкине, Гоголе, Тютчеве, она  уделяла особое внимание не только знакомым  со школьной скамьи фактам из биографии своих героев, но и малоизвестным подробностям.

– Я всегда уделяю пристальное внимание именно деталям, – подчеркнула Наталья Бондарчук.  – В моей жизни детали всегда играли огромную роль.

Так, в Рязани она рассказала о том, как искала кольцо, подаренное Пушкиным Марии Раевской. Александра Сергеевича поразила красота юной Марии, и он решил сделать ей подарок. Но в 19 веке мужчина не мог так запросто преподнести кольцо понравившейся даме. И Пушкину пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это. Он придумал игру в фанты, задал вопрос «Кому достанется это колечко?» и вытянул бумажку с именем Мари. Так подарок был сделан. Но никто не знал, что в тот вечер «Мари» было написано на каждой бумажке, и у других дам просто не было шансев. Это было кольцо-печать с тремя ангелами в лодочке. Мари приняла кольцо и не расставалась с ним до конца дней, сохранив даже в ссылке, куда она отправилась вслед за мужем-декабристом.

Задумав картину о Пушкине, Наталья Бондарчук решила во что бы то ни стало разыскать это кольцо. Уже шла работа над фильмом, а кольца не было. Она даже стала сомневаться в достоверности этой истории и пересказала её сотрудницам музея-квартиры Пушкина на Мойке.  Оказалось, что «знаменитое» кольцо всё это время хранилось  именно здесь. И Наталье Сергеевне позволили снять его точную копию, которую и можно увидеть в фильме «Пушкин. Последняя дуэль».

Второй фильм, посвящённый классику русской литературы, «Гоголь. Ближайший», Наталья Бондарчук снимала в Полтаве, которую она очень любит. Режиссёр рассказала, что у неё была замечательная украинская группа, на съёмках царила атмосфера любви и дружбы, и трудно было представить, что совсем скоро Наталье Бондарчук запретят въезд на Украину, после выхода документального фильма о Крыме и Севастополе «Лично меня касается».

Инаковость, неординарность, противоречивость Гоголя в фильме Натальи Бондарчук прекрасно отразил театральный актёр Евгений Редько. К концу жизни Гоголь понял, что всё, что он написал, все мысли и образы, которые он создал, — живые. И он будет нести за них ответственность. 

 – А сегодня режиссёры и сценаристы работают над фильмами , пусть и хорошими,  об убийцах и вампирах, актёры трудятся над ними, вкладывают душу, молодёжь смотрит… А потом появляются самые страшные преступления. Ведь всё, что мы делам, имеет какую-то причинно-следственную связь. Всё возвращается бумерангом, – уверена Бондарчук. – И Гоголь это понял. Истинный художник должен это понимать.

В качестве подтверждения своих слов Наталья Бондарчук привела творческое завещание Андрея Тарковского – фильм «Жертвоприношение». Суть его в том, что даже если во всём мире произойдёт атомная война, и найдётся человек, который будет умолять Всевышнего вернуть мирное время, а взамен пообещает оставить свой дом, семью, всё, что ему дорого, эта жертва будет принята. И только один человек будет знать, какой ценой восстановлен мир на земле.

– Я уверена, что всё в нашей жизни не случайно, и возможно после этой встречи, после просмотра фильма кто-то перечитает Гоголя, а может – и впервые откроет для себя его книги, его «Божественную литургию» – последнее произведение.

Не случайно, по словам Натальи Сергеевны, и то, что именно 27 августа, в день кино, родилась её дочь Маша. Мария Бурляева пошла по стопам своих знаменитых родителей и стала актрисой. Она исполнила одну из главных ролей в фильме «Гоголь. Ближайший». Она же сыграла и ещё в одной картине Натальи Бондарчук, ещё не вышедшей на широкий экран, – сказке «Тайны Снежной королевы».

– Я не могу не поделиться с вами этой работой. Я очень люблю Андерсена и эту сказку. Над «Тайнами Снежной королевы» я тружусь уже третий год! В неё вложены все мои средства и средства моей мамы,  – рассказала Наталья Бондарчук и подарила рязанцам возможность одними из первых увидеть фрагменты будущей сказки.

Эта красочная костюмированная история с Анной Снаткиной и Игорем Петренко в главных ролях несомненно станет прекрасным подарком для детей и взрослых.

Продолжая встречу со зрителями, Мария Бурляева исполнила песни на свои стихи. А затем творческий вечер Натальи Бондарчук продолжился просмотром фильма «Гоголь. Ближайший». В тот же день рязанцы могли пообщаться с Натальей Бондарчук в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества, где был показан фильм «Пушкин. Последняя дуэль».  А на следующий день Наталя Сергеевна посетила посёлок Мясной и встретилась со студентами ВГИКа, участниками третьих Тарковских чтений и конкурса «Океан Солярис – острова памяти».

Записала Ирина Бочарова