Акценты 7 июля 2015 15:48 Просмотров: 76

Сергей Оселков: В патриотическом воспитании важен творческий подход

Главный дирижёр, художественный руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра пообщался со студентами отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина в рамках регионального проекта «Медиаобразование».

Главный дирижёр, художественный руководитель Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергей Оселков пообщался со студентами отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина в рамках регионального проекта «Медиаобразование».

Чем Вам запомнился день празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне?

– Весь день был посвящён подготовке к вечернему концерту, который назывался «Победный май» и проходил на площади Победы. Решались организационные вопросы. Репетировали мы на улице, и, конечно, во время репетиции было очень много слушателей, которые просто прогуливались неподалёку. Концерт начался со всероссийской минуты молчания и завершился победным салютом. День прошёл очень ярко и насыщенно, мы все, конечно, устали и морально и физически, но в этот великий и священный праздник усталость отходит на второй план. Её совершенно не замечаешь.

Какую музыку исполнял оркестр в этот вечер?

– В программе концерта были в основном песни о Великой Отечественной войне, написанные на музыку таких композиторов, как Дунаевский, Соловьев-Седой. Также звучала музыка из советских и российских кинофильмов патриотической направленности.

Как Вы считаете, какую роль сыграла музыка в нашей Победе?

– Во время Великой Отечественной войны музыка и песни духовно поддерживали солдат. Слушая музыку, они вспоминали своих родных. Ведь воины шли в атаку с мыслями о своих матерях, детях и жёнах, многих из которых  звали Екатеринами.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос патриотического воспитания молодёжи, хотят даже ввести такие уроки…  Как Вы относитесь к этому?

– Знаете, для того, чтобы воспитать человека, мало заниматься с ним только одним предметом, например, математикой или литературой. Нужно заниматься всем в комплексе, это должны быть и гуманитарные предметы, и точные науки. Что касается уроков патриотизма, я думаю, что это очень близко к урокам истории. Ведь патриотизм, как правило, проявляется в тяжелое время. Когда спокойная размеренная жизнь, вроде как нет места подвигу. Если же что-то случается с его Родиной, с его страной, то человек должен понимать, что он обязан встать на защиту. При помощи оружия, слова или же музыки…

Как по-вашему можно добиться этого баланса, чтобы учащийся не воспринимал уроки патриотического воспитания как «обязаловку»?

– Я считаю, что в патриотическом воспитании, не только молодёжи, но и взрослых людей, важен творческий подход. Если он найден, ни у кого никогда не возникнет впечатления, что ему что-то навязывают.

В воспитании патриотизма значительную роль должны играть родители?

– Действительно очень многое зависит от того, насколько родители хорошо воспитывают своего ребёнка в раннем возрасте, какие вкусы, какие ценности они закладывают в его сознание.

На какой музыке Вы росли, какую музыку слушали Ваши родители?

– Мои родители профессиональные музыканты и, конечно, с детства в нашем доме звучала классическая музыка. Но родители никогда не заставляли заниматься музыкой из-под палки. Просто в процессе подготовки к своим репетициям мой папа, он тоже дирижер, играл партитуры на фортепиано, музыку он слушал музыку на пластинках и, безусловно, это отпечатывалось у меня в сознании, это и подтолкнуло меня на то, чтобы посвятить музыке всю свою жизнь.

Так вот, у советского композитора Дмитрия Шостаковича есть 15 симфоний, одна из них носит название «1905 год». В ней звучат мелодии народных революционных песен начала XX века, эти песни говорили о тяжёлой судьбе определённых слоев общества, о тяжёлой судьбе Российского государства в тот период. Шостакович на основе этой музыки создал картину событий, которые произошли 9 января 1905 года, в истории этот день называется «Кровавое воскресенье», тогда был расстрел мирной демонстрации на Дворцовой площади в Петербурге. Мой папа слушал это произведение, подозвал меня к себе и говорит: «Вот послушай, как композитор посредством музыкальных инструментов изобразил не просто характер, а нарисовал нам перед глазами целую картину».

Перед глазами представали эти снежные вихри, эти порывы ветра на огромной площади, эта стихийная толпа, которая идёт и не знает, что в неё сейчас будут стрелять. И в конце непосредственно сцена расстрела. Представляете, какое мастерство композитора, какие возможности есть у музыкальных инструментов, что вот так можно изобразить реальную жизненную драму. И когда я услышал сцену расстрела этой толпы, меня это настолько захватило, что я захотел заниматься на ударных инструментах, потому что они играли там очень важную роль. Начал заниматься и вот чем это все закончилось…

Не так давно завершилась серия концертов для студентов «Gaudeamus igitur» … Кому принадлежала идея этого проекта? Можно ли сказать, что Вы посредством этих концертов воспитывали молодое поколение?

Вы знаете, на наших вечерних академических концертах, где мы играем серьёзную музыку, я не очень часто вижу молодёжь. В основном это средний и пожилой возраст. И для меня важно, чтобы не было этих возрастных пробелов среди нашей публики. Ведь время идёт, некоторые люди уходят, а кто приходит вместо них в концертный зал?

К сожалению, нет такой программы, которая приучала бы нашу молодёжь к тому, что симфоническая музыка – это не скучно, это очень интересно. И что музыка – это одно из самых главных и выразительных видов искусства. Поэтому мы вместе с руководителем филармонии Галиной Николаевной Соколовой  решили сделать отдельный цикл для учащихся вузов. Я надеюсь, что слушателям это понравилось, и в следующий раз они уже будут знать, что такое симфонический оркестр, какую музыку исполняет, и они будут приходить на наши концерты, станут нашими постоянными слушателями. Вот это было нашей основной целью.

А будет ли продолжаться проект «Gaudeamus igitur»?

– Да, безусловно.

Вы сказали, что мало молодёжи на концертах… Может быть, потому что классическая  музыка считается некой элитарной культурой? Как Вы вообще относитесь к этому понятию?

– Я не отношусь к этому, как к элитарному, по одной простой причине – суть культуры, как таковой, заключается в том, чтобы все люди были культурными, и никакого разделения тут не может быть. А как вообще тут можно разделить: вот эта часть людей  культурная, а вот это бескультурная что ли, какие-то слабоумные, недалёкие? Культура должна касаться всех.

В одном из своих интервью Вы охарактеризовали себя как «ласковый диктатор». В этом году вышел фильм «Одержимость», где во взаимоотношениях дирижёра и музыканта присутствует весь спектр эмоций: слёзы, кровь, доходит чуть ли не до рукоприкладства. А какие у Вас методы воздействия на музыкантов?

– Крови и рукоприкладства точно нет, а методы воздействия разные, в зависимости от ситуации. Понимаете, музыка – это ведь такая вещь, которая очень сильно человека заводит, он психологически находится в таком взвинченном состоянии, и поэтому какая-то мелочь обидная, какая-то ошибка может его выбить из колеи. Вот это не очень хорошо, этого надо избегать. Кто такой дирижер, какая у него задача? У него роль некоего медиума между композитором, оркестром и публикой. Он выполняет функцию проводника мыслей композитора, через музыкантов оркестра – слушателям. Поэтому здесь очень важно, чтобы эмоции и чувства были только положительными и не превращались в гнев. Как только появляется гнев, так сразу начинаются и слёзы и… как в фильме, о котором Вы сказали.

Ещё несколько вопросов, не связанных с профессией. Вы как то говорили, что, будь у вас больше свободного времени, вашим хобби было бы путешествие.

– Да, очень люблю. Если бы сейчас мне сказали: «Вот у тебя есть время, выбирай место, куда бы ты хотел поехать». И даже не отдыхать, а  именно посмотреть, что я никогда не видел, то я бы поехал, наверное, в Париж.

Как Вы относитесь к народной музыке?

– К народной музыке у меня очень хорошее отношение. Знаете, буквально на днях  я, с одной стороны к своему стыду, а с другой – к радости, узнал, что Чайковский  в одном произведении использовал баян. Я об этом не знал! Это к связи народной музыки и классической.

И в завершение: можно задать несколько вопросов из опросника Марселя Пруста?

– Да, давайте. Это как у Познера что ли? (улыбается)

Да, да. Это как раз у него и подсмотрели. Что для вас идея о счастье?

– Чтобы был мир на Земле.

Что для вас идея о несчастье?

– Война.

Ваш любимый цвет и цветок?

– Мой любимый цветок – это аленький цветочек. А цвет мой любимый – чёрный.

Если бы Вы могли стать кем-то другим, то кем бы Вы стали?

– Меня бы не было тогда, наверное.

Спасибо большое, что уделили нам время.

Беседовали студенты отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина, участники регионального проекта «Медиаобразование» Дмитрий Хибарин и Альбин Томилов.

Фото Андрея Павлушина



НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
Загрузка...

Популярные новости

Вверх